Дело № 2-277/2011 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Быковой Т.Ю.,
при секретаре Кацаповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах Богомолова ФИО7 к УВД по Липецкой области, МВД РФ об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью,
установил:
Прокурор Правобережного района г. Липецка в интересах Богомолова А.Б., инвалида 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Липецкой области, Министерству внутренних дел РФ об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, указывая, что решением Правобережного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ Богомолову А.Б. установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> начиная с 01 декабря 2004 г. до 01.01.2007 г. Просит проиндексировать указанные выплаты 01.01.2005 г. по 20.07.2006 г., взыскать с УВД по Липецкой области в пользу Богомолова А.Б. недополученную ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью с учетом индексации в размере <данные изъяты>
В судебное заседание прокурор Правобережного района г. Липецка, истец Богомолов А.Б. не явились, извещены судом надлежащим образом, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчиков УВД по Липецкой области по доверенности Коротина И.Г. исковые требования не признала по тем основаниям, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ определена ежемесячная фиксированная сумма возмещения вреда, при индексации судом суммы возмещения вреда будет применяться двойной механизм индексации. Просила в иске отказать.
Представитель МВД РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя УВД по Липецкой области, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является инвалидом 2 группы, причиной инвалидности является увечье, полученное им при исполнении обязанностей военной службы и связано с аварией на ЧАЭС, что подтверждается справкой МСЭ и удостоверением, инвалидность установлена до 01.08.2011. (л.д.10 ).
Решением Правобережного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца с УВД Липецкой области из средств федерального бюджета взыскана ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью -<данные изъяты>. Данное решение в силу ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение.(л.д.5-9).
Согласно справке УВД по Липецкой области № 67/2007 от 06.12.2010 г., истец получал ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> коп., начиная с 01.12.2004 г. до 20.07.2006 г. ( по исполнительному листу от ДД.ММ.ГГГГ)
Данная сумма выплачивалась истцу ответчиком без проведения ее индексации, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ, что не оспаривалось представителем ответчика в суде.
Федеральным Законом № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации» «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. (в ред. ФЗ № 31-ФЗ от 26.04.2004 г.) предусматривается ежегодная индексация сумм в возмещение вреда здоровью исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, то есть в начале инфляционного периода.
В соответствии со ст. 208 ГКРФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более, чем за три года предшествовавшие предъявлению иска.
Однако положения названной нормы подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованием о возмещении вреда, когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 г. № 445-О, не могут применяться положения Гражданского Кодекса РФ, препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда причиненного из жизни или здоровью, в том числе вследствие Чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты.
Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.
Закон РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Заявитель являлся получателем выплат в возмещение вреда здоровью в сумме <данные изъяты>., однако в период с 01.01.2005 г. по 20.07.2006 г. указанная сумма ответчиком не индексировалась. Таким образом, суд полагает, что исковые требования прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах Богомолова А.Б. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.04.2004 г. №31-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 г. № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ( с изменениями от 24.03.2006 г., от 03 марта 2007 г.) определено осуществить с 01.01.2005 г. индексацию сумм в возмещение вреда здоровью, с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом РФ «О федеральном бюджете на 2005 год».
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2006 г. предусмотрена индексация выплат с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год».
До настоящего момента Правительством РФ не установлен соответствующий Порядок индексации ежемесячных сумм. Отсутствие подзаконного нормативного акта регулирующего порядок индексации, не является основанием для отказа в индексации.
Согласно решению Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ истцу индексировалась сумма возмещения вреда здоровью начиная с 01.11.2002 г. по ноябрь 2004 г. на индексы 1.772, 1.173, 1.1, однако с 01 января 2005 г. индекс инфляции составляет - 1,11; соответственно, сумма в возмещение вреда здоровью должна быть рассчитана следующим образом:
С 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г.: <данные изъяты>
С 01.01.2006 г. индекс инфляции составляет - 1,09, следовательно сумма в возмещение вреда здоровью составляет:
<данные изъяты>
Недополученная сумма возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2005 г. по 20.07.2006 г. включительно составляет:
С 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г.: (<данные изъяты>
С 01.01.2006 г. по 30.06.2006 г. : (<данные изъяты>
С 01.07.2006 г. по 20.07.2006 г.: (<данные изъяты>
Общая недополученная сумма за период с 01.01.2005 г. по 20.07.2006 г. составляет: <данные изъяты>
С 21.07.2006 г. УВД по Липецкой области выплачивает истцу ежемесячно в возмещение вреда здоровью <данные изъяты>. согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 г.№171,что является выгодным для истца.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 г. №542 «Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено: (п.6 Правил) «Финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел…, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ним служба. В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
УВД по Липецкой области по отношению к истцу Богомолову А.Б. является органом социальной защиты.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.
Поскольку Прокурор Правобережного района г. Липецка и Богомолов А.Б. освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд взыскивает с ответчика УВД по Липецкой области госпошлину в сумме <данные изъяты> руб. в бюджет городского образования г. Липецка.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать через Управление внутренних дел по Липецкой области из средств федерального бюджета в пользу Богомолова ФИО8 единовременно недополученную сумму возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2005 г. по 20.07.2006 г. <данные изъяты>.
Взыскать с УВД по Липецкой области в доход бюджета городского образования г. Липецка государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ