о признании незаконным бездеятвие Росимущества



Дело № 2-100/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Новицкой Г.Г.

при секретаре Юшковой Е.А.

с участием адвоката Клычева М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску ООО «Фирма Амарант», ООО «КМН», Дембовского ФИО17, Портянко ФИО18, Рагимова ФИО19, Фомина ФИО20, Юровой ФИО21, Халяпина ФИО22, Бессонова ФИО23 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области о признании незаконным бездействие в подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и его направлению заявителям,

установил:

ООО «Фирма Амарант», ООО «КМН», Дембовский А.Д., Портянко В.И., Рагимов Т.А., Фомин С.Б., Юрова О.С., Халяпин Н.Н., Бессонов С.Д. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Липецкой области в подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и его направлению заявителям. В обоснование заявления ссылались на то, что земельный участок площадью 86381 кв. м по адресу: г. Липецк, <адрес> является собственностью Российской Федерации. Ранее на данном земельном участке осуществляло хозяйственную деятельность ОАО «Железобетон-2». В ходе осуществления конкурсного производства в отношении ОАО «Железобетон-2» заявители в различное время приобрели в собственность недвижимое имущество, принадлежащее юридическому лицу. Реализуя исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, заявители обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области с заявлением о приватизации земельного участка путем заключения договора купли-продажи этого участка. Ими были представлены документы в полном объеме, однако должностные лица Росимущества требовали предоставления документов для обоснования исключительного права на участок. В установленный законом срок заявление о приватизации по существу не рассмотрено, проект договора не подготовлен, договор купли-продажи в адрес заявителей не направлен. Указанные действия Территориального управления противоречат требованиям статей 28, 35, 36 Земельного кодекса РФ, что нарушает права заявителей. Просили признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области по подготовке и направлению в их адрес проекта договора купли-продажи земельного участка с местоположением: г. Липецк, <адрес> с кадастровым номером № площадью 86381 кв. м, обязать Территориальное управление подготовить и направить в их адрес проект договора купли-продажи земельного участка.

Определением суда постановлено считать заявление исковым и рассматривать в порядке искового производства.

В дальнейшем заявителями было подано исковое заявление к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области о признании права собственности. Истцы просили признать за ними право собственности на земельный участок от общего земельного участка 86381 кв. м: за ООО «Фирма Амарант» - 0,170686, за ООО «КМН» - 0,1576308, за Бессоновым С.Д. – 0,1675482, за Дембовским А.Д. – 0,012415, за Портянко В.И. – 0,014513, за Рагимовым Т.А. – 0,011207, за Фоминым С.Б. -0,0062, за Юровой О.С. – 0,44449, за Хяляпиным Н.Н. – 0,01531, указав, что соглашением они определили порядок пользования участком, а также размер и долю земельного участка, необходимого для обслуживания объектов недвижимости каждого собственника.

Затем истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, выразившегося в непринятии в предусмотренные законом сроки решения о предоставлении им в собственность земельного участка и в ненаправлении в их адрес проекта договора купли-продажи этого участка, просили обязать ответчиков принять решение о передаче им в собственность участка и направить в их адрес проект договора купли-продажи земельного участка, основывая требования на тех же доводах.

В судебном заседании представитель истцов ООО «Фирма Амарант», Юровой О.С. адвокат Клычев М.Т., действующий на основании доверенностей и ордеров, поддержал исковые требования, объяснил, что истцы имеют исключительное право на предоставление им в собственность земельного участка, на котором расположены, принадлежащие им строения и сооружения. Заявление о предоставлении участка в собственность и документы, необходимые для разрешения данного вопроса, были представлены в Территориальное управление Федерального агентства. При этом органы государственной власти не вправе требовать представления дополнительных документов. Однако требования агентства о предоставлении информации об отсутствии на участке объектов, находящихся в собственности иных лиц, были выполнены, заявители представили справку ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация». В нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса РФ ответчиками не рассмотрено заявление и не принято решение. Представитель истцов просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области по доверенности Толоконникова С.М. просила в удовлетворении требований отказать, объяснила, что истцами в Территориальное управление подано заявление о передаче в собственность земельного участка и представлены документы в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Документы направлены в Росимущество, поскольку в соответствии с Положением Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации федерального имущества только по поручению Агентства. Росимущество такого поручения Территориальному управлению не давало, а самостоятельно управление не может решить вопрос о передаче заявителям в собственность земельного участка.

Представитель истца ООО «КМН», истцы Дембовский А.Д., Портянко В.И., Рагимов Т.А., Фомин С.Б., Юрова О.С., Халяпин Н.Н., Бессонов С.Д., представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истцы в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку они извещены о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что ООО «Фирма Амарант» принадлежат на праве собственности склады готовой продукции, дымовая труба, бункер, лесопильный цех, мазутонасосная, здание административно-бытового корпуса; ООО «КМН» принадлежат на праве собственности блок цехов, тоннельные камеры, отделение закладных частей, склады готовой продукции; Дембовскому А.Д. принадлежит полигон №; Портянко В.И. принадлежит на праве собственности компрессорная, Рагимову Т.А. принадлежит блок цехов; Фомину С.Б. - проходная, склад; Юровой О.С. -трансформаторная подстанция, здание бытовок, гараж с ремонтными боксами, гараж, склад материалов; Халяпину Н.Н. принадлежит склад; Бессонову С.Д. принадлежат на праве собственности пункт перегрузки, бетонно-смесительный цех, склад инертных заполнителей, приемные устройства с ж/дорожного транспорта, весовая, арматурный цех, блок цехов, склад цемента, склады готовой продукции, расположенные на земельном участке площадью 86381 кв. м по адресу: г Липецк, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, справкой ОГУП «Липекцоблтехинвентаризация» и не оспаривалось представителем ответчика.

Земельный участок площадью 86381 кв. м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Липецк, <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Земельным кодексом РФ предусмотрен заявительный порядок приобретения прав на земельные участки.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указано, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления являются обязательными.

Таким образом, при приобретении недвижимого имущества в собственность собственник строений вправе обратиться в уполномоченные органы с заявлением о выделении земель, находящихся под объектами недвижимости и необходимых для их использования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из указанных норм права следует, что собственник недвижимого имущества вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, находящийся в государственной собственности, в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Суду не представлено доказательств того, что земельный участок в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ не может быть передан в собственность граждан и юридических лиц.

ДД.ММ.ГГГГ истцы направили в Территориальное управление Росимущества заявление о предоставлении им в собственность земельного участка площадью 94912 кв. м с кадастровым номером №. Поскольку на участке находился объект гражданской обороны, в удовлетворении заявления было отказано.

Распоряжением ТУ Росимущества по Липецкой области земельный участок с кадастровым номером № был разделен, в результате раздела образовалось два участка: площадью 86381 кв. м с кадастровым номером № и участок площадью 8531 кв. м с кадастровым номером №.

ДД.ММ.ГГГГ от истцов поступило заявление о выкупе участка площадью 86381 кв. м, ими представлялись документы, необходимые для разрешения заявления. ДД.ММ.ГГГГ документы были направлены на рассмотрение в Росимущество, но ДД.ММ.ГГГГ возвращены на доработку. Вновь документы направлены в Агентство ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Росимущество возвратило документы в Территориальное управление на доработку, указав, что заявители обязаны доказать свое право на приобретение государственного имущества, им предложено представить документы, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости на выкупаемом земельном участке, а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам (таким документом может выступить письмо государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, при условии указания кадастрового номера земельного участка).

Суд считает несостоятельной ссылку Росимущества на непредставление истцами документов, подтверждающих отсутствие на участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, по следующим основаниям.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, указанный в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекс РФ, утвержден приказом Министерством экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт, а до вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В1 и В2, а также В3 и В4 – при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Из материалов дела следует, что истцы представили документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, в полном объеме в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. № 370.

В ходе рассмотрения дела истцами была представлена справка ОГУП «Липецкоблтехивнентаризация» с указанием объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке площадью 86381 кв. м и принадлежащих истцам. По сообщению ОГУП «Липецкоблтехивнентаризация» предприятие не располагает сведениями об иных объектах недвижимости, расположенных на данном участке, принадлежащих иным собственникам. ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление направило данные документы в Росимущество.

Однако в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ решение по заявлениям истцов Росимуществом в установленный законом срок не принято.

Поскольку истцы являются собственниками недвижимого имущества, расположенного на земельном участке площадью 86381 кв. м по адресу: г. Липецк, <адрес>, они имеют исключительное право на приобретение участка в собственность. При таких обстоятельствах суд считает обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом разрешить вопрос о передаче в собственность ООО «Фирма Амарант», ООО «КМН», Дембовскому А.Д., Портянко В.И., Рагимову Т.А., Фомину С.Б., Юровой О.С., Халяпину Н.Н., Бессонову С.Д. земельного участка площадью 86381 кв. м по адресу: г. Липецк, <адрес>, с кадастровым номером №, путем оформления решения и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи.

В соответствии с пунктом 4.8 Положения О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009г. № 49, осуществление полномочий собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляется управлением по поручения Росимущества.

Требования истцов об обязании Территориального управления принять решение о передаче участка в собственность не могут быть удовлетворены, поскольку управление действует только по поручению Росимущества и не наделено правом самостоятельно принимать решение о продаже земельного участка. Росимущество не принимало решение о передаче истцам в собственность земельного участка и не поручало управлению направить проект договора купли-продажи заявителям. Таким образом, требования о направлении проекта договора купли-продажи не могут быть удовлетворены, так как обязанность его направить у Территориального управления не возникла.

Суд считает ООО «Фирма Амарант», ООО «КМН», Дембовскому А.Д., Портянко В.И., Рагимову Т.А., Фомину С.Б., Юровой О.С., Халяпину Н.Н., Бессонову С.Д. в иске к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области о признании незаконным бездействия о принятии решения о передаче в собственность земельного участка и направлении заявителям проекта договора купли-продажи земельного участка отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом разрешить вопрос о передаче в собственность ООО «Фирма Амарант», ООО «КМН», Дембовскому ФИО24, Портянко ФИО25, Рагимову ФИО26, Фомину ФИО27, Юровой ФИО28, Халяпину ФИО29, Бессонову ФИО30 земельного участка площадью 86381 кв. м по адресу: г. Липецк, <адрес>, с кадастровым номером №, путем оформления решения и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи.

ООО «Фирма Амарант», ООО «КМН», Дембовскому ФИО31, Портянко ФИО32, Рагимову ФИО33, Фомину ФИО34, Юровой ФИО35, Халяпину ФИО36, Бессонову ФИО37 в иске к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области о признании незаконным бездействия о принятии решения о передаче в собственность земельного участка и направлении заявителям проекта договора купли-продажи земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г. Липецка со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ