Дело № года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего Берман Н.В., при секретаре Приваловой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Воронкова ФИО11 к УВД по Липецкой области, УВО при УВД по Липецкой области и МВДФ Российской Федерации о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконными действий по неведению учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к ведению такового и взыскании денежной компенсации морального вреда, установил: Истец обратился в суд с иском к УВД по Липецкой области, УВО при УВД по Липецкой области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обосновании заявленных требований указал, что является сотрудником ОВД с 12 мая 1997 года. В январе 2010 года при обращении в ЖБК УВО при УВД по Липецкой области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему было отказано, так как такой учет ОВД осуществляло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.03.2005 года. Полагал данный отказ незаконным. Просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей в связи с их незаконными действиями. Истец неоднократно изменял и увеличивал исковые требования, в окончательном варианте истцом заявлены требования: 1) о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет государственного жилищного фонда для получения государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище»; 2) о признании сообщения заместителя начальника УВД Матыцина С.В. от 02.02.2010 года об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и по форме и по содержанию; 3) о признании отказа УВО при УВД по Липецкой области в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным по форме и по содержанию, выразившимся в сообщении от 28.12.2010 года №28/1332; 4) о признании незаконным неведение с 01.03.2005 года УВД по Липецкой области и УВО при УВД по Липецкой области учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятии на учет по месту работы (службы), в том числе учета для получения государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральной программой «Жилище»; 5) о понуждении УВД по Липецкой области и УВО при УВД по Липецкой области к ведению учета сотрудников подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятия их на учет по месту работы (службы), улучшение которых происходит за счет государственного жилищного фонда, в том числе за счет единовременной социальной выплаты на приобретение жилья; 6) о взыскании денежной компенсации морального вреда. На основании определения суда от 13.05.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД РФ. В судебном заседании истец Воронков В.В. и его представитель ФИО8 поддержали заявленные исковые требования, ссылаясь на их доводы. Дополнительно объяснили и настаивали на том, чтобы суд не принимал во внимание его жилищные обстоятельства, вызванные регистрацией на его жилой площади жены брата, которая в настоящее время является беременной и помимо неё в квартире зарегистрирована её ребенок от первого брака. Просили суд исключить из доказательств по делу представленные по данному факту доказательства (т. 2 л. д. 9). Полагали, что на сегодняшний день истец подходит под категорию нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку не обеспечен предусмотренной на одного человека нормой жилья. Считали, что такая норма должна соответствовать 33 кв. метрам, поскольку истец претендует на жилье за счет государственного жилищного фонда. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчиков УВД по Липецкой области и МВД РФ по доверенности и в порядке передоверия ФИО9 исковые требования не признала, объяснила, что отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца. Представитель ответчика УВО при УВД по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Судом установлено, что Воронков В.В. проходит службу в ГУ ОВО при УВД по г. Липецку с 29.08.2005 года, состоит в должности милиционера, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Воронков В.В. имеет 1/3 доли в праве общей долевой собственности в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартиры в собственности № 9635 от 03.09.2004 года. В указанной квартире по сведениям выписки из домовой книги зарегистрированы ФИО1 (собственник 1/3 доли), ФИО2 (собственник 1/3 доли); ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ. Воронков ФИО12 был ранее зарегистрирован в указанной квартире, в настоящее время имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>. Согласно выписке из финансово-лицевого счета на квартиру по адресу: Липецк, <адрес>, ее общая площадь 49,4 кв. метров, жилая 27,0 кв. метров. 07.01.2010 года Воронков В.В. обратился в УВО при УВД Липецкой области с заявлением о включении в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сообщением заместителя начальника УВО при УВД по Липецкой области ФИО7 от 02.02.2010 года ему было разъяснено, что данный учет осуществлялся в ОВД РФ до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в настоящее время такой учет осуществляется в органах местного самоуправления по месту жительства. 15.12.2010 года Воронков В.В. обратился в ЖБК УВО при УВД по Липецкой области с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 28.12.2010 года ему было отказано, по основаниям указанным в сообщении от 02.02.2010 года. Истец оспорил в суде данные сообщения, в том числе второе сообщение по форме и содержанию. Кроме того, просил суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет государственного жилищного фонда для получения государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище». Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определены жилищные фонды Российской Федерации, которые подразделяются на частный, муниципальный и государственный фонды. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О милиции» милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. С силу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Согласно Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом МВД РФ от 18.03.2002 года №169, на каждого сотрудника, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. При этом оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии в ЖБК подразделений. Учитывая, что Воронков В.В. является сотрудником милиции, то на него распространяются нормы специального законодательства. Приказом МВД РФ от 24.05.2003 года №345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади. Согласно п. 3 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Приказом МВД РФ от 18.03.2003 года №169 утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений. Таким образом, законодательно предусмотрен такой учет в ОВД, и он ведется в УВД по Липецкой области, данное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика. Так, в УВО при УВД по Липецкой области имеется ЖБК, приказом УВД по Липецкой области от 30.05.2008 года №357 утверждено положение о центральной ЖБК УВД по Липецкой области. Сообщениями УВД по Липецкой области от 19.10.2005 года, 29.11.2005 года, 19.01.2006 года подтверждено распределение квартир среди очередников УВО при УВД по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе ипотечного жилищного кредитования. По сообщению ОКС УВД по Липецкой области от 25.05.2011 года государственный контракт №533 от 04.04.2007 года исполнен в полном объеме. С 2006 года иные контракты на строительство жилья для сотрудников УВД не заключались. Введен в эксплуатацию жилой <адрес> 28 микрорайоне по <адрес>. Из объяснений представителя ответчика следует, что денежные средства выделяются для строительства жилья, которым обеспечиваются постановленные на учет сотрудники до введения в действия Жилищного кодекса Российской Федерации - до 01 марта 20056 года. Таким образом, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по Липецкой области ведется, но только в отношении сотрудников принятых на учет до 01 марта 2005 года. Постановка на учет лиц после указанной даты по месту работы законодательно не предусмотрена, такой учет ведется в органе местного самоуправления. Согласно ч. 1-2 ст. 44 ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, в иске о признании незаконными действий по неведению учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к ведению такового надлежит отказать, поскольку действующим законодательством такая возможность не предусмотрена. При разрешении данного спора суду необходимо установить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, как условие постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно пп.2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно положению «О порядке использования муниципального жилого фонда на территории города Липецка» (утверждено решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005 года №27, с изменениями от 27 апреля 2010 года) муниципальное жилое помещение по договору социального найма предоставляется по норме. Норма предоставления муниципального жилого помещения в городе Липецке - не менее 15 кв. метров, но не более 19 кв. метров общей площади на человека. Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях города Липецка - 13,5 кв. м общей площади на человека (ч. 4 ст. 2 Положения). Специальной нормой для сотрудников ОВД РФ не установлена учетная норма предоставления жилья. Истец ссылался на то, что в отношении него, как сотрудника ОВД, при определении нуждаемости в предоставлении жилья и постановке на соответствующий учет, должны применяться нормы, регулирующие нормы предоставления площади жилого помещения, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Согласно ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Однако суд считает, что данный довод основан на неверном толковании норм права. Учитывая, что отсутствуют нормы специального законодательства, то в данном случае применимы общие нормы законодательства, регулирующие данные правоотношения (а именно Жилищного кодекса Российской Федерации), устанавливающие учетные нормы обеспечения жилым помещением, а не нормы права по аналогии. Кроме того, истец заявлял о том, что учетная норма должна соответствовать 33 кв. метрам как для предоставления социальной выплаты для приобретения государственного жилищного сертификата. Однако данный довод Воронкова В.В. так основан на неверном толковании закона. Истец является собственником 1/3 доли по адресу: <адрес>, с общей площадью 49,4 кв. метра, то на него приходится 16,4 кв. метров общей площади в собственность (49,4 кв. метров : 3 = 16,4 кв. метра). При таких обстоятельствах, Воронков В.В. не может являться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Довод истца о том, что он снят с регистрационного учета, и ему выплачивается компенсация за найм жилого помещения по месту службы, не является состоятельным. Истцу гарантировано конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства, истец реализовал свое право и выбрал иное место жительства, не связанное с жилым помещением, находящимся в собственности. Факт выплаты истцу ответчиком денежных средств за найм жилого помещения, не может служить доказательством для признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку истец обеспечен жилье в соответствии с нормами, действующими в г. Липецке. Довод истца о том, что в квартире по адресу: <адрес>, в настоящее время зарегистрированы жена брата и ребенок, а всего 4 человека, правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не лишает истца прав собственника доли указанного жилого помещения. Кроме того, суд полагает довод истца о том, что п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты 33 кв. метра для одиноко проживающего человека основанным на неверном толковании нормы права, так как ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определена учетная норма жилой площади. Решением 4 сессии 3 созыва Липецкого Совета депутатов №27 от 29.03.2005 года в г. Липецке установлен норматив обеспеченности граждан жилой площадью в размере 13,5 кв. метров, которой истец обеспечен. Учитывая, что сообщение от 02.02.2010 года правового значения для рассматриваемого спора не имеет, никаких правовых последствий не порождает, то суд полагает в иске Воронкова В.В. к УВД по Липецкой области, УВО при УВД по Липецкой области и МВД Российской Федерации о признании незаконным сообщения от 02.02.2010 года об отказе в принятии Воронкова В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий надлежит отказать. Суд также полагает отказать в иске Воронкова В.В. о признании незаконным решения по форме и содержанию об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от 28.12.2010 года, поскольку истцу отказано в постановке на учет на законном основании, ввиду того, что в настоящее время постановка на учет осуществляется в органе местного самоуправления. Форма и значение данного решения правового значения для рассматриваемого спора не имеет. Кроме того, по иным основаниям решение ЖБК не выносило, вопрос нуждаемости истца комиссией не рассматривался. У суда не имеется законных оснований для удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 20 000 рублей, поскольку истец не представил суду доказательств причинения ему нравственных и физических страданий в результате каких- либо незаконных действий ответчиков. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Воронкова ФИО13 к УВД по Липецкой области, УВО при УВД по Липецкой области и МВДФ Российской Федерации о признании незаконным сообщения от 02.02.2010 года об отказе в принятии Воронкова Вадима Викторовича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконными действий по неведению учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к ведению такового и взыскании денежной компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий (подпись) Н.В. Берман Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2011 года.