о признании права сосбвтенности в порядке наследования на домовладение



Дело № 2-6281/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Дорыдановой И.В.,

при секретаре Вагаповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Губина ФИО13 к администрации г. Липецка о признании права собственности в порядке наследования,

установил:

Губин И.А. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о признании права собственности на домовладение в порядке наследования. В обоснование своих исковых требований ссылается на то, что после смерти его отца Губина А.Н. осталось наследство в виде дома расположенного по адресу: <адрес>,собственником которого являлась мать его отца -ФИО1 После смерти его бабушки( матери его отца) ФИО1, его отец ФИО2 к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, однако фактически принял наследство, поскольку проживал в указанном доме, благоустраивал и перестраивал его. Поскольку истец является единственным наследником после смерти его отца ФИО2 и фактически вступил во владение указанным домовладением, просил признать за ним право собственности в порядке наследования на домовладение расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Губин И.А. исковые требования поддержал, при этом ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, объяснил, в установленный законом срок он обратился с заявлением о принятии наследства к нотариусу. В выдаче свидетельства о праве на наследство на домовладение ему было отказано. Просил признать за ним право собственности на домовладение.

Представитель ответчика администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщили.

Третьи лица Губин Н.А., Платова С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщили. Третье лицо Губин Н.А. в объяснениях данных суду ранее не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав истца Губина И.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Судом установлено, что домовладение <адрес> принадлежало Губиной ФИО14 на основании подворной записи <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г.,инвентарное дело №,что подтверждается архивной копией от ДД.ММ.ГГГГ№ регистрационного удостоверения №, выданного Липецким <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № инв.г.Липецк.

Как следует их технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на домовладение <адрес>, указанное домовладение зарегистрировано в материалах центра технической инвентаризации за ФИО1, юридически документы не оформлены. По данным последней инвентаризации домовладение состоит из жилого дома лит.А (полуразрушенный: остаточный процент конструктивных элементов -67%), кроме того, имеется пристройка лит.а (полуразрушенная).

Данное обстоятельство также подтверждается и кадастровым паспортом на данное домовладение.

Таким образом, судом установлено, что объект – домовладение <адрес> не разрушен полностью, имеет место утрата конструктивных элементов жилого дома 67 %, кроме того имеется полуразрушенная пристройка, т.е домовладение является объектом недвижимости, так как данный объект связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные доводы, суду не представлено. Также не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что указанные строения затрагивают чьи-либо права и законные интересы, и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО1 принадлежало домовладение <адрес>, состоящее из жилого дома лит. лит.А(полуразрушенный: остаточный процент конструктивных элементов -67%) и пристройки лит.а.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ матерью Губина ФИО15 является Губина ФИО16

В соответствии со свидетельством о смерти № ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, после смерти ФИО1 открылось наследство, в виде домовладения <адрес>.

Из материалов наследственного дела к имуществу Губина ФИО17, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследственное дело к имуществу Губиной ФИО18 умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Часть 2 ст.1153 ГКРФ предусматривает, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Из объяснений истца Губина И.А. следует, что фактически его отец ФИО2 принял наследство, поскольку вступил во владение домовладением <адрес>, а именно он проживал в указанном доме, благоустраивал и перестраивал его.

Из домовой книги следует, что ФИО8 был зарегистрирован в <адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при жизни ФИО2 принял наследство, поскольку фактически вступил во владение домовладением <адрес>.

Согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № отцом Губина И.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является Губин ФИО19

Согласно свидетельства о расторжении брака №,ДД.ММ.ГГГГ брак между Губиным ФИО20 и Губиной ФИО21 расторгнут.

Согласно свидетельства о смерти № Губин ФИО22 умер ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов наследственного дела к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ следует, что, Губин И.А. -сын ФИО2 в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2, другие наследники с заявление о принятии наследства не обращались. Нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку наследником не представлены документы, подтверждающие право умершего на данный объект недвижимости.

Из объяснений истца Губина И.А. следует, что он является единственным наследником умершего ФИО2 и фактически он вступил во владение домовладением <адрес>.

При этом, исходя из положений ст.4, ст. 222 ГК РФ к спорным правоотношениям в прежней редакции, поскольку спор возник до 01.09.2006 г.

А также с учетом положений Конституции Российской Федерации (ст. 15, 17, 19 и 55), исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, считает, что возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данное положение корреспондирует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту (и вытекающая из этого свобода пользования имуществом) не ущемляет право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 Протокола N 1 в редакции Протокола N 11).

Применение ч.3 ст. 222 ГК РФ в новой редакции, привело бы нарушению прав истца, лишению его возможности осуществлять прав собственника в полном объеме, что является недопустимым.

Согласно ст. 109 ГК РСФСР, гражданин, построивший жилой дом (дачу) или часть дома (дачи) без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил, не вправе распоряжаться этим домом (дачей) или частью дома (дачи) - продавать, дарить, сдавать внаем, и т.п.

Самовольные постройки подлежали сносу по решению соответствующего исполнительного Совета народных депутатов, или безвозмездному изъятию по решению суда (ч.2,3 ст.109 ГК РСФСР).

Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ в прежней редакции, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Исходя из содержания указанной правовой нормы, право собственности на самовольную постройку могло быть приобретено при условии легального владения лицом земельным участком, на котором она расположена, или предоставления ему этого земельного участка для легального владения в будущем.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>.

Суд учитывает, что в установленном законом порядке органы власти и управления, спорный земельный участок не изымали, с иском о сносе самовольной постройки в суд не обращались, в настоящее время орган, к ведению которого отнесено распоряжение земельными участками не возражает против предоставления участка под домовладение при условии признания права собственности на недвижимое имущество, полагает требования истца о признании права собственности на самовольное строение в порядке наследования подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, учитывая те обстоятельства, что истец Губин И.А. фактически вступил во владение домовладением <адрес>, другие наследники с заявление о принятии наследства не обращались, при таких обстоятельствах суд считает требования Губина И.А. о признании права собственности подлежат удовлетворению, суд считает признать за Губиным И.А. право собственности на домовладение <адрес>, состоящего из жилого дома лит. А (полуразрушенный: остаточный процент конструктивных элементов -67%), пристройку лит.а.(полуразрушенная).в порядке наследования имущества Губина ФИО23, умершего ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Поскольку даны решением суда за истцом признано право собственности на долю домовладения, следовательно данное решение подлежит регистрации в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Губиным ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования на домовладение с утратой конструктивных элементов 67 %, полуразрушенную пристройку лит. а, расположенные по адресу: <адрес>, состоящего из жилого дома лит. А (утрата конструктивных элементов 67%), пристройки лит. а (полуразрушенной).

Решение является основанием для государственно регистрации права в УФРС по Липецкой области и внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий И.В.Дорыданова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.