дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Чуносовой О.А.,
при секретаре Косинове С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Артеменок ФИО10, Сидоренко ФИО11, Филипенко ФИО12 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
установил:
Артеменко Т.С., Сидоренко А.Е., Филипенко Н.С. обратились в суд с исками к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Свои требования они обосновали тем, что <данные изъяты>. и с <данные изъяты> г.; с <данные изъяты> г.; с <данные изъяты> <данные изъяты> соответственно проживали в <адрес> <адрес> республики Казахстан и за время проживания подверглись воздействию ядерных испытаний, проводимых на Семипалатинском полигоне в период с 1949г. по 1990г. Истцы указывают, что администрацией Восточно-Казахстанской области республики Казахстан им были выданы удостоверения, подтверждающие факт проживания в зоне с повышенной дозой облучения. Они обращались в Управление социальной защиты населения Липецкой области, однако, им отказали в признании права на получение мер социальной поддержки и выдачи удостоверения единого образца как гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, до настоящего времени данный вопрос не разрешен. Ссылаясь на ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определения Конституционного суда РФ, истцы и просят признать их пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включить в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать ответчика выдать им удостоверение единого образца граждан, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки.
Впоследствии определением суда от 22 марта 2010 года гражданские дела по иску Артеменко Т.С. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области о признании пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; по иску Сидоренко А.Е. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области о признании пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; по иску Филипенко Н.С. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области о признании пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 22.03.2010 г. в качестве соответчика по указанному делу привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истцы Артеменко Т.С., Сидоренко А.Е., Филиппенко Н.С. поддержали заявленные требования, в обоснование которых ссылалась на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Сидоренко А.Е. просил при вынесении решения учесть позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 04.12.2007г. № 960-О-П, где указано, что само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, … вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В судебное заседание не явился представитель ответчика УСЗН Липецкой области, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщал. В письменных возражениях представитель по доверенности ФИО7 указала, что заявленные исковые требования не признают, ссылаясь на то обстоятельство, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г., следовательно, истцы не имеют право на получение удостоверения, дающее право на получение мер социальной поддержки.
Представитель ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель Главного управления МЧС России по Липецкой области в судебное заседание также не явился, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали. В письменных возражениях указали, что не являются надлежащим ответчиком по вышеуказанному делу, так как не имеют доверенности от Министерства на представление интересов в суде. Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован ФЗ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». С 13.04.2009г. согласно распоряжению администрации Липецкой области № 163-р утверждено Положение об УСЗН Липецкой области, в соответствии с которым всю работу по приему документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, по внесению сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию осуществляют органы социальной защиты населения. Главное управление МЧС Росси по липецкой области больше не является уполномоченным органом, и не имеет никаких полномочий относительно граждан пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеет доверенности от МЧС РФ и не занимается выдачей удостоверений, в связи с чем просили в иске отказать. Также не возражали против рассмотрения дела в отсутствие их представителя, о принятом решении просили уведомить.
Выслушав мнения истцов Артеменко Т.С., Сидоренко А.Е., Филипенко Н.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 54 Конституции РФ устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849»).
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:
- паспорт гражданина РФ;
- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что истец Сидоренко А.Е. 12.01.2010г., истец Артеменко Т.С. 12.01.2010г., истец Филипенко Н.С. 25.12.2009г. обратились в УСЗН Липецкой области с просьбой о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Уведомлениями УСЗН Липецкой области от 19.01.2010г. №, от 19.01.2010г. №, от 31.12.2009г. № Сидоренко А.Е., Артеменко Т.С., Филипенко Н.С. соответственно было отказано в удовлетворении заявлений по тем основаниям, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. (л.д.14, 39, 63).
Данные отказы УСЗН Липецкой области истцы и обжалуют в суде.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то обстоятельство, что Сидоренко А.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, Артеменко Т.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, Филиппенко Н.с. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и в разные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживали в <адрес>, относящемуся к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшиеся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Полагали, что данное обстоятельство дает им право на выдачу удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ.
В ч.1 и ч.4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.
4.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993г., действующей в России с 10.12.1994г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.
Судом установлено, что истец Сидоренко А.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о рождении № № и паспортом № (л.д.13, 15).
Истец Артеменко Т.С. (до регистрации брака Филипенко) родилась ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о рождении № № и паспортом № (л.д. 37, 40).
После заключения брака с Артеменко Н.С., истец сменила фамилию «Филипенко» на «Артеменко», что подтверждается свидетельством о заключении брака № № (л.д. 38).
Истец Филипенко Н.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о рождении № № и паспортом №л.д.62, 64).
Компетентными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны истцам Сидоренко А.Е., Артеменко Т.С., Филиппенко Н.С. было выданы удостоверение серия № №, серия № №, серия № № соответственно, подтверждающее право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, как лицу, проживавшему в зоне повышенного радиационного риска. Данное удостоверение действительно на территории республики Казахстан.
Из справки отдела занятости и социальных программ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу Сидоренко А.Е., следует, что согласно закону Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» место проживания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 бэр в период ядерных испытаний с ДД.ММ.ГГГГ г. Справка выдана Сидоренко А.Е. на основании удостоверения № (л.д. 9, 7).
Аналогичного содержания выдана справка на имя истца Артеменко Т.С., которая проживала в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35, 33) и на имя истца Филиппенко Н.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60, 58).
Указанные документы подтверждают факт проживания истцов в данном населенном пункте, отнесенном Законом Республики Казахстан к зоне «повышенного радиационного риска» и право на получение льгот только в Республике Казахстан.
Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР № Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
<адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р.
Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием (накопительной) дозы облучения, превышающей 25 бэр, истцы не представили суду доказательства, подтверждающие получение суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).
По данному делу судом назначалась экологическая экспертиза радиационной обстановки, однако материалы дела возвращены в связи с невозможность проведения данных экспертиз.
В обоснование своих требований истцы Сидоренко А.Е., Артеменко Т.С., Филиппенко Н.С. ссылались на справки №, №, №, выданные Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии, из содержания которых следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (Сидоренко А.Е.), с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (Артеменко Т.С.), с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (Филипенко Н.С.) истцы проживали в <адрес>, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Сидоренко А.Е. составляет <данные изъяты>), Артеменко Т.С. - <данные изъяты>), Филипенко Н.С. - <данные изъяты>) (л.д. 8, 35, 59).
Однако суд полагает, что данные справки, как и справки отдела занятости и социальных программ <адрес> не являются в Российской Федерации достоверным доказательством получения истцами дозы облучения от 7 до 35 сЗв и 35 сЗв (бэр) соответственно, т.к. данные сведения не основаны на специальных исследованиях.
В судебном заседании истцам разъяснена необходимость специальных познаний для установления вышеуказанного обстоятельства, однако от назначения экспертизы истцы отказались.
Правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда РФ ото 04.12.2007г. №960-О-П, на которое ссылались истцы, заключается в том, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Конституционно-правовой смысл части первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", выявленный в настоящем Определении на основе ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Однако из представленных суду вышеуказанных доказательств, по рассматриваемому иску не усматривается наличие фактических обстоятельств, подтверждающих получение истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При таких данных правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Артеменко ФИО13, Сидоренко ФИО14, Филиппенко ФИО15 к Управлению социальной защиты населения по Липецкой области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ