решение о признании права на получении мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, об обязании выдачи удостоверения.



Дело №

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Чуносовой О.А.,

при секретаре Лабутиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Бравичевой ФИО9 к Управлению социальной защиты населения по Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию и об обязании выдачи удостоверения,

установил:

Бравичева Л.Д. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию и об обязании выдачи удостоверения. Свои требования обосновывает тем, что в ДД.ММ.ГГГГ г. родилась в г. <адрес> республики Казахстан. После вступления в брак ей присвоена фамилия «Бравичева» (до замужества Двинина). С 1960 г. и по 2002г. она проживала по месту рождения, после чего вместе с мужем переехала на постоянное место жительства в Россию, став гражданином РФ. По месту рождения в <адрес> она получила общее среднее образование, закончила медицинское училище, с этим городом была связана вся ее трудовая деятельность в период проживания. Во время проживания она лечилась и перенесла операции по поводу врожденной аномалии развития почек. 1-а операция проведена в 1983г., последующие проведены в 1986г. в г. Москва. В 1989г. у нее произошли преждевременные роды – двойня. Дети погибли. В настоящее время имеет 3 группу инвалидности. С 01.04.1994г. на основании Закона республики Казахстан от 18.12.1992г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне», она была признана лицом, имеющим право на льготы, и ей было выдано удостоверение установленного образца. 17.10.2002г. выдана справка к удостоверению. В соответствии с законодательством республики Казахстан истец была признана лицом, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и пользовалась предусмотренными льготами. Однако, при смене места жительства в Российской Федерации она лишена такого права и на ее заявление о выдаче удостоверения, подтверждающего ее право на льготы, как лицу, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, УСЗН Липецкой области отказало ей в выдаче удостоверения российского образца, поскольку <адрес> не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию. Считает, что ей незаконно отказано в выдаче удостоверения российского образца, так как она проживала в период 1949-1963г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Просила обязать УСЗН Липецкой области выдать ей удостоверение установленного образца, подтверждающее прав на льготы, установленные Федеральным законом № 2 от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В судебном заседании истец Бравичева Л.Д. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в нем. Полагала, что на нее должны распространяться льготы, установленные законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Кроме того, суду объяснила, что в период с 1960г. по 2002г. проживала в г. <адрес> республики Казахстан (ранее Казахской ССР). В 1963-1964г. службой радиационной безопасности полигона была создана карта всех радиоактивных следов от наземных ядерных взрывов, выпавших на территорию Семипалатинской области и некоторых районов Алтайского края. По утверждению очевидцев, выпадение радиоактивных осадков проходило от эпицентра взрывов горы Дегелен на расстоянии до 500-600 км. Все население Семипалатинского региона в зависимости от дозы облучения можно поделить на три категории. К первой относится население, проживающее в районах и населенных пунктах, расположенных на расстоянии 100-15- км от эпицентра взрывов. К таким районам отнесены Абакайский, Абралинский, Бескарагайский, Жанасемейский и Чубартауский, а также <адрес>.

В судебное заседание не явился представитель ответчика УСЗН по Липецкой области, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали. В письменном отзыве представитель по доверенности ФИО3 указала, что возражают против удовлетворения иска, так как <адрес> не указан в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р. В связи с чем, оснований для включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдачи удостоверения единого образца граждан, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки у нее не имеется.

В судебном заседании представитель третьего лица ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, поскольку ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Порядок ЕДВ определяется приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ». В соответствии с указанным Порядком граждане подают письменное заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства. Согласно п. 30 приложения № 3 к настоящему Порядку в качестве документа, подтверждающего статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, принимается удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № или удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.01.2003г. № 30. В связи с тем, что у истца отсутствуют правоустанавливающие документы, которым в данном случае является удостоверение для указанной категории граждан, право на ежемесячную денежную выплату она не имеет.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, по причинах неявки суду не сообщали.

В соответствии со ст. 167 ГПКФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения истца Бравичевой Л.Д., представителя третьего лица ГУ УПФ РФ в г. Липецке Виниченко Д.С., изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.

Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В соответствии со ст. 1, ст. 5 вышеназванного Федерального закона, гражданам, которые проживали в 1949-1963годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв(бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв(бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок выдачи этих удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу.

В соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995г. № 356-р утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962г.

В указанный Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, <адрес> не включен.

Согласно п. 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009года N540, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются соответствующие документы.

Распоряжением Администрации Липецкой области от 13 апреля 2009 года N 163-р на УСЗН по Липецкой области возложены функции по осуществлению приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; внесению сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий представления о выдаче удостоверений.

Из материалов дела усматривается, что истец Бравичева Л.Д. 01.09.2010г. обратилась в УСЗН Липецкой области с заявлением о включении ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Уведомлением УСЗН Липецкой области от 13.09.2010 г. №11-3/2-01-1997 истцу было отказано в удовлетворении заявления по мотиву, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. (л.д. 6).

Данный отказ УСЗН <адрес> истец ФИО1 и оспаривает.

В обоснование заявленных требований истец Бравичева Л.Д. ссылается, что с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ и до 2002г. проживала в <адрес>, относящемуся к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшаяся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Полагала, что данное обстоятельство дает ей право на выдачу удостоверения единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ.

В части 1 и части 4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.

4.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 г., действующей в России с 10.12.1994 г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.

Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истец, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).

Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.

Судом установлено, гр. Бравичева Л.Д. (до брака Двинина), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Семипалатинской области, что подтверждается свидетельством о рождении № и паспортом (л.д. 18, 17).

После заключения брака с гр. Бравичевым А.Н., истец сменила фамилию «Двинина» на «Бравичева», что подтверждается свидетельством о заключении брака № № (л.д. 19).

Также установлено, что истец Бравичева Л.Д. проживала в <адрес> Восточно-Казахстанской области в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по 1965г., с 1966-1990г. в <адрес>. Согласно справке, выданной директором СШ №17 <адрес>, Двинина-Бравичева Л.Д. обучалась с средней школе № 17 <адрес> республики Казахстан в период с 1968г. по 1978г.

Компетентными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны истцу Брвичевой Л.Д. было выдано удостоверение серия №, подтверждающее право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, как лицу, проживавшему в зоне повышенного радиационного риска. Данное удостоверение действительно на территории республики Казахстан.

Из справки от 17.10.2002г. № 23346, выданной заместителем начальника управления труда и социальной защиты населения, на имя истца, следует, что согласно закону Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» в зависимости от величины эффективной дозы загрязненные территории подразделяются на: зоны чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на население в период испытаний 1949-1990 г. свыше 100 бэр, зона максимального радиационного риска от 35 до 1000 бэр, зона повышенного радиационного риска от 7 до 35 бэр, зона минимального радиационного риска до 7 бэр.

Вышеуказанные документы подтверждают факт проживания истицы Бравичевой Л.Д. в данном населенном пункте, отнесенном Законом Республики Казахстан к зоне «повышенного радиационного риска» и право на получение льгот только в Республике Казахстан.

Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

<адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Бравичевой Л.Д. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бравичевой ФИО10 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ