Дело № 2-1090/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Новицкой Г.Г. при секретаре Мурадян Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка, Департаменту образования администрации г. Липецка, администрации г. Липецка о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, установил: Прокурор Правобережного района г. Липецка обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 28 г. Липецка, департаменту образования администрации г. Липецка, администрации г. Липецка о понуждении к проведению организации аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование исковых требований ссылается на то, что в соответствии со штатным расписанием МОУ СОШ № 28 г. Липецка, утвержденным приказом директора школы № от ДД.ММ.ГГГГ, в указанном образовательном учреждении имеются рабочие места инженера, рабочего по комплексному обслуживанию (дворник), рабочего по комплексному обслуживанию (гардеробщик), рабочего по комплексному обслуживанию (техслужащий), рабочего по текущему ремонта, сторожа, заведующего библиотекой, библиотекаря, библиотекаря (1к.), лаборанта, секретаря-машиниста, главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по труду, инструктора по ФЗК, мастера производственного обучения, старшего вожатого. В ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что аттестация по условиям труда указанных рабочих мест не проведена. Просил обязать МОУ СОШ № 28 г. Липецка, департамент образования администрации г. Липецка провести аттестацию по условиям труда рабочего места инженера, рабочего по комплексному обслуживанию (дворник), рабочего по комплексному обслуживанию (гардеробщик), рабочего по комплексному обслуживанию (техслужащего), рабочего по текущему ремонта, сторожа, заведующего библиотекой, библиотекаря, библиотекаря (1к.), лаборанта, секретаря-машиниста, главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по труду, инструктора по ФЗК, мастера производственного обучения, старшего вожатого; обязать администрацию г. Липецка провести аттестацию указанных рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в МОУ средняя образовательная школа № 28 путем финансирования. Определением судьи от 21.04.2011г. дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Представитель ответчика Департамента образования администрации г. Липецка по доверенности Жашков Е.А. в судебном заседании исковые требования признал, объяснил, что в бюджет на 2011 год не заложено денежных средств для проведения аттестации рабочих мест в школах г. Липецка. Аттестация одного рабочего места стоит 2000 рублей и должна проводиться за счет Департамента образования. При наличии решения суда о понуждении проведения аттестации при формировании бюджета г. Липецка на 2012 год денежные средства будут заложены в бюджет на 2012 год и выделены именно на проведение аттестации. Просил установить срок проведения аттестации рабочих мест - до 01 марта 2012 года. Представителю ответчика были разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса РФ. Прокурор Правобережного района г. Липецка, представители ответчиков МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка, администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Прокурор Правобережного района г. Липецка в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель ответчика администрации г. Липецка письменном заявлении указал, что возражает против удовлетворения исковых требований к администрации г. Липецка, поскольку получателем и главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным распорядителям является Департамент образования. Администрация г. Липецка, как исполнительный орган местного самоуправления, обеспечивает лишь составление бюджета, программы социально-экономического развития города с учетом сведений, представляемых структурными подразделениями, а денежные средства на проведение аттестации рабочих мест выделяются по запросу департамента, поэтому администрация г. Липецка не является надлежащим ответчиком по данному делу. Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. В силу статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569 был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Судом установлено, что согласно штатному расписанию, утвержденному приказом организации от 01.09.2010 г. № 142, на период с 01.09.2010 г. в МОУ СОШ № 28 имеются рабочие места: инженера, рабочего по комплексному обслуживанию (дворник), рабочего по комплексному обслуживанию (гардеробщик), рабочего по комплексному обслуживанию (техслуж.), рабочего по текущему ремонта, сторожа, заведующего библиотекой, библиотекаря, библиотекаря (1к.), лаборанта, секретаря-машиниста, главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по труду, инструктора по ФЗК, мастера производственного обучения, старшего вожатого. Согласно Уставу МОУ СОШ № 28 г. Липецка учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в органах казначейства, ведет бухгалтерский учет. Поскольку обеспечение безопасных условий труда работников в соответствии с действующим законодательством возложено на всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы, работодатель обязан обеспечить проведение аттестаций рабочих мест по условиям труда. В соответствии с п. 6.10 Устава МОУ СОШ № 28 г. Липецка финансирование учреждения осуществляется из бюджета Липецкой области и местного бюджета на основе федеральных нормативов и нормативов, установленных законодательством Липецкой области. Прокуратурой Правобережного района в ходе проведенной проверки было установлено, что вышеуказанные рабочие места в нарушение требований действующего законодательства не были аттестованы по условиям труда, что не оспаривалось представителем ответчика. Согласно сообщению Департамента финансов администрации г. Липецка, по МОУ СОШ № 28 в бюджете на 2011 год на проведение аттестации не предусмотрены денежные средства. По обоснованной заявке со стороны главного распорядителя бюджетных средств (департамента образования) и наличии свободных доходных источников для покрытия данных расходов при уточнении бюджета города Липецка в текущем году могут быть выделены дополнительные ассигнования. Также, при наличии обоснованных заявок средства на проведение аттестации рабочих мест будут предусмотрены при формировании проекта бюджета города Липецка на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 года. В соответствии с п. 6.8 Устава МОУ СОШ № 28 г. Липецка, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель. Согласно п. 1.9 Устава МОУ СОШ № 28 г. Липецка, учредителем учреждения является департамент образования администрации г. Липецка. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с Положением «О департаменте образования администрации г. Липецка», утвержденном решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 27.05.2010г. № 43, департамент образования администрации г. Липецка является структурным подразделением администрации города, осуществляющим полномочия в сфере общего и дополнительного образования на территории г. Липецка. В функции департамента входит осуществление в установленном порядке функций поручателя и главного распорядителя средств местного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в части, предусмотренной на содержание департамента, учреждений образования и реализацию возложенных на департамент функций. В функции департамента также входит осуществление от имени администрации г. Липецка полномочий собственника муниципального имущества, закрепленного за учреждением образования (п. 3.23 Положения). Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Департамента являются средства, передаваемые Департаменту в соответствии с решением Липецкого городского Совета депутатов о бюджете г. Липецка на очередной финансовый год и плановый период (п. 6.1 Положения). В соответствии со статьей 45 Положения «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в города Липецке», утвержденном решением Липецкого городского Совета депутатов от 22.07.2008 года № 846, Департамент финансов администрации г. Липецка разрабатывает проект бюджета города и среднесрочного финансового плана, представляет его с необходимыми документами и материалами Главе города для внесения в Липецкий городской Совет депутатов. Согласно п. 1 статьи 51 Положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке, Глава города Липецка не позднее 1 ноября текущего года вносит в Липецкий городской Совет депутатов проект бюджета города на предстоящий финансовый год. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ в целях своевременного и качественного составления проекта бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые ведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления. В силу статьи 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Частью статьи 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Суд принимает признание иска представителем ответчика Департамента образования администрации г. Липецка, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права граждан. Поскольку Департамент образования администрации г. Липецка является учредителем МОУ СОШ № 28, является получателем и главным распорядителем бюджетных средств, суд считает необходимым возложить ответственность за проведение аттестации рабочих мест МОУ СОШ № 28 на МОУ СОШ № 28 и Департамент образования администрации г. Липецка. Поскольку в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления - Департамент образования обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в отношении учреждений образования, оснований для возложения обязанностей на администрацию г. Липецка по исполнению его обязанностей в части обеспечения денежными средствами МОУ СОШ № 28 не имеется. При определении окончательного срока проведения аттестации, суд исходит из того, что в соответствии с п.п. 51, 54, 56, 57 Положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке минимально необходимое время для принятия бюджета с момента внесения его проекта Главой города в Липецкий городской Совет депутатов составляет два месяца. В случае отклонения проекта бюджета в первом чтении указанный срок продляется еще на 15 дней. Учитывая также, что на поступление денежных средств и заключение договоров на выполнение этих работ после перечисления денежных средств требуется не менее месяца, суд считает необходимым установить срок проведения аттестации - до 01 марта 2012 года. Руководствуясь статьями 173, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка провести за счет средств, выделенных из бюджета г. Липецка, в срок до 01 марта 2012 года аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: инженера, рабочего по комплексному обслуживанию (дворник), рабочего по комплексному обслуживанию (гардеробщик), рабочего по комплексному обслуживанию (техслужащий), рабочего по текущему ремонта, сторожа, заведующего библиотекой, библиотекаря, библиотекаря (1 кат.), лаборанта, секретаря-машиниста, главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по труду, инструктора по ФЗК, мастера производственного обучения, старшего вожатого. Обязать Департамент образования администрации г. Липецка обеспечить составление проекта бюджета на 2012 год с учетом выделения МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 денежных средств для проведения аттестаций рабочих мест в необходимом количестве. В удовлетворении исковых требований прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Липецка о понуждении к проведению в МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка аттестации рабочих мест по условиям труда отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ