Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Чуносовой О.А.,
при секретаре Лабутиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по заявлению Прохорина ФИО7 об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным,
установил:
Прохорин А.М. обратился в суд с заявлением о признании решения УСЗН Липецкой области об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным. В обоснование своих требований указал, что имеет общий трудовой стаж более 36 лет, от имени ЦК ВЛКСМ за достижения высоких трудовых показателей и активное участие в общественной жизни он была награжден знаком «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени. Он обратился в Управление социальной защиты населения администрации Липецкой области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Уведомлением УСЗН Липецкой области в выдаче удостоверения ему было отказано, поскольку знак «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени не может учитываться при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда», так как ЦК ВЛКСМ не относился к ведомственным структурам, т.е. к союзным, союзно-республиканским министерствам и комитетам СССР. Просил признать незаконным отказ УСЗН Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № в присвоении звания «Ветеран труда».
Определением судьи от 03.02.2011г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент социальной защиты населения г.Липецка.
В судебное заседание заявитель Прохорин А.М. не явился, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщал.
Представитель заявителя Прохорина А.М. по доверенности Панкратова Ю.В. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении.
Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали.
Представитель заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ неявка представителя не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.
Выслушав заявителя, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно статье 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом «в» статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1, 2 статьи 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Согласно части 4 статьи 26.3 закона по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-03 в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Однако данное изменение противоречит федеральному закону РФ «О ветеранах». Субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в статье 19 Конституции РФ. Поэтому изменения в указанной части, внесенные в закон № 141-ОЗ, не могут применяться при разрешении настоящего спора. Условия для присвоения звания «Ветеран труда» закреплены в статье 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области», а именно:
а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;
б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.
Определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Судом установлено, что Прохорин А.М. ДД.ММ.ГГГГ от имени ЦК ВЛКСМ награжден ведомственным знаком отличия «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени.
Награждение подтверждено удостоверением о награждении Прохорина А.М. нагрудным знаком «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени.
Также установлено, что Прохорин А.М. обратился в УСЗН Липецкой области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, что подтверждается уведомлением об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Согласно данному уведомлению отказ основан на том, что представленный заявителем Прохориным А.М. знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» 2 степени не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как ЦК ВЛКСМ и другие общественные организации не относились к ведомственным структурам, т.е. к союзным, союзно-республиканским министерствам и комитетам СССР.
Однако, согласно статье 5 постановления от 30 декабря 1976 г. № 1081 «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение задание десятой пятилетки», утвержденного Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ было принято предложение ЦК ВЛКСМ о награждении передовиков производства знаком "Молодой гвардеец пятилетки", поощрении ежегодно победителей в социалистическом соревновании.
Таким образом, знак «Молодой гвардеец пятилетки» был учрежден постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (пункты 9,12 постановления).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что нагрудный знак «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени, которым награжден заявитель Прохорин А.М., является ведомственным знаком отличия в труде, утвержденным ЦК ВЛКСМ на основании совместного постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 1081 от 30.12.1976 года.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Прохорина А.М., выданной ДД.ММ.ГГГГ
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Прохорину А.М., обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин согласно статье 256 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Администрации Липецкой области от 04.07.2006 г. №92 Управление социальной защиты населения администрации области принимает решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо отказе в его присвоении, которое оформляется приказом начальника управления.
Согласно пункту 7 данного Положения в органах социальной защиты населения осуществляется выдача удостоверений «Ветеран труда», заверенных подписью руководителя управления социальной защиты населения администрации области и печатью управления.
Органом социальной защиты населения по месту жительства осуществляется лишь непосредственная выдача удостоверения, заверенного подписью руководителя управления социальной защиты населения администрации области и печатью управления, следовательно, оформление удостоверения при наличии права на его получения, отнесено к компетенции УСЗН Липецкой области.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая, что решением суда признано право заявителя на присвоение звания «Ветеран труда», суд считает обязать УСЗН Липецкой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца и выдать Прохорину А.М. удостоверение через орган социальной защиты по месту жительства.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с УСЗН Липецкой области подлежат взысканию в пользу Порохорина А.М., подтвержденные чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 98, 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать обоснованным заявление Прохорина ФИО8 об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социальной защиты населения администрации г.Липецка выдать Прохорину ФИО9 удостоверение «Ветеран труда».
Взыскать с Управления социальной защиты населения Липецкой области в пользу Прохорина ФИО10 расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Управление социальной защиты населения Липецкой области и Департамент социальной защиты населения администрации г.Липецка обязаны сообщить в Правобережный районный суд г. Липецка и Прохорину ФИО11 об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ