отказ в обязывании установления вентиляции



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ     г.Липецк

Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Парахина С.Е.,

при секретаре Косинове С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида №14 г. Липецка, МДОУ детский сад комбинированного вида №38 г. Липецка, администрации г. Липецка, департаменту дошкольного образования администрации г. Липецка об обязывании устранить нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к МДОУ детский сад общеразвивающего вида №14 г. Липецка, МДОУ детский сад комбинированного вида №38 г. Липецка, администрации г. Липецка об обязывании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований указывал, что совместно со специалистом Управления Россельхознадзора по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ была проведена.проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями детскими садами комбинированного вида №38 и общеразвивающего вида №14 г.Липецка, требований федерального законодательства в сфере обеспечения качества, безопасности и условий хранения круп. В ходе проверки было установлено, что в складских помещениях пищеблоков не создан необходимый температурный режим, что приводит к быстрой порче сыпучих продуктов и может вывести из строя работу холодильных шкафов. В целях создания условий обеспечивающих создание необходимого микроклимата в складском помещении для хранения овощей и сыпучих продуктов, необходимо оборудование приточно-вытяжной вентиляции, что предусмотрено требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства.

Поскольку муниципальные дошкольные образовательные учреждения являются юридическими лицами осуществляющими, в частности, деятельность, связанную с хранением пищевых продуктов, на ДОУ также распространяются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 мая 2003 года, в соответствии с которыми хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции (п.3.3).

П. 14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. №91, установлено, что в целях создания условий обеспечивающих необходимый микроклимат, обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе хранения, складские помещения оборудуются раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №14 и МДОУ детский сад комбинированного вида №38 г. Липецка являются некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность и финансируемые за счёт средств городского бюджета, на основе сметы. Учредителем МДОУ является департамент дошкольного образования администрации г.

Липецка. ДОУ финансируется Учредителем в соответствии с договором между Учредителем и ДОУ.

Просил обязать муниципальные дошкольные образовательные учреждения - детский сад общеразвивающего вида №14 г. Липецка, детский сад комбинированного вида №38 г.Липецка за счёт средств бюджета г. Липецка устранить нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства путём оборудования в складском помещении пищеблока раздельной системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Обязать администрацию города Липецка выделить департаменту дошкольного образования администрации г. Липецка денежные средства из бюджета г. Липецка для проведения работ по оборудованию в складских помещениях пищеблока МДОУ раздельной системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Определениями суда к участию в делах в качестве соответчика был привлечен департамент дошкольного образования администрации г. Липецка.

Определением суда указанные гражданские дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Правобережного района г. Липецка ФИО2 исковые требования поддержала, основываясь на доводах искового заявления. Дополнительно объяснила, что не может пояснить какие виды круп находились в детских садах и каковы условия необходимы для их хранения, в том числе температурный режим и влажность воздуха. Доказательств того как отсутствие в складских помещениях пищеблоков ДОУ раздельной системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением приводит к тому, что не обеспечивается сохранение качества и безопасность пищевых продувов, создается ли этим угроза здоровью несовершеннолетних - воспитанников МДОУ детский сад №14 г. Липецка и МДОУ детский сад №38 г. Липецка, не представила.

Представитель третьего лица управления Россельхознадзора по Липецкой области по доверенности ФИО3 считала исковые требования подлежащими удовлетворению. Дополнительно объяснила, что поддерживает ранее данные объяснения, прокуратурой Правобережного района г. Липецка управление Россельхознадзора по Липецкой области было привлечено для проведения проверок в детских садах. В детских садах имелись манная, рисовая крупы, геркулес. Температурный режим был выше необходимого 18-20 градусов. В МДОУ были выявлены нарушения требований санитарного законодательства о хранении круп. Не было подготовлено место в кладовой для ее хранения, имело место россыпи крупы, были обнаружены личинки моли огневки. Заведующая складом была за допущенные нарушения привлечена к ответственности. На складе необходимо иметь вентиляцию. Нарушение температурного режима, влажности воздуха влияют на срок хранения продуктов. Влажность воздуха должна быть не более 70-75%. В МДОУ в помещении склада имелся прибор определяющий влажность воздуха, был ли он в рабочем состоянии, сказать не может. Измерение температуры и влажности воздуха не проводилось, акт не составлялся. О том, какой температурный режим должен быть для хранения продуктов акт не составлялся. О несоблюдении требований состояния влажности и температуры воздуха было сказано устно. Выявленная зараженность крупы в ДОУ свидетельствует о несоблюдении температурного режима. Зараженности крупы в МДОУ выявлено не было. В детских садах были также выявлены нарушения связанные с закупкой продукции, не соответствующей ГОСТу.

Представитель ответчиков - департамента дошкольного образования администрации г. Липецка, муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида г. Липецка, муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида г. Липецка, по доверенностям ФИО4 исковые требования не признала. Дополнительно объяснила, что здание МДОУ построено в ДД.ММ.ГГГГ., МДОУ в ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.4.1.2660-10 предусмотрено, что в ранее построенных объектах дошкольных организаций пищеблоки должны эксплуатироваться в

соответствии с проектом, по которому они были построены. Проектами на детские сады устройство систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением не предусмотрено. Полагала, что сама проверка детских садов управлением Россельхознадзора по Липецкой области была проведена с нарушением требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». О проведении проверки известили лишь по телефону, а не письменно за три дня до нее.

Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида г. Липецка ФИО5 исковые требования не признала. Дополнительно объяснила, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка в ДОУ, нарушений по условиям хранения круп выявлено не было. В настоящее время в кладовой пищеблока созданы все условия для хранения продуктов. Имеются, стеллажи, поддоны. Крупы долго не хранятся, берутся малыми партиями на 3-5 дней. При проведении проверки температуру и влажность воздуха не измеряли. В кладовую ведет решетчатая дверь, что обеспечивает естественную вентиляцию.

Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида г. Липецка ФИО6 исковые требования не признала. Дополнительно объяснила, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка в ДОУ, были выявлены нарушения условий хранения крупы, была ее россыпь. В помещении была найдена моль огневка, в крупе ее не было. Указанные нарушения были устранены в день проверки. В помещении кладовой находился гидрометр, но измерения влажности и температуры воздуха при проверке не проводились. В настоящее время в кладовой сделан косметический ремонт, покрашены стены, имеются условия для хранения продуктов. Дверь в кладовую решетчатая, обеспечивает доступ воздуха, естественную вентиляцию, выходит в коридор, где сразу открывается дверь на улицу. Крупы долго не хранятся, берутся малыми партиями на 3-5 дней.

Представитель ответчика администрации г. Липецка в судебное заседание не явился. Ответчик о времени и месте слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Ранее в письменном заявлении представитель ответчика по доверенности ФИО7 просила в удовлетворении исковых требований к администрации г. Липецка отказать, поскольку она является ненадлежащим ответчиком.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Правобережного района г. Липецка ФИО2, представителя третьего лица управления Россельхознадзора по Липецкой области по доверенности ФИО3, представителя ответчиков - департамента дошкольного образования администрации г. Липецка, муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №38 г. Липецка, муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №14 г. Липецка, по доверенностям ФИО4, представителя ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №14 г. Липецка ФИО5, представителя ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №38 г. Липецка ФИО6, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании ч. 1 ст. 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ от 02.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Правобережного района г. Липецка, совместно с представителем управления Россельхознадзора по Липецкой области была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение качества, безопасности и хранения круп в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №14 г. Липецка и в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №38 г. Липецка.

Согласно справки о результатах проверки, представления прокурора Правобережного района г. Липецка об устранении нарушений требований законодательства, в указанных дошкольных учреждениях были выявлены нарушения правил закупки продукции: закуплена крупа (рис шлифованный), которая не соответствовала заявленному качеству, предусмотренному государственным стандартом. Также были установлены нарушения в части санитарного состояния складского помещения пищеблока ДОУ , выявлены россыпи круп, паутина, наличие моли огневки. Данные выявленные нарушения стороны не оспаривали.

Как следует из постановления вынесенного заместителем руководителя управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО12, за указанное нарушение заведующая складом МДОУ г. Липецка привлечена к административной ответственности по ст. 7.18 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа.

Материалами дела подтверждается, что специалисты управления Россельхознадора по Липецкой области привлекались прокуратурами для проведения проверок. Самостоятельных проверок муниципальных дошкольных образовательных учреждений управлением Россельхознадора не проводилось. Таким образом, судом не установлено нарушение требований ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N91 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (СанПиН 2.4.1.2660-10). П. 17.7 СанПиН 2.4.1.2660-10 установлено, что пищевые продукты хранят в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Суду не представлены сведения о том, какая продукция хранилась в складских помещениях пищеблоков ДОУ, каковы условия их хранения установленные производителями, срок годности. Также отсутствуют данные о температуре и влажности воздуха в складских помещениях. Из объяснений представителя третьего лица управления Россельхознадзора по Липецкой области по доверенности ФИО3, участвующей в проведении проверки, следует, что замеры температуры и влажности воздуха не проводились. Помимо того, что условия хранения пищевых продуктов должны соответствовать требованиям установленным предприятием-изготовителем, п. 15.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 установлено, что крупу, муку, макаронные изделия хранят в сухом помещении в мешках, картонных коробках на подтоварниках либо стеллажах на расстоянии от пола не менее 15 см, расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20 см. Однако, доказательств того, что относительная влажность воздуха в складских помещениях пищеблока превышала 70%, не соответствовала параметрам хранении продукции, суду не представлено

Выявленные в результате проверки нарушения свидетельствуют о нарушении санитарного законодательства, причем лишь в МДОУ детский сад комбинированного вида г. Липецка. Из

служебной записки главного специалиста департамента дошкольного образования админситрации г. Липецка ФИО9 следует, что проведен ряд мероприятий в ДОУ - ежедневно проводится влажная уборка и проветривание кладовых; раз в пятидневку проводится генеральная уборка складских помещений и кладовых; на пищеблоке и в кладовой проведен косметический ремонт (покраска стен); поставка продуктов осуществляется по заявке руководителей ДОУ с минимальным сроком хранения. Представленными фотографиями складских помещений подтверждается устранение нарушений санитарного законодательства в МДОУ , их отсутствие в МДОУ .

Действительно, в соответствии с п. 14.4. СанПиН 2.4.1.2660-10 каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуются раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Однако п. 4.27. того же СанПиН 2.4.1.2660-10 установлено, что в ранее построенных объектах дошкольных организаций пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Из типового проекта 214-1-88 здания, в котором располагается МДОУ , следует, что приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением проектируется в помещениях кухни и прачечной. В прочих помещениях проектируется вытяжная вентиляция с естественным побуждением. Воздуховоды приточной системы изготавливаются из оцинкованной листовой стали. Как установлено в судебном заседании, кладовая сухих продуктов расположена в МДОУ в месте предусмотреном проектом. На плане первого этажа в кладовой отмечено наличие вентиляционного короба. Из фотографий кладовой МДОУ следует, что внутри нее имеются металлические воздуховоды, соединенные с вентиляционным коробом. Дверь в кладовую выполнена в виде решетки, выходит в коридор, также обеспечивает приток воздуха.

Из технического паспорта здания детского сада в г. Липецке по <адрес> (МДОУ ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение кладовой пищеблока не оборудовано системами вентиляции. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств того, что проектом на указанное здание было предусмотрено устройство системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением в помещении кладовой пищеблока. Из фотографий кладовой следует, что дверь в нее выполнена в виде решетки, иной плотной двери не имеется. Она выходит в коридор, из которого сразу открывается дверь на улицу, таким образом, обеспечивается приток воздуха.

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста, имеющая специальные познания, высшее образование, ведущий специалист-эксперт отдела санитарного контроля Управления Роспотребнадзора по Липецкой области ФИО10 суду показала, что крупы, макаронные изделия относятся к нескоропортящимся видам продукции и не требуют особого температурно-влажностного режима хранения. Продукция должна храниться на условиях, предусмотренных изготовителем, которые указываются на маркировочном ярлыке продукта. Соответственно, детский сад должен соблюдать условия хранения и сроки годности, установленные производителем. Складские помещения в детских садах г. Липецка организованы по-разному. Существующей в детских садах системы вентиляции с естественным побуждением, а именно через открытую в коридор, или непосредственно на улицу дверь, вполне достаточно для хранения продуктов. В МДОУ и таковая вентиляция имеется. Требования п. 14.4. СанПиН 2.4.1.2660-10 об оборудовании помещений системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением относятся только к вновь построенным учреждениям. В соответствии с п. 4.27 указанного СанПиНа в ранее построенных объектах дошкольных организаций пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом, по которым они были построены. У суда нет оснований не доверять показаниям специалиста, имеющего специальные познания, необходимое образование и достаточный стаж работы.

Несмотря на то, что введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. N98Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03"Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" предназначены для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нарушение и данного СанПиНа судом не установлено. В соответствии с п. 3.3.2.СанПиН 2.3.2.1324-03 хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. Однако доказательств того, что продукция в ДОУ хранится при ненадлежащих параметрах температуры, влажности и светового режима, суду не представлены.

Доводы искового заявления о том, что в складских помещениях пищеблоков МДОУ и г. Липецка не создан необходимый температурный режим, что приводит к быстрой порче сыпучих продуктов и может вывести из строя работу холодильных шкафов, являются голословными, не подкрепленными материалами дела. Никаких доказательств того, что отсутствие в складских помещениях пищеблоков раздельной системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением приводит к порче сыпучих продуктов, не обеспечивает сохранение качества и безопасности пищевых продуктов, а наличие такой вентиляции будет обеспечивать качество и безопасность пищевых продуктов, истцом не представлено.

Кроме того, суд считает, что администрация г. Липецкая является ненадлежащим ответчиком по делу. Так, согласно Уставам ДОУ и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. Полномочия собственника выполняет учредитель ( Уставов).

В соответствии с п. Уставов учредителем ДОУ является департамент дошкольного образования администрации г. Липецка.

В соответствии с Положением «О департаменте дошкольного образования администрации г. Липецка», утвержденном решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 26.10.2010 года №137 департамент дошкольного образования администрации г. Липецка является структурным подразделением администрации города, осуществляющим полномочия в сфере дошкольного образования на территории г. Липецка.

В силу п. 3.7 и п. 3.8 названного Положения департамент дошкольного образования администрации г. Липецка осуществляет в установленном порядке функции получателя и главного распорядителя средств городского бюджета, участвует в формировании бюджета г. Липецка в части определения объемов финансирования деятельности муниципальных учреждений дошкольного образования, городской целевой и ведомственной программы в сфере дошкольного образования.

Источником формирования финансовых ресурсов Департамента являются средства, передаваемые Департаменту в соответствии с решением Липецкого городского Совета депутатов о бюджете г. Липецка на очередной финансовый год и плановый период (п. 6.2 Положения).

Поскольку департамент дошкольного образования администрации г. Липецка является учредителем ДОУ и ДОУ г. Липецка, является получателем и главным распорядителем бюджетных средств, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в отношении учреждений дошкольного образования, оснований для возложения обязанностей на администрацию г. Липецка по исполнению обязанностей в части обеспечения денежными средствами не имеется.

Монтирование указанной системы вентиляции в складских помещениях пищеблоков ДОУ не противоречит требованиям СанПиН, доказательств того, что данное невозможно исполнить,

суду не представлено. Однако именно правом собственника, департамента дошкольного образования администрации г. Липецка, а не обязанностью, исходя из исследованных материалов дела, является определение такой необходимости и возможности установления вентиляции. Из ответа департамента дошкольного образования администрации г. Липецка от. ДД.ММ.ГГГГ следует, что в бюджете на 2011г. денежные средства на выполнение работ по оборудованию в складских помещениях пищеблоков ДОУ и ДОУ систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением не запланированы.

Прямой причинно-следственной связи между нарушением условий хранения пищевых продуктов, не обеспечением сохранение их качества и безопасности, вследствие чего создается угроза здоровью несовершеннолетних - воспитанников МДОУ детский сад №14 г. Липецка и МДОУ детский сад №38 г. Липецка из-за отсутствия в складских помещениях пищеблоков раздельной системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением, судом не установлено. Более того, из представленных материалов следует, что в настоящее время такие нарушения условий хранения пищевых продуктов, которые могут привести к созданию угрозы здоровью несовершеннолетних воспитанников МДОУ, отсутствуют. Доказательств обратного суду не представлено. Нарушений требований федерального законодательства, могущих повлечь за собой обязанность ответчиков по установлению систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением, судом также не установлено.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад общеразвивающего вида №14 г. Липецка, МДОУ детский сад комбинированного вида №38 г. Липецка, администрации г. Липецка, департаменту дошкольного образования администрации г. Липецка об обязывании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Правобережного района г. Липецка об обязывании муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №14 и муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №38 г. Липецка оборудовать складские помещения пищеблоков раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением, обязывании администрации г. Липецка выделить департаменту дошкольного образования администрации г. Липецка денежные средства из бюджета г. Липецка для проведения работ по оборудованию складских помещений пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных учреждений детских садов общеразвивающего вида №14 и комбинированного вида №38 г. Липецка раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или принесения кассационного представления через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ