Дело № 2-688/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Кожиной А.В.,
при секретаре Босенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Липецкие автобусные линии» о понуждении к обеспечению требований ФЗ «О транспортной безопасности»,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Липецкие автобусные линии» о понуждении к обеспечению требований ФЗ «О транспортной безопасности». В обоснование своих требований ссылался на то, что по заданию прокуратуры Липецкой области проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что руководством ОАО «Липецкие автобусные линии» ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства, регулирующего вопросы транспортной безопасности. На момент проверки автовокзала «Липецк» не проведена оценка уязвимости указанного объекта, не представлены сведения о включении его в Реестр категорированных объектов, отсутствовал план обеспечения транспортной безопасности. Указанные нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о транспортной безопасности и законодательства, направленного на противодействие терроризму и защиту объектов жизнедеятельности от угрозы терроризма, ставит под угрозу жизнь, здоровье пассажиров и иных посетителей автовокзала «Липецк», сохранность их имущества и имущества организаций, расположенных в указанном здании, а также увеличивает риск совершения террористических актов. Прокурор Октябрьского района г. Липецка просил суд обязать ОАО «Липецкие автобусные линии» устранить указанные в заявлении нарушения законодательства о транспортной безопасности на вокзале «Липецк», расположенном по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 89, для чего: обеспечить проведение оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры; организовать категорирование объекта и внесение его в реестр категорированных объектов; на основании результатов проведенной оценки уязвимости объекта разработать план обеспечения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Липецка Голобородько А.А. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ОАО «Липецкие автобусные линии» по доверенности Кирьянова И.С. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска прокурора Октябрьского района г. Липецка.
Представители третьего лица УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора по доверенностям- Наливкин Л.М., Шишов В.А. в судебном заседании полагал, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.
Закон не ограничивает полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями об обязании лиц, допустивших нарушение требований закона, устранить нарушения, в том числе, в сфере нарушения законодательства о транспортной безопасности.
Прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц, так как данные нарушения требований транспортной безопасности являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (пассажиров и работников автовокзала «Липецк», расположенного по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 89). Круг лиц, чьи права нарушены, невозможно индивидуализировать и привлечь к участию в деле.
Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор является надлежащим истцом, вправе предъявлять требования о понуждении к выполнению законных требований об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Судом установлено, что ОАО «Липецкие автобусные линии» является юридическим лицом, осуществляет пригородные, междугородные, межобластные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, что подтверждается п. 1.3, 2.2. Устава, утвержденного решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 21.01.2010 г. № 32.
Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 27.05.2010 здание автовокзала «Липецк» принадлежит ОАО Липецкие автобусные линии».
В силу ч. 2 ст. 4 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 №42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 5 указанных требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимого ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В силу п.п.3,4 Требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Доводы ответчика о том, что законодательно не урегулирован вопрос о проведении оценки уязвимости, поэтому ответчик не имел возможности провести оценку, не могут быть приняты судом.
Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010г.N87 утвержден порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 4-8.3 Порядка оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007г.N16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании методик проведения оценки уязвимости с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются указанными в пункте 4 настоящего Порядка организациями в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу.
Перечень транспортных средств, входящих в указанную группу, представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства.
Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Кроме того, анализируя положения ст. 5 вышеназванного Закона, суд учитывает, что субъект транспортной инфраструктуры для проведения оценки не ограничен в выборе специализированной организации, получившей государственную аккредитацию.
При условии отсутствия до 12.04.2011 г. установленного законом Порядка проведения оценки уязвимости, субъект был вправе применять нормы, содержащиеся в правовых документах, регулирующих отдельные виды безопасности. Учитывая, что уязвимость оценивается мерой опасности потенциальных угроз на основе имеющихся знаний об опасных явлениях и уровне уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. При проведении оценки уязвимости транспортного комплекса учитывать основные характеристики объекта: 1) физическую уязвимость; 2) значимость объектов для государства.
Также ответчик был обязан учитывать, что осуществлять оценку уязвимости транспортного комплекса вправе и Министерство внутренних дел, которое выступает равным субъектом с Министерством транспорта.
Из объяснений ответчика следует, что 08.02.2011 ОАО «Липецкие автобусные линии» обратились в ООО «Липецкий научно-методический центр» с целью проведения оценки уязвимости автовокзала «Липецк».
Из ответа ООО «Липецкий научно-методический центр» от 14.02.2011 следует, что для выполнения работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств необходимо представить копию уведомление Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС, согласованный с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ перечень ТС, входящих в группу идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств. По причине отсутствия утвержденных тарифов на работы по оценке уязвимости не представляется возможным заключение договора для выполнения работ по оценке уязвимости ОТИ и ТС.
Ссылка ответчика на то, что отсутствует виновное бездействие, в связи с его обращением в ООО «Липецкий научно-методический центр», суд полагает несостоятельной.
Поскольку ограничений для обращения в иные организации для ответчика не существовало, а вопрос об оплате за проведение работ мог быть урегулирован путем внесения предоплаты с последующим расчетом с учетом установленных тарифов.
Также суд учитывает, что ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих факт обращения в иные организации по проведению оценки уязвимости, в МВД РФ по оказанию помощи в проведении оценки, что свидетельствует о его бездействии.
Согласно ч. 2. ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности. Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти, т.к. они должны быть едиными для всего транспортного комплекса в масштабах государства.
Приказом Минтранса РФ от 3 ноября 2009г. N194 утвержден Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании методик и критериев категорирования.
Категория объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства определяется с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
По результатам категорирования объекту транспортной инфраструктуры и/или транспортному средству присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования.
Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях.
Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении объекту транспортной инфраструктуры и/или транспортному средству категории в срок, не превышающий 15 рабочих дней.
Учитывая, что ответчиком не проведены мероприятия по осуществлению оценки уязвимости ОТИ, не возможным для него явилось и проведение категорирования, что также свидетельствует о виновном бездействии.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 2, 3 Приказа Минтранса РФ от 11 февраля 2010г.N34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Уровень безопасности транспортного комплекса определяется на основе оценки рисков. Если уровень безопасности достаточен, разработка и планирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности соответствуют действительным угрозам и их реализация достаточна для обеспечения безопасности объекта.
Ответчиком не оспаривался тот факт, что план мероприятий безопасности им не составлялся.
Согласно акту проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Липецка совместно с УГАДН по Липецкой области, УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, в период с 02.02.2011 по 07.02.2011 на автовокзале «Липецк» ОАО «Липецкие автобусные линии», расположенном по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 89, выявлены нарушения ФЗ о транспортной безопасности»: не проведена оценка уязвимости объекта, не представлены данные о включении объекта в Реестр категорированных объектов, отсутствует план обеспечения транспортной безопасности объекта.
Государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Наливкиным Л.М. 07.02.2011 на имя генерального директора ОАО «Липецкие автобусные линии» Кукина И.А. вынесено предписание в срок до 10.03.2011 представить в Территориальное обособленное подразделение по Липецкой области Управления государственного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Ространснадзора информацию о принятых мерах по устранению нарушений, устранить нарушения указанные в п. 4 предписания до 15.04.2011 и в пунктах 1,2,3 до 07.08.2011.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Коль скоро непринятие мер является нарушением требований транспортной безопасности, а именно, ст. 5, 6, 9 ФЗ «О транспортной безопасности». Отсутствие оценки уязвимости объекта – автовокзала «Липецк», данных о включении объекта в Реестр категорированных объектов, плана обеспечения транспортной безопасности объекта ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях автовокзала «Липецк», пассажиров, пользующихся услугами автомобильных (автобусных) перевозок, в случае совершения акта незаконного вмешательства, а также имеется риск повреждения и утраты вверенного ответчику имущества, суд считает исковые требования прокурора Октябрьского района г. Липецка обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При установлении срока для исполнения решения суд учитывает сроки, установленные для выполнения работ по проведению оценки уязвимости, категорирования и составления планов, установленные законом, а также то, что согласно ответу Росавтодор от 21.02.2011 для обеспечения выполнения функций по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федеральным дорожным агентством проводится сбор исходных данных по объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, после чего будет определен порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом их особого социально-экономического и оборонного значения, и считает возможным установить его до 15.06.2011 г. - в части провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала «Липецк», расположенного по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 89, категорирование объекта и внесение его в реестр категорированных объектов; до 01.08.2011 г. в части составления плана обеспечения транспортной безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ОАО «Липецкие автобусные линии» в срок до 15.06.2011 г. провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала «Липецк», расположенного по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 89, категорирование объекта и внесение его в реестр категорированных объектов; в срок до 01.08.2011 г. составить план обеспечения транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Правобережный суд г. Липецка со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.