о признании приказов незаконными,зачете периодов службы в льготном исчислении



Дело № 2-148/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Сундеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Ларина ФИО11 к УВД по Липецкой области, МВД РФ, Управлению ВОГО и П МВД РФ о признании незаконными приказов и зачете в выслугу лет периода нахождения в командировке,

установил:

Ларин С.И. обратился в суд с иском УВД по Липецкой области, МВД РФ, Управлению ВОГО и П МВД РФ о признании незаконными приказов и зачете в выслугу лет периода нахождения в командировке. В обоснование заявленных требований указал, что приказом начальника УВД Липецкой области направлен в служебную командировку в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач в СКР в составе мобильных отрядов на 180 суток. В командировке находился с 04.04.2003 года по 10.10.2003 года и принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКР. Приказами руководителя ВОГО и П МВД РФ в отношении него неправильно определены периоды участия в контртеррористической операции и неправильно определен период выслуги лет. Просил признать незаконными приказы руководителя ВОГО и П МВД РФ № 1841 от 02.05.2003 года, № 2399 от 06.06.2003 года, № 2816 от 03.07.2003 года, № 3201 от 01.08.2003 года, № 4250 от 03.09.2003 года, № 4892 от 01.10.2003 года в части определения периода участия в проведении КТО на территории СКР РФ, обязать УВД по Липецкой области засчитать ему период с 04.04.2003 года по 10.10.2003 года в выслугу лет для начисления пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.

В судебном заседании представитель истца Ларина С.И. по доверенности ФИО3 поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Дополнительно объяснила, что ее доверитель во время служебной командировки ежедневно выполнял боевые задачи: охранял блок-посты, участвовал в обнаружении боевых «схронов» - складов оружия, участвовал в выявлении лиц, причастных к бандформированиям, «зачистках», проверял транспорт, участвовал в патрулировании. Ежедневно был с боевым оружием, средствами индивидуальной защиты. Просила иск удовлетворить.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель ответчика УВД по Липецкой области по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, объяснила, что приказом начальника УВД по Липецкой области дни фактического участия истца в КТО согласно указу Президента РФ от 07.06.2000 года №1054, постановления Правительства РФ от 07.05.2004 года №535 и на основании приказов руководителя группы управления ВОГОиП РВД РФ засчитаны в срок службы в специальных званиях и исчислении выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях - 1 день службы за 3дня, остальной период командировки - в льготном исчислении 1 месяц за 1,5 месяца. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители ответчиков МВД РФ и УВОГО и П МВД РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве УВОГОиП МВД РФ просили рассмотреть дело в их отсутствие, полагали исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку установление факта участия в КТО или боевых действиях является исключительной прерогативой руководителя РОШ, никакие другие документы не могут служить доказательством подтверждения факта участия в КТО.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, выслушав свидетелей, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 130-ФЗ от 25.07.1998 года «О борьбе с терроризмом» с последующими изменениями (Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 01.01.2007 года) контртеррористическая операция - это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции; зона проведения контртеррористической операции - это отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Целями борьбы с терроризмом согласно ст. 5 Закона являются защита личности, общества и государства от терроризма; предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизации ее последствий; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (ст.16 Закона).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», вступившего в силу 10.03.2006 года, контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Согласно ст. 12 названного Закона решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

Указом Президента РФ от 22.01.2001 года № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» в целях повышения оперативности действий сил и средств, участвующих в проведении КТО на территории Северо-Кавказского региона РФ, постановлено создать Оперативный штаб по управлению КТО, Региональный штаб, который осуществляет руководство и управление специальными силами и средствами, принимает решения об их использовании. МВД России указано выделить необходимые специальные силы и средства для непосредственного обнаружения и пресечения деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона. Каких-либо доказательств о принятии Оперативным штабом по управлению КТО либо другим уполномоченным органом решения об окончании проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в суд не представлено.

Указом Президента РФ от 23.09.1999 года № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (рассекреченным Указом Президента РФ от 22.01.2001 года № 61) было поручено Правительству РФ определить порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, выполняющим (выполнявшим) задачи в составе Объединенной группировки и Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. По смыслу данного указа участие в контртеррористических операциях это не только участие в боевых действиях, но и в иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Согласно директиве руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории СКР РФ от 03.09.2000 года к перечню боевых задач, выполняемых на территории Чеченской Республики, относятся: разведывательно-поисковые (разведывательно-боевые) засадные действия; несение боевого дежурства на блокпостах, в боевом охранении базовых районов; перевозка личного состава, воинских грузов, сопровождение автомобильных колонн; поиск, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности и др.

Одной из основных задач ВОГО и П является участие в проведении КТО, выполнение в установленной зоне ответственности оперативно-служебных и боевых задач, связанных с проведением КТО, обеспечением правопорядка и общественной безопасности граждан. В функции входит проведение самостоятельно и совместно с другими правоохранительными органами, воинскими частями МВД России и Вооруженных Сил РФ мероприятий по обезвреживанию бандформирований, незаконных вооруженных формирований, обнаружению и изъятию огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотических средств и других, запрещенных к обороту предметов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.02.2001 года № 135-9 «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам ОВД и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона» (в редакции постановления от 26.04.2001 года № 315-22) контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона непосредственно проводят специальные силы по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона и силы Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций.

Согласно постановлению от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ» время участия военнослужащих и сотрудников в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы (службы) за 3 месяца.

При этом руководитель РОШ организует проверку представленных донесений и в пятидневный срок по завершению каждой контртеррористической операции издает приказ, в котором указывается место (границы зоны) и общий период ее проведения, периоды участия каждой воинской части, органа и подразделения в операции и фактическое количество личного состава, непосредственно привлекавшегося от этих воинских частей, органов и подразделений к участию в операции. На основании выписок из этих приказов руководителя РОШ командиры воинских частей, органов и подразделений издают приказы о периодах фактического участия каждого военнослужащего (сотрудника) в проведении КТО с указанием воинского (специального) звания, фамилии, имени, отчества военнослужащего (сотрудника), личного номера, условного наименования воинской части, органа и подразделения, в составе которого военнослужащий (сотрудник) принимал участие в КТО, дат или периодов участие в этих операциях и суммы вознаграждения, полагающейся к выплате.

Судом установлено, что Ларин С.И. – <данные изъяты>, приказом начальника УВД Липецкой области № 043 л/с от 24.03.2003 года направлен в служебную командировку в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач в СКР в составе мобильных отрядов на 180 суток. Согласно командировочному удостоверению истец находился в командировке в Наурском районе Чеченской республики с 04.04.2003 года по 10.10.2003 года.

Приказами ВОГО и П МВД РФ № 1841 от 02.05.2003 года, № 2399 от 06.06.2003 года, № 2816 от 03.07.2003 года, № 3201 от 01.08.2003 года, № 4250 от 03.09.2003 года, № 4892 от 01.10.2003 года истцу установлены дни фактического участия в КТО по 2 дня участия за каждый месяц.

Приказом начальника УВД по Липецкой области дни фактического участия истца в КТО согласно указу Президента РФ от 07.06.2000 года №1054, постановления Правительства РФ от 07.05.2004 года №535 и на основании приказов руководителя группы управления ВОГОиП РВД РФ засчитаны в срок службы в специальных званиях и исчислении выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях - 1 день службы за 3 дня, остальной период командировки - в льготном исчислении 1 месяц за 1,5 месяца.

Истец полагал, что зачету в льготном исчислении1 день службы за 3 дня подлежит весь период его пребывания в командировке.

В подтверждении ежедневного участия в КТО в период командировки были допрошены свидетели: ФИО5, ФИО6, которые показали, что находились вместе с Лариным С.И. в период с 04.04.2003 года по 10.10.2003 года в служебной командировке в Чеченской Республике в Наурском районе. Весь период командировки ежедневно участвовали в выполнении боевых задач, несли боевое дежурство, охраняли здание РОВД, для этого были экипированы в УВД по Липецкой области оружием, бронежилетами, касками. Охраняли блок-посты, несли дежурство на мосту через реку Терек, проверяли перевозимые грузы, досматривали грузы и физических лиц. Выходных и праздничных дней в период командировки не было.

Показали, что Ларин С.И. совместно с ними выполнял ежедневно выше перечисленные задачи.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает, что показания свидетелей не являются достаточными для установления факта участия истца ежедневно в контртеррористической операции. Каких-либо доказательств о принятии Оперативным штабом по управлению контртеррористическими операциями либо другим уполномоченным органом решения о проведении и об окончании проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в спорные период суду не представлено.

При этом само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий не означает фактического участия в боевых действиях.

Довод представителя истца о том, что на основании показаний Ларина С.И. как свидетеля было постановлено решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14.04.2004 года по делу № года по делу по иску ФИО7, ФИО8, ФИО6 и других к УВД администрации Липецкой области, МВД РФ, руководителю ГУ ВОГО и П МВД РФ о зачете в выслугу лет для назначения пенсии времени нахождения в командировке в льготном исчислении, признании частично незаконными приказов и взыскании денежных средств за участие в выполнении боевых задач на территории Северо-Кавказкого региона, которым полностью удовлетворены требования истцов, которые одновременно с Лариным С.И. находились в служебной командировке. Полагала, что данное решение является преюдициальным, значения не имеет, поскольку в нем рассматривались требования иных лиц. Следовательно, судом не может быть принято во внимание. Доказательств того, что Ларин С.И. ежедневно, находясь в служебной командировке, принимал участие в боевых действиях суду не представлено.

Таким образом, все время нахождения истца в служебной командировке в Чеченской Республике в названный период времени не может быть засчитано в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, поскольку само по себе нахождение истца в служебной командировке в ЧР не может расцениваться как участие в контртеррористических операциях, если они не связаны с непосредственным участием истца именно в специальных мероприятиях по пресечению террористической акции, обеспечению безопасности физических лиц, обезвреживанию террористов, минимизации последствий террористической акции.

Оснований для перерасчета стажа службы истцу не имеется.

При таких обстоятельствах суд полагает в иске Ларина С.И. к УВД по Липецкой области, МВД РФ, Управлению ВОГО и П МВД РФ о признании незаконными приказов и зачете в выслугу лет периода нахождения в командировке отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Ларина ФИО12 к УВД по Липецкой области, МВД РФ, Управлению ВОГО и П МВД РФ о признании незаконными приказов и зачете в выслугу лет периода нахождения в командировке отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 07.02.1011 года.