Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Чуносовой О.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения <адрес>, Управлению федерального казначейства по <адрес>, Департаменту социальной защиты населения администрации <адрес> об индексации, перерасчете и взыскании недополученной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к УСЗН администрации <адрес>, УФК по <адрес> о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью. В своем исковом заявлении указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., инвалид 2 группы. С ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена и проводилась ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью в размере 2500 руб. Решением Правобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ взыскана единовременная сумма 7722 руб. 59 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, также взыскана недополученная сумма возмещения вреда здоровью в размере 90306 руб. 81 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По варианту выгодности, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, должна быть определена с учетом постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ подлежит индексации с применением коэффициента роста МРОТ 1,581 и 1,515 соответственно. Однако, назначенная сумма в 2500 руб. не была проиндексирована, что повлекло за собой выплаты ВВЗ в меньшем размере, чем предусмотрено законом, и образовалась задолженность. Просил обязать ответчика установить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму возмещения вреда, причиненного здоровью в размере 27 576 руб. с последующей индексацией суммы в соответствии с действующим законодательством и взыскать за счет средств федерального бюджета через УСЗН администрации <адрес> недополученную сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 954259 руб.
Впоследствии истец изменил исковые требования и просил произвести перерасчет ежемесячного возмещения вреда здоровью с учетом индексов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установить с ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ в размере 24 478 руб. 78 коп., взыскать за счет средств федерального бюджета, через УСЗН <адрес> недополученную сумму 537 304 руб. 85 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УСЗН <адрес> включить его в список получателей компенсации.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения администрации <адрес> и принято к производству уточненное заявление истца, в котором он просит: произвести перерасчет ЕДВ согласно распечатке индексов инфляции ДСЗН и изменениям в Постановлении Правительства РФ об индексах инфляции, применяемых при расчетах ЕДВ и задолженности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Индекс инфляции за 2011г. согласно Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 1,065%. Установить истцу с ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ в размере 24 478 руб. 78 коп., взыскать за счет средств федерального бюджета Департамента соцзащиты населения администрации <адрес> недополученную сумму за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 496051 руб. 06 коп., обязать ДСЗН <адрес> включить ежемесячные и единовременные суммы в списки получателей компенсации, предоставляемые в территориальный орган федерального Казначейства с последующей индексацией, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования с учетом последних уточнений, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований. Суду объяснил, что после вынесения судом в 2006 году решения, ДСЗН администрации <адрес> по настоящее время индексирует установленную судом ежемесячную выплату, все индексы применены, в том числе и последний индекс. Однако, при вынесении решения в 2006 году судом не принято вол внимание постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм». Судом не применен предусмотренный указанным постановлением коэффициент 1,38. В настоящий момент просил сделать ему перерасчет, применив указанный коэффициент 1,38, указал, что требования о возмещением вреда здоровью не имеют срока исковой давности и просил выплатить ему единовременную сумму 496051 руб. 06 коп., установить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату в размере 24478 руб. 78 коп.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента социальной защиты населения администрации <адрес> по доверенности ФИО3 исковые требования не признал, суду объяснил, что истец вводит суд в заблуждение, так как он в числе других граждан судился с департаментом по-поводу того коэффициента, о котором он говорит. На тот момент было два пути: выплаты по Постановлению Правительства и взыскание выплат судом. ФИО1 в 2003 году обратился в суд, так как по решению суда было более выгодно получать суммы, поскольку применялись несколько коэффициентов. Имеется решение суда по данному вопросу от11.03.2003г., ФИО1 сам выбрал такой путь. Поскольку решение суда было вынесено в 2003г., после этого, имея решение суда, департамент уже сам не вправе был что-либо сделать. Судом были применены индексы в 2003г., потом в 2004г. Затем истцу была установлена 2 группа инвалидности в 2004г. и назначена ежемесячная денежная компенсация 2500 рублей. Решением Правобережного суда от ДД.ММ.ГГГГ банный размер ЕДК был проиндексирован на индексы роста величины ПМ и взыскан в размере 7722,59 рублей. В соответствии со всеми последующими постановлениями Правительства РФ департамент социальной защиты населения производил индексацию взысканной суммы, которая на сегодняшний день составляет 12367, 89 рублей. Просил в иске отказать.
В судебное заседание не явился представитель ответчика УСЗН <адрес>, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали. В письменных возражениях представитель по доверенности ФИО4 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя и указала, что на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №», от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № изменены коэффициенты индексации: с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент 1.1 изменен на 1.11; с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент 1.085 изменен на 1.09; с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент 1.07 изменен на 1,085. В связи с тем, что имеются вступившие в силу нормативные правовые акты, на основании которых осуществляется индексация сумм возмещения вреда здоровью, увеличение суммы ВВЗ истцу будет произведено в добровольном порядке согласно указанным нормам. Полагали, что по заявленным исковым требованиям спор о праве отсутствует. Также указали, что не могут являться надлежащим ответчиком по делу, так как орган в сфере социальной защиты субъекта РФ не принимает решения о назначении и выплате сумм в возмещение вреда здоровью, не располагает денежными средствами федерального бюджета на эти цели.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Управления Федерального казначейства по <адрес>, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности ФИО5 просил рассмотреть дело в их отсутствие и указала, что в силу Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что возмещение вреда и меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в федеральном бюджете. Соответственно, представителем по данной категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, которым в данном субъекте РФ формируются, ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и индексаций, то есть орган социальной защиты населения субъекта РФ или муниципального образования. При этом в данные списки включаются текущие суммы выплат, а также денежные средства, взысканные согласно судебным актам. УФК являясь территориальным органом Федерального казначейства, осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта РФ в соответствии с Бюджетным законодательством РФ и иные задачи, установленные законодательством РФ. В соответствии с Положением об УФК, управление осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и отделений Управления.
Выслушав мнение участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы - 1 000 рублей (п.15).
Статьей 2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС"(с изменениями от 26 апреля, ДД.ММ.ГГГГ)предусмотрено,что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 5 Закона РФ ДД.ММ.ГГГГ №
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями) предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. … Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об индексации в 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г., 2010г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено осуществление индексации с применением соответствующих коэффициентов инфляции, установленных законом О федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «По жалобе гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федеральных Законов «О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним» все способы возмещения вреда, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам) входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем, законодатель при совершении порядка и условий возмещения вреда вправе вносить изменения способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности, лишь в соответствии с принципами справедливости и соразмерности, исходя из конституционно значимых целей, не допуская умаления и ограничения прав граждан посредством уменьшения ранее назначенного объема возмещения вреда.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлся инвалидом 3 группы и ему была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1000 руб.
Решением Правобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сумма ежемесячной денежной компенсации была проиндексирована на индекс роста величины прожиточного минимума за 2001г. на 1,772, за 2002г. на 1,173 и взыскана в размере 2078 руб. 56 коп. Также взыскана недополученная сумма ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 21 129 руб. 08 коп.
Решением Правобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация была проиндексирована на индекс прожиточного минимума за 2003г. 1,132 и размер компенсации составил 2352 руб. 93 коп.
ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 была установлена 2 группа инвалидности, в связи с чем назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью 2500 руб.
Решением Правобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО1 взыскана за счет средств федерального бюджета через Управление социальной защиты населения администрации <адрес> ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере 7 722 руб. 59 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ до изменения обстоятельств, влияющих на выплаты, недополученная сумма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 91 962 руб. 81 коп. Данным решением ежемесячная денежная компенсация была проиндексирована на индекс роста величины прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ - 1,772, с ДД.ММ.ГГГГ - 1,173, с ДД.ММ.ГГГГ - 1, 132 и на коэффициенты инфляции с ДД.ММ.ГГГГ - 1,1, с ДД.ММ.ГГГГ - 1,1, с ДД.ММ.ГГГГ - 1.085.
Впоследствии Департаментом социальной защиты населения администрации <адрес> производился перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, установленной судебным решением в сумме 7722,59 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 1,08, с ДД.ММ.ГГГГ 1,105, с ДД.ММ.ГГГГ - 1,13, с ДД.ММ.ГГГГ - 1,1, с ДД.ММ.ГГГГ - 1,065. Данное обстоятельство не оспорено истцом.
Как следует из справки о начислении денежных средств в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, выданной ФИО1 сумма ежемесячной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 367 руб. 89 коп.
Истцом ФИО1 не оспаривается, что ответчиком ДСЗН администрации <адрес> на сегодняшний момент применены все индексы, предусмотренные законодательством. Им ставится вопрос только о неприменении индекса 1,38, который указан в постановлении №. Как объяснил истец, он не согласен с тем, что при вынесении решения в 2006г. судом не применен данный индекс.
Однако, с заявлением о пересмотре решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по этому основанию в порядке ст. 392 ГПК РФ он не обращался. При наличии решения суда и произведенной индексации, основании для удовлетворения иска не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к УСЗН <адрес>, Управлению федерального казначейства по <адрес>, Департаменту социальной защиты населения администрации <адрес> о взыскании сумм возмещения вреда здоровью о перерасчете ежемесячной суммы выплаты возмещения вреда здоровью, взыскании недополученной суммы возмещения вреда здоровью, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению социальной защиты населения <адрес>, Управлению федерального казначейства по <адрес>, Департаменту социальной защиты населения администрации <адрес> об индексации, перерасчете и взыскании недополученной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, - отказать.Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ