Дело № 2-430/2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Кожиной А.В.
при секретаре Босенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Петрова ФИО8 к Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о признании права на получение льготы по оплате жилья,
установил:
Петров А.П. обратился в суд с иском к ДСЗН администрации г. Липецка о признании права на получение льготы по оплате жилья. В обоснование заявленных требований указал, что имеет звание Героя РФ и статус ветерана боевых действий. На основании ФЗ «О статусе героев» и ФЗ «О ветеранах» ему предоставлялись различные льготы, в том числе - льгота по оплате жилья, которая предоставлялась истцу до августа 2010 года как ветерану боевых действий. Как герой РФ, Петров А.П. получает льготу по оплате жилья в виде ежемесячной денежной компенсации. С августа 2010 г. выплата была прекращена. Полагая, что в соответствии с действующим Российским законодательством имеет право на получение льготы по оплате жилья как ветеран боевых действий независимо от предоставления ежемесячных денежных выплат по данному основанию, предусмотренными другими законами, в том числе и ФЗ «О статусе героев», просит обязать ответчика восстановить его нарушенное право на предоставление льготы по оплате жилья как ветерану боевых действий с момента нарушения его права.
В судебном заседании истец Петров А.П. уточнил исковые требования, просил признать за ним право на получение льготы, произвести выплаты с августа 2010 года.
Представитель ответчика ДСЗН администрации г. Липецка по доверенности Кофман С.А. исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Объяснил, что при наличии права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов, согласно которой с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
На основании ст. 8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
«О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Социальная защита ветеранов в жилищно-коммунальной сфере выражается в оказании поддержки в получении, содержании жилых помещений и оплате коммунальных услуг.
Под оплатой жилья применительно к ФЗ «О ветеранах» следует понимать плату за пользование жилым помещением (если таковое не принадлежит ветерану на праве собственности) и плату за содержание и ремонт жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме).
В случае если жилье принадлежит ветерану на праве собственности, он не вносит плату за пользование жилым помещением вообще. В случае если ветеран пользуется жильем на условиях договора социального найма, он должен вносит плату за пользование жилым помещением, пользуясь при этом льготой по оплате жилья в размере 50%.
В соответствии с положениями ст. 14-19 и 21 комментируемого Закона, в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветераны имеют право на поддержку в рассматриваемой сфере в следующих размерах: ветераны боевых действий - оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающих.
Судом установлено, что Петров А.П. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением Министерства обороны серия БК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ВРИО командира войсковой части № генерал-майором Е. Перминовым.
Согласно удостоверению № на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Петрову А.П. за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники и вооружения присвоено звание Героя РФ.
Из объяснений сторон, материалов личного дела Петрова А.П., обозреваемого в судебном заседании, следует, что ему предоставлялась меры социальной поддержки как ветерану боевых действий в виде льгот по оплате за жилье о коммунальные услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.08 2010 г..
Истец Петров А.П. обращался с заявлением в Советский отдел ДСЗН администрации г. Липецка с целью выяснения порядка расчета по предоставлению льготы по оплате жилья в денежной форме как ветерану боевых действий.
По сообщению Советского отдела ДСЗН администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № Петров А.П. вправе воспользоваться мерой социальной поддержки по оплате жилья лишь по одному основанию: либо как Герой РФ, либо как ветеран боевых действий.
Данный отказ суд считает правомерным.
По утверждению истца, что он имеет право на льготы по оплате жилья, предусмотренные как ФЗ «О ветеранах», так и ФЗ «О статусе героев». Предоставление льготы по оплате жилья как Герою РФ не должно препятствовать получению льготы по оплаты жилья как ветерану боевых действий.
Факт получения ЕДВ в соответствии с Законом РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» истец не оспаривал.
В силу ст. 1.1 вышеназванного Закона граждане, удостоенные звания Героя Российской Федерации, имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2 - 9 настоящего Закона, или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, предусмотренных статьей 9.1 настоящего Закона, и льготы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
Статья 5 ФЗ «О статусе героев» предусматривает освобождение Героев и совместно проживающих с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда.
Согласно ст. 9.1 ФЗ «О статусе героев» Героям по их заявлению ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 36 410 рублей.
Из материалов ДСЗН администрации г. Липецка в отношении Петрова А.П. следует, что истец проживает по адресу: <адрес> совместно со своей супругой – Петровой С.Н. и сыном – Петровым В.А.
С 2009 года по настоящее время Петров А.П. получает ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 9.1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Таким образом, истец реализовал свое право путем получения ЕДВ, в связи с чем, утратил право на получение льгот, установленных ст. 5., т.е. льгот по оплате жилья и коммунальным услугам.
В п. 3 ст.13 ФЗ «О ветеранах» указано, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N159-О-О разъяснил, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, и не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Таким образом, нет оснований полагать, что правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья лишь по одному основанию нарушает права истца Петрова А.П.
Петров А.П. вправе выбрать по своему усмотрению наиболее выгодную для него льготу по оплате жилья: либо предусмотренную ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», либо – ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Доводы истца о том, что он получал по август 2010 года льготу по оплате жилья как ветеран боевых действий, следовательно, ответчик признавал его право на получение этой льготы, поэтому оснований для прекращения выплаты не имелось, суд считает несостоятельными.
Из объяснений представителя ответчика следует, что выплата производилась незаконно, поэтому при обнаружении данного факта, выплата была прекращена.
Поскольку у истца отсутствует право на получение одной и той же льготы, на основании разных нормативных актов, оснований для возобновления выплат не имеется.
Факт производства выплат ответчиком ранее не имеет правового значения для определения права истца на получение льгот.
Довод истца о том, что пункт 5 статьи 9.1. Закона РФ от 15 января 1993 г. N4301-I предусматривает установление и осуществление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, независимо от предоставления Герою ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не может быть принят судом, т.к. основан на неверном толковании истцом закона.Исходя из содержания закона, ежемесячная денежная выплата отнесена к другим льготам (ст.9), чем льготы по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам, установленные ст.5. Поэтому гражданин имеет право только на получение ежемесячной денежной выплаты независимо от получения ее по другим правовым основаниям. Закон не содержит указаний о возможности получения льгот по коммунальным услугам независимо от их получения по другим правовым основаниям.
При таких обстоятельствах требования Петрова А.П. к ДСЗН администрации г. Липецка о признании права на получение льготы по оплате жилья являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Петрова ФИО9 к Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о признании права на получение льготы по оплате жилья, возобновлении выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ