Дело № 2-939/2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Кожиной А.В.
при секретаре Стреляеве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Кавенькина ФИО9 Управлению внутренних дел по Липецкой области о признании права на получение пенсии по выслуге лет,
установил:
Кавенькин А.Л. обратился в суд с иском УВД по Липецкой области о признании права на получение пенсии по выслуге лет. В обоснование своих требований указывает, что проходит службу в УВД по ЛО, имеет выслугу лет, необходимую для получения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ им был подан рапорт об увольнении со службы. Ответчиком было отказано в оформлении пенсии по причине отсутствия законных оснований зачета в выслугу лет периода службы в Управлении Комитета налоговой полиции <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Ссылаясь на то, что отказ не основан на законе, ФИО2 просит признать за собой право на получение пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кавенькин А.Л., его представитель по доверенности Соколов Д.В. исковые требований поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. В части срока назначения пенсии, уточнили требования, просили суд дату назначения пенсии не определять.
Представители ответчика УВД Липецкой области по доверенности Коротина И.Г., Кострыкина Г.Ф., Надеина О.Н. в судебном заседании исковые требования не признали. В их удовлетворении просили отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, каждому гарантируется социальное обеспечение, устанавливаемое законом, в т.ч. право на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и признание международно-правовых актов (ст. 15 Конституции РФ) без каких-либо ограничений и оговорок. Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью.
Как установлено судом, Кавенькин А.Л. на основании приказа УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с 2002 года по настоящее время проходит службу в УВД по Липецкой области. Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки истца ЕТ-1 № 3781449.
Из представленной Кавенькиным А.Л. справки-расчета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его выслуга лет составляет 20 лет 4 месяца 23 дня. В связи с чем, истцом ДД.ММ.ГГГГ был подан рапорт для выхода на пенсию по выслуге лет.
Сообщением заместителя начальника ЦПО УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № начальнику ОКиПС УРЛС УВД по Липецкой области рекомендовано направить запрос в ДКО МВД России с приложением пакета документов в отношении Кавенькина А.Л., поскольку не имеется правовых оснований для зачета в выслугу лет периодов службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Комитета налоговой полиции по <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте следствия и дознания Агентства финансовой полиции <адрес>.
По сообщению заместителя начальника ЦПО УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № Кавенькину А.Л. разъяснено, что не имеется правовых оснований для зачета указанных периодов службы в органах <адрес> в выслугу лет.
Данный отказ суд считает неправомерным.
В силу ст.1Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.)пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года декларирует, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел стран СНГ, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством этих стран, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной (ст. 2 Соглашения от 24.12.1993 года).
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством той страны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством государства по вновь избранному месту жительства.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются подписавшимся государствами-участниками настоящих соглашений. Соглашение от 24.12.1993 года ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 103-ФЗ.
В решении Экономического Суда СНГ от 13 мая 2004 г. №01-1/7-03 дано толкование положений, установленных Соглашением, поскольку со времени подписания Соглашенияот 24 декабря 1993 года система органов, входящих в министерства внутренних дел государств - участников Соглашения, претерпела существенные изменения, что привело к изменению круга лиц, относящихся к сотрудникам органов внутренних дел.
Исходя из содержания решения, пенсионное обеспечение сотрудников органов, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, при условии проживания на территории РФ, имеют право на получение пенсии, установленной российским законодательством для сотрудников органов внутренних дел.
Довод представителя ответчика о том, что решение экономического суда не обладает юридической силой, поэтому не подлежит применению для разрешения спорного правоотношения, суд считает несостоятельным.Согласно Положению об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств
(утв. Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 г.) 1. Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее - акты Содружества) и других его институтов; о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.
Согласно ст. 31Венской Конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.), договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.
На основании ст. 32Венской Конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.), возможно обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовленным материалам и к обстоятельствам заключения договора, чтобы подтвердить значение, вытекающее из применения статьи 31, или определить значение, когда толкование в соответствии со статьей 31:a) оставляет значение двусмысленным или неясным; или b) приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными.
Поскольку решение постановлено в рамках полномочий, установлены для Экономического Суда, оно имеет обязательную силу.
В силу ст. 1Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в соответствиисЗакономРоссийской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",ЗакономРоссийской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",Федеральным законом"О пожарной безопасности",постановлениямиВерховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих законов ипостановлениемВерховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" Совет Министров - Правительство Российской Федерации:
Установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается: служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Ст.11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на МВД России возложена выплата пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также бывшим сотрудникам федеральных органов налоговой полиции и членам их семей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан" от 4 июля 2002 года пенсионное обеспечение сотрудников органов финансовой полиции осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении для сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с Правилами назначения пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и Государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2003 года N 634, Министерство внутренних дел Республики Казахстан производит начисление и выплату пенсий военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, финансовой полиции, Государственной противопожарной службы и их подразделениях.
Согласно ст. 50 Постановления ВС РФ от 20 мая 1993 г. N 4991-I "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 30 июня 2002 г., 30 июня 2003 г.) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 155
"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям"
(с изменениями от 1 декабря 2007 г. действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее именуются - сотрудники налоговой полиции), и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.
Так, п.1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Из материалов личного дела истца, обозреваемого в судебном заседании, следует, что Кавенькин А.Л. проходил службу в органах налоговой полиции, имел специальные звания.
Т.е. истец имеет право на включение этого периода службы в выслугу лет, дающую право на получение пенсии.
Как следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании, письменное решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет истцу не оформлялось. В адрес истца, кадровой службы УВД по ЛО зам. начальника ЦПО было направлено письмо с указанием на отсутствие правовых оснований для назначения пенсии. Данные действия ответчика свидетельствуют о фактическом отказе истцу в назначении пенсии за выслугу лет.
Поскольку ответчиком необоснованно было отказано в назначении пенсии, суд считает признать за истцом право на получение пенсии, с учетом включения в выслугу лет периода службы в органах налоговой полиции <адрес>.
При этом довод истца о том, что спорный период ранее был включен ответчиком в выслугу лет, поэтому пенсия не назначается неправомерно, суд считает необоснованным.
Из объяснений сторон, что подтверждается приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, следует, заключением следственного управления при УВД ЛО комиссией об установлении процентной надбавки за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан в выслугу лет для получения процентной надбавки за выслугу лет, а не в выслугу лет, дающую право на получение пенсии.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом в подтверждение факта оплаты за оказание юридических услуг представлены квитанции на общую сумму 10300 руб. Учитывая, сложность дела, объем оказанных услуг, требования о разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца 7000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Кавенькиным ФИО1 ФИО10 право на получение пенсии по выслуге лет, включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Комитета налоговой полиции по <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте следствия и дознания Агентства финансовой полиции <адрес>.
Взыскать с УВД по ЛО в пользу Кавенькина А.Л. судебные расходы в сумме-7000 руб.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.