Дело № г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Кожиной А.В.
при секретаре Босенко О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Черных ФИО13 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета
установил:
Черных С.С. обратился в суд с заявлением о признании отказа УСЗН Липецкой области в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным. В обоснование исковых требований ссылался на то, что он в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № уволен с военной службы в запас. В декабре 2001 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации г. Липецка принят на учет для получения жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ Черных С.С. получил уведомление о том, что решением комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, он включен в список на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Приказом УСЗН Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ Черных С.С. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в 2010 году. Черных С.С. просил суд признать отказ в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, обязать УСЗН Липецкой области оформить государственный жилищный сертификат соответствующего образца на его имя и выдать в установленном законом порядке.
В дальнейшем истец Черных С.С. уточнил и изменил исковые требования к УСЗН Липецкой области, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из трех человек, полагая, что имеет право на получение, поскольку уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет выслугу лет 23 года 10 месяцев, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 года.
В судебное заседание истец Черных С.С. не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду не известна.
Представитель истца Черных С.С. по доверенности Корнева О.В. поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что истец не утратил нуждаемость в улучшении условий, решением суда он был признан утратившим право пользования жилым помещением в г. Сальск Ростовской области, иного жилья не имеет.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности Волков В.В. иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований Черных С.С. Объяснил, что требования о выделении Черных С.С. государственного жилищного сертификата не соответствуют действующему законодательству. Из материалов личного дела Черных С.С. следует, что как в период прохождения военной службы, так и после увольнения истец проживал с супругой в квартире, полученной на состав семьи 4 человека, в том числе и на него, по адресу: <адрес>. После увольнения Черных С.С. был направлен на учет в Сальский ОГВК Ростовской области, то есть местом жительства он избрал г. Сальск, в котором был обеспечен жильем по социальной норме площади жилья. В связи с этим, ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» МО РФ была выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой площадью по линии Минобороны России истец не обеспечивался, так как при увольнении нуждающимся в получении жилья не являлся.
В связи с чем, приказом УСЗН Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче государственного жилищного сертификата в 2010 году Черных С.С. отказано.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ порядок обеспечения жильем граждан изменен, выдача сертификатов законом не предусмотрена
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, поскольку он извещен о рассмотрении дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает иск удовлетворить.
Судом установлено, что истец Черных С.С. уволен с военной службы приказом начальника Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ по подп. «А» п. 2 ст. 51, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Его выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 10 месяцев.
Черных С.С. состоял в зарегистрированном браке с Черных С.М., брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют сына - Черных А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь - Черных О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о расторжении брака и свидетельствами о рождении Черных О.С., Черных А.С.
В настоящее время истец с детьми зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации Сальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги.
Согласно справкам Сальского филиала государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ за Черных С.С., Черных А.С., Черных О.С. не зарегистрировано собственного дома, квартиры, приватизированной квартиры, земельного участка в <адрес> и ФИО2 <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Из справки ФГУ «Ставропольская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период прохождения службы в в/ч № Сальского гарнизона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черных С.С. жилой площадью по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался. За период прохождения службы с 1998 года он был прописан и фактически проживал по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Квартира № в <адрес> в <адрес> на основании ордера № предоставлена Черных С.М. на состав семьи из 4 человек, включая мужа - Черных С.С., сына - Черных А.С., дочь- Черных О.С.
На основании решения Сальского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Черных С.С. признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение вступило в законную силу.
В соответствии с договором на передачу квартиры в частную собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> МУ «Новый город» Сальского городского поселения передана в собственность Черных С.М.
Согласно справке Межрайонного отдела УФМС Ростовской области в г. Сальске от ДД.ММ.ГГГГ № истец был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в домовладении гражданина Карабдагова И.И. в <адрес>, снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ с перерегистрацией по адресу: <адрес>.
Домовладение <адрес> <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Савченко С.В.
Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Черных С.С. снимал комнату в домовладении, принадлежащим Савченко С.В., где проживал с детьми.
Согласно п.14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Федеральной целевой программой «Жилище на 2002 - 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865, определены цели и задачи по развитию жилищной сферы и обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в порядке, утвержденном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года № 700 была утверждена Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы (в настоящее время не действует), входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище».
Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» (с изменениями от 16 июля 2005 года) были утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года (в настоящее время не действует).
В настоящее время действуют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» (далее Правила).
В соответствии п. 2 данных Правил государственный жилищный сертификат (далее – сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения (далее – субсидия).
Согласно пп. «г» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1января 2005г.
В соответствии с п. 24 указанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1января по 1июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвержден порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
По подпункту "а" п.6 названых Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы Черных С.С. включен в список на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Пункт 7 Правил предусматривает, что из числа граждан – участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. и последующими изменениями, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Приказом УСЗН Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ Черных С.С. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с обеспеченностью по социальной норме площади жилья при увольнении с военной службы. Как указано в приказе, истец, состоящий на очереди для улучшения жилищных условий в администрации г. Липецка, жилой площадью при увольнении в 1998 году по социальной норме был обеспечен и нуждающимся в получении жилья не являлся. На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ Черных С.С. отказался от части своей доли при приватизации квартиры по адресу: <адрес>, что согласно ст. 53 ЖК РФ является намеренным ухудшением жилищных условий. Граждане, совершившие подобные действия, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что Черных С.С. отказался от части своей доли при приватизации квартиры по адресу: <адрес>, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Как установлено судом, а также подтверждено материалами дела, Черных С.С. на основании решения Сальского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> снят с регистрационного учета. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> МУ «Новый город» Сальского городского поселения передана в собственность Черных С.М. На момент передачи квартиры в собственность Черных С.М., истец не являлся членом ее семьи, не проживал в квартире. Эти факты ответчиком не оспорены.
Утрата права пользования жилым помещением, не может рассматриваться судом, как намеренный отказ от участия в приватизации, поскольку прекращение права пользования жилым помещением в г. Сальске бесспорно лишь свидетельствует о наличии у истца другого места жительства. Приватизация жилого помещения является правом, а не обязанностью истца. Приватизация истцом жилого помещения, где за ним сохранялась лишь регистрация, будет препятствовать реализации им права на приватизацию занимаемого жилого помещения в будущем, что, по мнению суда, не допустимо.
Суд считает также доводы представителя ответчика УСЗН Липецкой области о том, что Черных С.С. после увольнения избрал местом жительства г. Сальск, в котором проживал с супругой в <адрес> в <адрес> и был обеспечен жильем по социальной норме площади жилья безосновательными.
Согласно ходатайства военного комиссариата г. Сальска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Черных С.С. после увольнения в запас по организационно-штатным мероприятиям избран постоянным местом жительства - г. Липецк.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию г. Липецка с заявлением о постановке его на учет для получения жилья по льготной очереди военнослужащих, уволенных в запас.
Офицер запаса Черных С.С. принят на учет для получения жилой площади в составе семьи 4 человека, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации г. Липецка.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела Черных С.С. и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), не имеют в собственности жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ. Истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1января 2005г.
Истец имеет стаж военной службы 23 года 10 месяцев.
Поскольку истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1января 2005года, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, не обеспечивался ранее за счет государства жильем, он имеет право на обеспечение жилым помещениям в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение строительство жилого помещения на состав семьи из трех человек, включая дочь Черных О.С., сына Черных А.С.
Федеральным законом от 8 декабря 2010г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" с 01.01.2011 признан утратившим силу абзац второй пункта2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 декабря 2010г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" изменен порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы.
Согласно п.1 ст.4 указанного закона гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом2.1 статьи15 и статьей15.1 Федерального закона от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 28.12.2010) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта2.1 статьи15, абзаце третьем пункта3.1 статьи24 Федерального закона от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3)предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.5 ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 N342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций.
Согласно п.7 указанного Закона субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из объяснений представителя ответчика следует, что порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, в Липецкой области не утвержден, однако это обстоятельство не может препятствовать признанию за истцом права на получение единовременной выплаты.
Согласно п. 2 распоряжения администрации Липецкой области от 7 октября 2009 г. N 459-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 4 сентября 2006 года N 672-р "Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения Липецкой области" Управление социальной защиты населения Липецкой области осуществляет функции по обеспечению жилищными сертификатами граждан, уволенных с военной службы.
Поскольку в настоящее время УСЗН ЛО является органом, осуществляющим функции обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, именно ответчик отказал во включении истца в списки получателей жилищных сертификатов, суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно иск предъявлен к данному ответчику.
Учитывая, что обеспечение производится за счет федеральных средств, путем предоставления соответствующих субвенций, суд считает признать за Черных С.С. право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из трех человек.
На взыскании судебных расходов истец не настаивал.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Черных ФИО16 право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи их трех человек, включая дочь - Черных ФИО14, сына - Черных ФИО15.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г. Липецка со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.