о понуждении к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Липецк

Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Харченко С.В.,

при секретаре Сушковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Липецкторгтехника» о понуждении к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух,

установил :

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Липецкторгтехника» о понуждении к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. В обоснование требований указывает, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства, а именно: осуществляет деятельность и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ и без получения соответствующего разрешения на выброс вредных веществ. Просит обязать ОАО «Липецкторгтехника» в срок до 01.06.2011 г. провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые образуются в результате произведенной деятельности данного юридического лица в г. Липецке.

Помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Лукьянчикова Я.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, установить срок исполнения требований до 01.06.2011 г.

Представитель ответчика ОАО «Липецкторгтехника» Кургускин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменном заявлении от 21.03.2011 г. признал исковые требования в полном объеме, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области - заместитель начальника В.Н. Якунина в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В письменном заявлении просила рассмотреть дела в ее отсутствие. Поддержала требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 указанного закона, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать поведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (ст. 30 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ)

Исходя из методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения").

Согласно п. 1 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).

В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу»).

Согласно ст. 4 Устава ОАО «Липецкторгтехника», утвержденного 16.06.2000 г., ответчик осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности в установленном законом порядке. (л.д. 19-22). В процессе осуществления основной цели своей деятельности - извлечения прибыли, имеет и использует источники (как организованные, так и неорганизованные) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в части соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В результате которой установлено, что ответчик ОАО «Липецкторгтехника» осуществляет свою деятельность в г. Липецке, эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Судом установлено, что на балансе общества находятся стационарные источники выбросов: пост ручной дуговой сварки металла, токарный станок, заточный станок; передвижные источники выбросов: легковой автомобильный транспорт, паркующийся на закрытой стоянке (5 единиц, в эксплуатации 4 единицы), грузовой автомобильный транспорт, паркующийся на закрытой стоянке (5 единиц, в эксплуатации 2 единицы), автопогрузчик работающий на территории промплощадки предприятия (в эксплуатации находится не более 70 часов в год), отходы производства и потребления: твердые бытовые отходы, смет с территории.

Согласно сообщению ОАО «Липецкторгтехника» меры по получению разрешения на выброс обществом не предпринимаются, т.к. объем выбросов и плата за них несоизмеримо малы с затратами на мероприятия по получению разрешения, ежегодно сокращается объем работ и оказания услуг, выполняемых обществом, по итогам деятельности общества за 9 месяцев, общество является убыточным и не имеет возможности изыскать денежные средства на проведение мероприятий по получению разрешения на выбросы вредных веществ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации…

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации…

В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Судом установлено, что в настоящий момент ОАО «Липецкторгтехника» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ Обществом не рассмотрен.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ОАО «Липецкторгтехника» приступило к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно заключило с ООО договор № Л00001008 от 25.01.2011 г. на выполнение проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Кроме того, согласно письменному объяснению ОАО «Липецкторгтехника», ответчиком с ООО заключен договор № Л00001006 от 25.01.2011 г. на разработку проекта нормативов образования и предельного размещения отходов производства и потребления, договором № Л00001009 от 25.01.2011 г. определен класс опасности отходов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками будет получено в сроки, определяемые Управлением по технологическому и экологическому надзору по Липецкой области.

Представитель ответчика ОАО «Липецкторгтехника» Кургускин В.А. исковые требования о понуждении к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ признал в полном объеме, о чем имеется письменное заявление.

В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением.

В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем ответчика ОАО «Липецкторгтехника» о проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух, так как, это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Судом представителю ответчика разъяснено, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, что в соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие граждан, проживающих на территории г. Липецка, создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Липецкторгтехника» о понуждении к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Исходя из того, что сроки проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух хозяйствующим субъектами не регламентированы нормативными документами, разработка проектов, необходимых для проведения инвентаризации выбросов вредных веществ будут завершены до 01.04.2011 г., суд полагает установить срок проведения инвентаризации до 01 июня 2011 года.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, статьей 333.19 НК РФ, суд взыскивает с ответчика ОАО «Липецкторгтехника» государственную пошлину в сумме 2000 рублей в доход бюджета городского округа г. Липецка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 103, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Липецкторгтехника» в срок до 01 июня 2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые образуются в результате производственной деятельности в г. Липецке.

Взыскать с ОАО «Липецкторгтехника» в доход бюджета городского округа г. Липецка госпошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2011 года.