Дело №2-1190/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Аристовой Н.В. при секретаре Епифановой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Микрюковой ФИО1, Семехиной ФИО2, Кузнецовой ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о понуждении включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении к выдаче удостоверения установленного образца, установил: Микрюкова Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о понуждении включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении к выдаче удостоверения установленного образца. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что она проживала на территории г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области в период с июля 1968 года по июнь 1971 года; в г. Семипалатинске в периоды с августа 1949 года по июнь 1960 года, с сентября 1960 года по июль 1970 года, с февраля 1965 года по июль 1968 года, с июля 1970 года по август 1970 года. Из справки № 33380 усматривается, что в связи с проживанием на данной территории суммарная эффективная доза составляет 0,29 ЗВ (29,6 сЗв). Просила признать незаконным отказ УСЗН Липецкой области от 28.03.2011 года о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать УСЗН Липецкой области включить истицу в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдать удостоверение соответствующего образца. Истец Семехина Н.Н. обратилась в суд с аналогичным иском к УСЗН Липецкой области, указывая, что проживала на территории г. Семипалатинска Восточно-Казахстанской области в период с апреля 1961 года по декабрь 1990 года. Указала, что согласно справке № 33379 ей установлена суммарная эффективная доза 0,10 ЗВ (10,5 сЗв). Просила признать незаконным отказ УСЗН Липецкой области от 28.03.2011 года о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать УСЗН Липецкой области включить истицу в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдать удостоверение соответствующего образца. Истец Кузнецова Н.В. обратилась в суд с аналогичным иском к УСЗН Липецкой области, указывая, что в период с 01.09.1958 года по 31.12.1990 года проживала в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, что подтверждается соответствующей справкой. Согласно данной справке, г. Усть-Каменогорск относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР. Истице в Республике Казахстан было выдано соответствующее удостоверение, дающее ей право на предусмотренные законодательством льготы. Просила признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной накопленной дозы облучения более 7 БЭР, но не более 35 БЭР; обязать УСЗН Липецкой области выдать удостоверение соответствующего образца, подтверждающее ее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Определением Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ данные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения. В судебном заседании истцы Микрюкова Л.Н., Семехина Н.Н., Кузнецова Н.В. поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях. В судебное заседание представитель ответчика УСЗН Липецкой области не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в их отсутствие. Ранее, в судебном заседании 23.05.2011 года объяснила, что удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периода радиационного воздействия, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). В связи с тем, что города Семипалатинск и Усть-Каменогорск не входят в «Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р, истицам было отказано во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, для выдачи удостоверения о праве на льготы. В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд с согласия истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по представленным доказательствам. Выслушав объяснения истиц, проверив и изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ). В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера. Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя. Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «Осоциальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки. Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 года № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849»). В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются: - паспорт гражданина РФ; - документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке. Из материалов дела усматривается, что истцы Микрюкова Л.Н., Семехина Н.Н., Кузнецова Н.В. обратились в УСЗН Липецкой области с заявлениями о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Уведомлениями УСЗН Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № и № истцам Микрюковой Л.Н. и Семехиной Н.Н. было отказано в удовлетворении их заявления в связи с тем, что населенные пункты г. Семипалатинск и г. Усть-Каменогорск не входят в «Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р. Уведомлением УСЗН Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № истице Кузнецовой Н.В. было отказано в удовлетворении ее заявления по тем же основаниям. Данные отказы УСЗН Липецкой области истцы Микрюкова Л.Н., Семехина Н.Н., Кузнецова Н.В. обжалуют в суде. В обоснование заявленных требований истец Микрюкова Л.Н. ссылается на то, что в период с июля 1968 года по июнь 1971 года проживала на территории г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области; в г. Семипалатинске в периоды с августа 1949 года по июнь 1960 года, с сентября 1960 года по июль 1970 года, с февраля 1965 года по июль 1968 года, с июля 1970 года по август 1970 года, истец Семехина Н.Н. - в период с апреля 1961 года по декабрь 1990 года проживала на территории г. Семипалатинска Восточно-Казахстанской области, истец Кузнецова Н.В. - в период с 01.09.1958 года по 31.12.1990 года проживала в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, относящимся к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшаяся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. № 1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Полагали, что данное обстоятельство дает им право на выдачу удостоверений единого образца, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ. В части 1 и части 4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора. В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 года, действующей в России с 10.12.1994 года, «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных». В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и, положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ). Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истец, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства. Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр). Города Семипалатинск и Усть-Каменогорск не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р. Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием (накопительной) дозы облучения, превышающей 25 бэр, истцы не представили суду доказательства, подтверждающие получение каждым истцом суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр). В обоснование своих требований истцы Микрюкова Л.Н. и Семехина Н.Н. ссылаются на справки Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии, из содержания которых следует, что истец Микрюкова Л.Н. в период с июля 1968 года по июнь 1971 года проживала на территории г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области; в г. Семипалатинске в периоды с августа 1949 года по июнь 1960 года, с сентября 1960 года по июль 1970 года, с февраля 1965 года по июль 1968 года, с июля 1970 года по август 1970 года, истец Семехина Н.Н. - в период с апреля 1961 года по декабрь 1990 года проживала на территории г. Семипалатинска Восточно-Казахстанской области; учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Микрюковой Л.Н. составляет 0,29 (29,6 сЗв), Семехиной Н.Н. - 0,10 (10,5 сЗв). Истец Кузнецова Н.В. указанной справки не представила, в обоснование требований указав, что г. Усть-Каменогорск относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР. Однако суд полагает, что данные справки не являются в Российской Федерации достоверным доказательством получения истцами дозы облучения от 7 до 35 сЗв и 35 сЗв (бэр) соответственно, т.к. данные сведения не основаны на специальных исследованиях. С учетом вышеизложенного, суд полагает Микрюковой Л.Н., Семехиной Н.Н., Кузнецовой Н.В. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, о признании подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о понуждении включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении к выдаче удостоверения установленного образца отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд решил: В иске Микрюковой ФИО1, Семехиной ФИО2, Кузнецовой ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о понуждении включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении к выдаче удостоверения установленного образца отказать. Ответчик вправе подать в Правобережный суд г. Липецка заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения. Заочное решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный суд г. Липецка в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ