об обжаловании действий УСЗН Липецкой области по отказу в присвоении звания `Ветеран труда`



Дело № 2-1290/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Аристовой Н.В.

при секретаре Епифановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Звягиной ФИО о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Звягина В.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа УСЗН Липецкой области, в котором просила признать незаконным решение УСЗН Липецкой области № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать УСЗН Липецкой области присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылалась на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде - почетную грамоту ФГУП «Почта России», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии за выслугу лет является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

В судебном заседании заявитель Звягина В.А. поддержала свои требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Объяснила, что с 1979 года и в период награждения работала заместителем начальника отделения связи. Общий стаж составляет 35 лет и 6 месяцев. УСЗН Липецкой области отказало ей в присвоении звания «Ветеран труда», указав, что Почетная грамота ФГУП «Почта России» не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению заявления Звягиной В.А. по существу.

Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч. 1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗк полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч. 4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениямиустанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.В ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» законом Липецкой области от 8 июня 2006 года № 304-ОЗбыли внесены изменения, согласно которым одним из условий для присвоения звания «Ветеран труда»является награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР либо знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации. Данная поправка противоречит ст.7 ФЗ «О ветеранах», поскольку ведомственные знаки отличия в труде могут учреждаться не только перечисленными органами государственной власти, но и другими органами государственной власти, как в частном рассматриваемом случае. Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ, в отношении лиц, имеющих одинаковые награды федерального значения, но проживающих в различных субъектах РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении Звягиной В.А. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством. Изменения в указанной части, внесенные в закон № 141-ОЗ, не могут применяться при разрешении настоящего дела.

Судом установлено, Звягина ФИО с 01.01.2004 года в порядке перевода была принята оператором связи Липецкого почтамта Управления федеральной почтовой связи Липецкой области - филиала ФГУП «Почта России».

Приказом генерального директора ФГУП «Почта России» И.А. Сырцова № от 20.06.2006 года Звягина В.А. была награждена почетной грамотой за услуги в профессиональной деятельности, личный вклад в развитие федеральной почтовой связи и в связи с праздником «День Российской Почты», что подтверждается, записью в трудовой книжке и приказом ФГУП «Почта России» № 60-пф от 20.06.2006 года.

В целях поощрения работников сферы информационных технологий и связи за успехи в развитии телекоммуникационной инфраструктуры, повышении конкурентоспособности отрасли, многолетний добросовестный труд и на основании Положения о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 года № 311, приказом Министерства информационных технологий и связи РФ 24 декабря 2004 года, приказано: Утвердить Положение о ведомственной награде «Почетная грамота Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации». Из чего следует, что Почетная грамота Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации является ведомственной наградой. Согласно п. 1.Положения о ведомственной награде «Почетная грамота Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации» почетной грамотой Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации награждаются работники сферы связи и информатизации, внесшие значительный вклад в развитие инфокоммуникационного комплекса страны и имеющие трудовой стаж в отрасли 10 и более лет.

Согласно п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2002 года №1227-р предприятие «Почта России» находится в ведении Минсвязи России. Согласно распоряжению Правительства от 28.06.2002 года № 885-р, Управление деятельностью в области почтовой связи и общее регулирование деятельности организации федеральной почтовой связи осуществляется Министерством по связи и информатизации.

Согласно сообщению ФГУП «Почта России» от 25.05.2011 года на 20.06.2006 года(дата награждения истца почетной грамотой) ФРУП «Почта России» относилось к Министерству информационных технологий и связи РФ Федерального Агентства Связи. Кроме того, бланк, на котором изготовлен приказ № 60-пф от 20.06.2006 года о награждении работников УФПС -филиалов ФГУП «Почта России», на основании которого истец была награждена почетной грамотой выпущен Министерством информационных технологий и связи РФ Федерального Агентства Связи.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что почетная грамота, которой награждена Звягина В.А., является ведомственным знаком отличия в труде федерального органа исполнительной власти - Министерства связи России.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж), подтверждено записями в трудовой книжке. Согласно объяснениям заявителя общий стаж составляет 35 лет и 6 месяцев. УСЗН Липецкой области данное обстоятельство не оспаривало.

При наличии этих условий, оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Звягиной В.А., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось. Однако УСЗН Липецкой области уведомлением № ДД.ММ.ГГГГ года отказало Звягиной В.А. в удовлетворении ее заявления о присвоении звания «Ветеран труда».

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. При таких обстоятельствах заявление Звягиной В.А. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда» является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то, настоящее решение, является основанием для выдачи Звягиной ФИО удостоверения «Ветеран труда» в установленном законе порядке через орган социальной защиты населения администрации г. Липецка по месту её жительства.

Руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решениеУправления социальной защиты населения Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в присвоении Звягиной ФИО звания «Ветеран труда» и праве на льготы.

Настоящее решение является основанием для выдачи Звягиной ФИО удостоверения «Ветеран труда» в установленном законе порядке через орган социальной защиты населения администрации г. Липецка по месту её жительства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ