Дело №2-321/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Быковой Т.Ю.
при секретаре Кацаповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Бржезинской ИО1, Бржезинского ИО2, Александровой ИО3 к Главному Управлению МЧС России по Липецкой области, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о включении в реестр лиц, имеющих право на получение льгот для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца,
установил:
Истцы Бржезинская Ф.Г., Бржезинский С.В. обратились в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Липецкой области, УСЗН Липецкой области, ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании права на льготы и выдаче удостоверения, ссылаясь на то, что проживали в <адрес> Бржезинская Ф.Г. проживала в период с <данные изъяты>, а Бржезинский С.В. <данные изъяты> г, поэтому имеют право на льготы для граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, расположенном в зоне повышенного риска. Однако УСЗН Липецкой области отказало им в выдаче удостоверения подтверждающего право на льготы, как лицу, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне. Просили признать за каждым право на получение мер социальной поддержки, как для граждан, которые проживали в 1949-1963 году в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать УСЗН Липецкой области выдать удостоверение единого образца, подтверждающие отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Определением суда от 28.12.2010 г. указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В порядке статьи 39 ГПК РФ истцы уточнили требования и ответчиком, предъявили иски к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, МЧС России о выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр лиц, имеющих право на получение льгот для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ссылались на доводы, изложенные в первоначальных исковых требованиях.
Истец Александрова Т.В. обратилась в суд с аналогичным иском к УСЗН Липецкой области, ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании права на льготы и выдаче удостоверения, ссылаясь на то, что родилась и проживала в <адрес> в периоды с <данные изъяты> г., она была признана лицом, имеющим право на льготы для граждан, пострадавши вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, расположенном в зоне повышенного риска. Однако УСЗН Липецкой области отказало ей в выдаче удостоверения, подтверждающего право на льготы, как лицу, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку <адрес> не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне. После уточнения требований и ответчиков просила обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать УСЗН Липецкой области включить ее в реестр лиц, имеющих право на получение льгот для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Определением от 10 февраля 2011 года указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истцы Александрова Т.В., Бржезинская Ф.Г., Бржезинский С.В. и его представитель Проворнова Т.И. поддержали заявленные требования, в обоснование которых ссылались на доводы и обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности Юшкова С.В. не признала исковые требования, указывая, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г., следовательно, истцы не имеют право на выдачу удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно, просил рассмотреть дело в отсутствие представителей и в иске отказать.
Представители ответчиков МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст. 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №»).
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:
- паспорт гражданина РФ;
- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что истцы обратились в УСЗН Липецкой области с заявлениями о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Уведомлениями УСЗН Липецкой области от 13.09.2010 г. за №11-3/2-01-2027, №11-3/2-01-1971, №11-3/2-01-1994 истцам Бржезинской Ф.Г., Бржезинскому С.В., Александровой Т.В. отказано в удовлетворении заявлений по мотиву, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. (л.д.15, 31, 82)
Данные отказы УСЗН Липецкой области истцы обжалуют в суде.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются, что проживали в <адрес>, относящемуся к зоне повышенного радиационного риска и на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» каждый из них был признан лицом, имеющим право на льготы для граждан, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, было выдано удостоверение единого образца. В удостоверении единого образца указано, что они проживали с 1960 по 1990 год в зоне повышенного риска в городе Семипалатинске. В удостоверении Бржезинской Ф.Г. указано, что она получила эффективную дозу облучения, эквивалентную 27,5 сЗв (бэр). Полагали, что данное обстоятельство дает им право на выдачу удостоверений единого образца, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ.
В ч.1 и ч.4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.
4.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 г., действующей в России с 10.12.1994 г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылалась представитель истцов, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.
Судом установлено, что истец Бржезинская В.Г. с <данные изъяты> г. проживала в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца, из которой усматривается, что истец работала в <данные изъяты>.
ГУ отдела занятости социальных программ <адрес> 29.06.2010 г. выдало Бржезинской Ф.Г. удостоверение единого образца, о том, что она проживала в зоне повышенного риска в <адрес>, в период с <данные изъяты> (л.д.12)
Истец Бржезинский С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахстан, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.29). Истец проживал в <адрес> с <данные изъяты>г., после чего переехал с женой и матерью на постоянное место жительства в РФ, став гражданином России.
Бржезинскому С.В. также было выдано удостоверение № 614479 серии СП единого образца, о том, что он проживала в зоне повышенного риска в <адрес>, в период <данные изъяты> (л.д.30).
Истец Александрова Т.В. ( до заключения брака ФИО4) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где закончила школу, что подтверждается свидетельством о восьмилетнем образовании ( л.д.69, 70). В период с <данные изъяты> (л.д.72).
23.02.1980 г. ФИО4 зарегистрировала брак с ФИО5, сменила фамилию на «Александрова».(л.д.71)
Период с <данные изъяты> Александрова Т.В. проживала и работала в <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. 74-80). Ей также ГУ отдела занятости социальных программ г. Семипалатинска было выдано удостоверение единого образца № 679830, о том, что она проживала в зоне повышенного риска в <адрес> с января <данные изъяты>
Данные документы подтверждают факт проживания истцов в <адрес>: Бржезинской Ф.Г.- <данные изъяты> Бржезинского С.В. – с <данные изъяты> Александровой Т.В. – с <данные изъяты>
Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
<адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р.
Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием (накопительной) дозы облучения, превышающей 25 бэр, истцы не представили суду доказательства, подтверждающие получение каждым истцом суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, более 5 бэр, так превышающей 25 сЗв (бэр).
В обоснование своих требований истцы ссылаются на удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, выданному ГУ отдела занятости социальных программ г. Семипалатинска. Однако данное удостоверение действительно только на территории Республики Казахстан, не содержит сведений о получении истцами дозы облучения.
Иных достоверных доказательств получения истцами дозы облучения более 5 сЗв (бэр) соответственно суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд полагает истцам Александровой Т.В., Бржезинской Ф.Г., Бржезинскому С.В. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверение единого образца граждан, подвергшихся радиационному воздействию отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Бржезинской ИО1, Бржезинскому ИО2, Александровой ИО3 в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о включении в реестр лиц, имеющих право на получение льгот для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца, -отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной мотивированной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный суд г. Липецка.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ