Дело № 2-1049/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 мая 2011 года город Липецк Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Крючковой Е.Г., при секретаре Андреевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка, Департаменту образования администрации г.Липецка, Администрации г.Липецка о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда УСТАНОВИЛ: Прокурор Правобережного района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 28, Департаменту образования администрации г. Липецка, Администрации г. Липецка о проведении аттестации по условиям труда рабочего места директора, заместителя по ВР, заместителя по УР, заместителя по АХЧ. В судебное заседание представитель Прокуратуры Правобережного района г. Липецка не явился, о слушании дела надлежаще извещен, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель МОУ СОШ № 28 директор Вострикова Л.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела надлежаще извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования признала. Просила установить срок проведения аттестации рабочих мест - до 15 апреля 2012 года. Представитель ответчика Департамента образования администрации г. Липецка по доверенности Жашков Е.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен. В материалах дела имеется письменное заявление председателя Департамента образования г. Липецка Шамаевой А.М. о признании исковых требований, в котором она просила установить срок проведения аттестации рабочих мест - до 15 апреля 2012 года. Представитель ответчика Администрации г. Липецка по доверенности Тырина О.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела надлежаще извещена, в письменном заявлении против удовлетворения исковых требований к администрации г. Липецка возражала, ссылаясь на то, что получателем и главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным распорядителям является Департамент образования. Администрация г. Липецка, как исполнительный орган местного самоуправления, обеспечивает лишь составление бюджета, программы социально-экономического развития города с учетом сведений, представляемых структурными подразделениями, а денежные средства на проведение аттестации рабочих мест выделяются по запросу департамента, поэтому администрация г. Липецка не является надлежащим ответчиком по данному делу. Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года N 569 которым регулируются вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации оформляются в виде пакета документов, в соответствии с указаниями, содержащимися в п. 45 Порядка. Пунктом 46 Порядка установлено, что после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию согласно приложению к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Судом установлено, что согласно штатному расписанию на период с 01.09.2010 года в МОУ СОШ № 28 имеются рабочие места директора, заместителя по ВР, заместителя по УР, заместителя по АХЧ. Прокуратурой Правобережного района в ходе проведенной проверки было установлено, что указанные рабочие места в нарушение требований действующего законодательства не были аттестованы по условиям труда, что не оспаривалось представителями ответчика. Согласно Уставу МОУ СОШ № 28 г. Липецка учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в органах казначейства, ведет бухгалтерский учет. Поскольку обеспечение безопасных условий труда работников в соответствии с действующим законодательством возложено на всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы, работодатель обязан обеспечить проведение аттестаций рабочих мест по условиям труда. В соответствии с ч.1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч.2 ст. 39 ГПК РФ). Судом принимается признание иска представителями ответчиков МОУ СОШ № 28 и Департамента образования г. Липецка, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с п. 6.10 Устава финансирование учреждения осуществляется из бюджета Липецкой области и местного бюджета на основе федеральных нормативов и нормативов, установленных законодательством Липецкой области. Согласно объяснению директора МОУ СОШ № 28 Востриковой Л.А. в бюджете на 2011 год не выделено денежных средств на проведение аттестаций рабочих мест. Согласно сообщению Департамента финансов администрации г. Липецка, департамент финансов определяет предельные объемы бюджетных ассигнований по субъектам бюджетного планирования (главным распорядителям бюджетных средств) для осуществления возложенных на них функций, оказания услуг, выполнения работ, а распределение бюджетных средств по получателям и видам расходов осуществляет главный распорядитель бюджетных средств. По МОУ СОШ № 28 в бюджете на 2011 год денежные средства на проведение аттестации рабочих мест не предусмотрены. По обоснованной заявке со стороны главного распорядителя бюджетных средств (департамента образования) и наличии свободных доходных источников для покрытия данных расходов при уточнении бюджета города Липецка в текущем году могут быть выделены дополнительные ассигнования. Также, при наличии обоснованных заявок средства на проведение аттестации рабочих мест будут предусмотрены при формировании проекта бюджета города Липецка на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 года. Согласно сообщению Департамента образования администрации г. Липецка в текущем финансовом году Департамент не располагает свободными доходными источниками для покрытия расходов общеобразовательных учреждений города Липецка на проведение аттестаций рабочих мест. В соответствии с п. 6.8 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель. В соответствии с п. 1.9 Устава учредителем учреждения является департамент образования администрации г. Липецка. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с Положением «О департаменте образования администрации г. Липецка», утвержденном решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 27.05.2010 года № 43 департамент образования администрации г. Липецка является структурным подразделением администрации города, осуществляющим полномочия в сфере общего и дополнительного образования на территории г. Липецка В соответствии с п. 3.32 Положения в функции департамента входит осуществление в установленном порядке функций поручателя и главного распорядителя средств местного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в части, предусмотренной на содержание департамента, учреждений образования и реализацию возложенных на департамент функций. В функции департамента также входит осуществление от имени администрации г. Липецка полномочий собственника муниципального имущества, закрепленного за учреждением образования (п. 3.23 Положения). Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Департамента являются средства, передаваемые Департаменту в соответствии с решением Липецкого городского Совета депутатов о бюджете г. Липецка на очередной финансовый год и плановый период (п. 6.1 Положения). В соответствии со ст. 45 Положения «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в города Липецке», утвержденном решением Липецкого городского Совета депутатов от 22.07.2008 года № 846 «О Положении «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке» (с изменениями и дополнениями), Департамент финансов администрации г. Липецка разрабатывает проект бюджета города и среднесрочного финансового плана, представляет его с необходимыми документами и материалами Главе города для внесения в Липецкий городской Совет депутатов. В соответствии с п.1 ст. 51 Положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке, Глава города Липецка не позднее 1 ноября текущего года вносит в Липецкий городской Совет депутатов проект бюджета города на предстоящий финансовый год. В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ в целях своевременного и качественного составления проекта бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые ведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления. В силу ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; (см. текст в предыдущей редакции) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;(см. текст в предыдущей редакции) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Поскольку Департамент образования администрации г. Липецка является учредителем МОУ СОШ № 28, является получателем и главным распорядителем бюджетных средств, суд считает необходимым возложить ответственность за проведение аттестации рабочих мест МОУ СОШ № 28 на МОУ СОШ № 28 и Департамент образования администрации г. Липецка. Поскольку в силу ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления - Департамент образования обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в отношении учреждений образования, оснований для возложения обязанностей на администрацию г. Липецка по исполнению его обязанностей в части обеспечения денежными средствами МОУ СОШ № 28 не имеется. При определении окончательного срока проведения аттестации, суд исходит из того, что в соответствии с п.п. 51, 54, 56, 57 Положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке минимально необходимое время для принятия бюджета с момента внесения его проекта Главой города в Липецкий городской Совет депутатов составляет два месяца. В случае отклонения проекта бюджета в первом чтении указанный срок продляется еще на 15 дней. Учитывая также, что на поступление денежных средств и заключение договоров на выполнение этих работ после перечисления денежных средств требуется не менее месяца, суд считает необходимым установить срок проведения аттестации - до 01 марта 2012 года. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка провести за счет средств, выделенных из бюджета г. Липецка, в срок до 01 марта 2012 года аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: директора, заместителя по ВР, заместителя по УР, заместителя по АХЧ. Обязать Департамент образования администрации г. Липецка обеспечить составление проекта бюджета на 2012 год с учетом выделения МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 денежных средств для проведения аттестаций рабочих мест в необходимом количестве. В удовлетворении исковых требований прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Липецка о понуждении к проведению в МОУ средняя общеобразовательная школа № 28 г. Липецка аттестации рабочих мест по условиям труда отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий Е.Г. Крючкова Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2011 года.