об установлении факта нахождениина иждивении



Дело № 2-1138/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года город Липецк

Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Крючковой Е.Г.

при секретаре Жаркове А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Морозовой ФИО8 об установлении факта нахождения на иждивении,

УСТАНОВИЛ:

Морозова Н.С. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении, ссылаясь на то, что с 06.04.1999 года была нетрудоспособной в связи с назначением пенсии по старости за работу в особых условиях, является инвалидом 2 группы. Все указанное время до смерти мужа Морозова М.Е., умершего 02.07.2010 года, она находилась на его иждивении. Несмотря на то, что до 2009 года она работала, получаемый ее умершим мужем доход был для нее основным источником средств к существованию. Установление факта нахождения на иждивении необходимо для получения ежемесячной денежной компенсации в связи со смертью мужа, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. Просила установить факт нахождения на иждивении Морозова М.Е. в период с 06.04.1999 года по 02.07.2010 года

Впоследствии представители заявителя Морозовой Н.С. по доверенности Морозовой О.А., Морозовым Е.М. уточнили заявленные требования, просили установить факт нахождения Морозовой Н.С. на иждивении Морозова М.Е. в период с 03.07.2009 года по 02.07.2010 года.

В судебном заседании представители заявителя Морозовой Н.С. по доверенности Морозова О.А., Морозов Е.М. поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же доводы. Объяснили, что средств, получаемых Морозовой Н.С. в виде пенсии и зарплаты в указанный период, было недостаточной ей для проживания. Она несла расходы на оплату коммунальных услуг и телефона, приобретение лекарств, оплату услуг помощницы в быту, чья помощь была необходима, поскольку в связи с заболеванием и установлением инвалидности ей самой тяжело было выполнять эту работу. Расходы самого Морозова М.Е., который в последний год своей жизни тяжело болел, были минимальными. Кроме того, он как инвалид 1 группы обеспечивался всеми необходимыми лекарствами, в связи с чем полагают, что денежные средства, которые получал Морозов М.Е., являлись основным источником средств к существованию заявителя.

Заявитель Морозова Н.С. в судебное заседание не явилась, причины неявки не известны, о слушании дела надлежаще извещена.

Представитель заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка по доверенности Кофман С.А. полагал заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что Морозова Н.С. имела самостоятельные постоянные источники дохода в виде заработной платы и пенсии, вследствие чего не может считаться иждивенкой Морозова М.Е.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.

Согласно пунктов 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009 года) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

(см. текст в предыдущей редакции)

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

В соответствии с пунктом 15 статьи 14 указанного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 года) члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Судом установлено, что Морозов М.Е. являлся инвалидом 1 группы, заболевание получено при исполнении иных обязанностей, связано с катастрофой на ЧАС, что подтверждается справкой об инвалидности.

Согласно решению экспертного совета на заседании № 5/10 от 13.05.2010 года, заболевание и инвалидность Морозова М.Е. связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Из объяснений представителей заявителя следует, что Морозов М.Е. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период прохождения срочной службы в армии, не являлся военнослужащим, специальных званий не имел, не являлся военнослужащим и впоследствии.

При таких обстоятельствах Морозов М.Е. имел право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением получившего ли перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, выданному посмертно.

Заявитель Морозова Н.С. являлась супругой Морозова М.Е., что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Согласно свидетельству о смерти, Морозов М.Е. умер 02.07.2010 года.

В обоснование заявленных требований представители заявителя Морозовой Н.С. по доверенности Морозова О.А., Морозов Е.М. ссылались на то, что доход Морозова М.Е. в период с 03.07.2010 года по 02.07.2010 года значительно превышал доход Морозовой Н.С. Однако указанный довод не нашел своего подтверждения.

Согласно справке № 2-НДФЛ о доходах физического лица за 2009 год № 1624 от 12.05.2011 года, сумма дохода Морозова М.Е. в июле 2009 года составила 24014 рублей, в августе дохода нет, в сентябре - 23551 рубль, в октябре - 54 954 рубля, в ноябре дохода нет, в декабре - 10 000 рублей.

Согласно сообщению ЗАО «Липецкцемент», данные справки по форме 2-НДФЛ № 624 от 24.02.2011 года, на которую в подтверждение своих доводов ссылались представители заявителя, не верны. Справка была некорректно сформирована в связи со сбоем в программе. Просят считать верной справку по форме 2-НДФЛ № 1624 от 12.05.2011 года.

Согласно сведениям ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке Морозовым М.Е. получена пенсия в 2009 году: ноябре - 13 358 рублей 69 копеек, в декабре - 12408 рублей 99 копеек и в 2010 году: январь - 15 136 рублей 25 копеек, февраль - 14 116 рублей 25 копеек, март - 14 116 рублей 25 копеек, с апреля по июнь включительно - по 15 043 рубля 38 копеек ежемесячно, июль - 20 743 рубля 38 копеек.

Согласно трудовой книжке, Морозова Н.С. до 25.11.2009 года работала в ЗАО «Липецкцемент» дозировщиком в отделе сухого производства сырья производства цемента.

Согласно справке ЗАО «Липецкцемент» от 23.12.2010 года ее заработная плата в 2009 году составила: июль - 11479 рублей, август - 11 155 рублей, сентябрь 9 393 рубля, октябрь - 9 705 рублей, ноябрь - 12 404 рубля.

Кроме того, согласно сообщению ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецк, Морозова Н.С. с 06.04.1999 года является получателем трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации».

Согласно справкам об инвалидности, с 25.11.2009 года по 01.12.2010 года Морозовой Н.С была установлена 2 группа инвалидности со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности и с 01.12.2010 года по 01.12.2011 года - третья группа инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности.

Согласно информации о выплате пенсии, в 2009 году пенсия заявителя составила: с июля по август - 5948 рублей 02 копейки ежемесячно, с сентября по ноябрь включительно - 6425 рублей 67 копеек ежемесячно, в декабре - 7940 рублей 67 копеек.

Таким образом, общая сумма дохода Морозовой Н.С. в спорный период 2009 года (сумма заработной платы и пенсии) составила: июль - 17 427 рублей 02 копейки, август - 17 103 рубля 02 копейки, сентябрь - 15 818 рубль 67 копеек, октябрь - 16 130 рублей 67 копеек, ноябрь - 18829 рублей 67 копеек.

Согласно справке № 1848 от 12.11.2010 года пенсия Морозовой Н.С. с января по март 2010 года включительно составила 7925 рублей 05 копеек + 903 рубля ЕДВ ежемесячно, с апреля по июль 2010 года - 8424 рубля 33 копейки + 993 рубля 30 копеек ЕДВ ежемесячно.

Сопоставив указанные выше сведения о доходах, суд приходит к выводу, что ежемесячный доход Морозова М.Е. в спорный период незначительно превышал доход Морозовой Н.С., у нее имелся самостоятельный и постоянный источник дохода, поэтому основания для признания ее находившейся на иждивении Морозова М.Е. отсутствуют.

Доводы представителей заявителя о том, что самостоятельных доходов Морозовой Н.С. было недостаточно для ее проживания, а также о том, что в период жизни Морозова М.Е. имела возможность тратить на собственные нужды и нужды семьи заработок Морозова М.Е., так как хозяйство ими велось совместно, а его собственные расходы были минимальными, не являются основаниями для удовлетворения заявленных требований, поскольку не свидетельствуют о том, что денежные средства, получаемые Морозовым М.Е., были для заявителя основным источником средств к существованию. Не являются такими основаниями и доводы представителей заявителя о том, что она в настоящее время несет расходы на оплату коммунальных услуг, лекарства и помощь в быту, вследствие чего заявление Морозовой Н.С. об установлении факта нахождения на иждивении Морозова М.Е. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Морозовой ФИО9 об установлении факта нахождения на иждивении отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г. Липецка со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.Г. Крючкова

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2011 года.