о признании продгвергшимся радиационному воздействию



Дело №2-1890/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Быковой Т.Ю.

при секретаре      Андреенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Григорьевой ИО1, Есиной ИО2, Есина ИО3 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца,

установил:

          Истец Григорьева Л.В. обратилась в суд с иском к УСЗН Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения. В обоснование требований указывает, что в период с 10.06.1956 г. по 01.01.1991 г. проживала в <адрес>, была подвергнута радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получила дозу облучения 0,43 ЗВ ( 43,3 сЗв). Истец обратилась в УСЗН Липецкой области с заявлением, в котором просила выдать ей удостоверение единого образца о праве на льготы и предоставлении мер социальной поддержки и компенсаций, в чем ей было отказано. Полагая отказ незаконным, истец просит признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр); обязать УСЗН Липецкой области включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр.

Истец Есина И.В. обратилась в суд с иском к УСЗН Липецкой области, МЧС России, указывая, что проживала в с. <адрес> с 1956 г. по 1976 год, получила суммарную дозу радиации 51,1 сЗв. Она обратилась в УСЗН Липецкой области с заявлением о выдаче удостоверения единого образца о праве на льготы и предоставлении мер социальной поддержки, в чем ей было отказано, поскольку <адрес>, с. <адрес>, <адрес>, где проживала истец, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. Полагая отказ незаконным, истица просила обязать УСЗН Липецкой области и МЧС России включить ее в реестр граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для выдачи удостоверения с правом на льготы.

Истец Есин А.В. обратился в суд с аналогичным иском к УСЗН Липецкой области, МЧС России, указывая, что в период октября 1953 года по 1976 год проживал в с. <адрес> и <адрес>, подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, однако УСЗН Липецкой области отказало ему в представлении льгот, ссылаясь, что <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а период проживания истца в с. <адрес> не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года. Просит включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдать удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 10.08.2011 г. данные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

         В судебном заседании истцы Григорьева Л.В., Есина И.В., Есин А.В. поддержали заявленные требования, в обоснование которых ссылались на доводы и обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.

В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности Юшкова С.В. возражала против удовлетворения требований истцов. Объяснила, что <адрес> и с. <адрес>, где проживали истцы в оспариваемый период времени, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. Период проживания истца Есина А.В. в с. <адрес> не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года. Просила в иске отказать, поскольку истцы не имеют право на выдачу удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки.

         Ответчик МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно, причина неявки суду неизвестна.

         Выслушав объяснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

         Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).

         В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.

Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.

           Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849»).

          В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

        Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:

- паспорт гражданина РФ;

- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

         Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.

          Из материалов дела усматривается, что истцы Григорьева Л.В., Есина И.В., Есин А.В. обратились 20.05.2010 г. в УСЗН Липецкой области с заявлениями о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

        Уведомлениями УСЗН Липецкой области от 09.06.2010 г. за , от 25.08.2010, от 10.06.2010 г. истцам было отказано в удовлетворении заявлений по мотиву, что населенные пункты: <адрес> и с. <адрес>, где проживали истцы, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. Село <адрес>, где проживал истец Есин А.В., входит в указанный перечень, однако период проживания истца в данном населенном пункте не совпадает с периодом радиационного воздействия, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года. (л.д.16-17, 76, 101)

         Данные отказы УСЗН Липецкой области истцы Григорьева Л.В., Есина И.В., Есин А.В. обжалуют в суде.

В обоснование заявленных требований истцы Григорьева Л.В., Есина И.В., Есин А.В ссылаются, что проживали в населенных пунктах, относящихся к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшаяся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Полагали, что данное обстоятельство дает им право на выдачу удостоверений единого образца, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ.

           В ч.1 и ч.4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 г., действующей в России с 10.12.1994 г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».

          В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

         Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.

         Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истец, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).

        Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.

Судом установлено, что истец Григорьева Л.В. (до брака ИО1) родилась 10.06.1956 г. в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении и паспортом истца.

Согласно справке о заключении брака № 105 от 28.12.2009 г. истец зарегистрировала брак с ФИО7, после брака присвоена фамилия «ФИО4», данный брак расторгнут 24.12.1982 г., 07.06.1983 года истец зарегистрировала брак с ФИО6 - присвоена фамилия «ФИО5». (л.д.53)

Согласно свидетельству о восьмилетнем образовании истец проходила обучение в <адрес> до 1971 года (л.д.22), в период с 1979 по 1981 г.г. проходила обучение в Семипалатинском техникуме Советской торговли, что подтверждается дипломом № 239279.

Данные документы подтверждают проживание истца в <адрес>. Кроме того, в соответствии со справкой НИИ радиационной медицины и экологии от 30.03.2010 г. Григорьева Л.В. в период с июня 1956 года по 1958 г., с 1976 по декабрь 1990 г.г. проживала в <адрес>, с 1958 по 1965 г.г., с 1969 по 1973 г.г. проживала в <адрес>, с 1974 по 1976 г.г. - в <адрес> (л.д.12).

В соответствии с паспортом и свидетельством о рождении истец Есина И.В. (до брака Пузикова) родилась в <адрес>, с 1971 по 1977 г.г. проходила обучение в Семипалатинском Государственной медицинском институте.(л.д.78)

В соответствии со свидетельством о заключении брака от 03.08.1974 г. истец зарегистрировала брак с Есиным А.В., присвоена фамилия - «Есина».(л.д.79)

Согласно справке НИИ радиационной медицины и экологии» министерства здравоохранения Республики Казахстан, с 1956 г. по 1976 г. проживала в с. <адрес> (51.1 сЗВ) (л.д.73).

Истец Есин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно Удостоверению Республики Казахстан, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, с рождения по 1976 год проживал в с. <адрес>, что также подтверждается справкой № 29830 НИИ радиационной медицины и экологии» министерства здравоохранения Республики Казахстан. (л.д.98)

Представленные истцами документы свидетельствуют о проживании истцов в населенных пунктах, относящихся к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшаяся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне».

Истцам Григорьевой Л.В., Есиной И.В., Есину А.В. выданы удостоверения Республики Казахстан подтверждающие право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне

Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Указанный Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г.

Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

Населенные пункты, где проживали истцы: <адрес> и с. <адрес> не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г.

Судом установлено, что истец Есин А.В. с рождения по 1976 г. проживал в с. <адрес>. Данный населенный пункт входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356-р) вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв.

Вместе с тем, период проживания истца Есина А.В. в с. <адрес> с октября 1953 г. по 1976 г. не совпадает с периодом радиационного воздействия в данном населенном пункте, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года.

         Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием (накопительной) дозы облучения, превышающей 25 бэр, истцы не представили суду доказательства, подтверждающие получение каждым истцом суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).

В обоснование своих требований истцы ссылаются на справки № № 29826, 29833, 29830 Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, из содержания которой следует, что, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза облучения Есина А.В. составляет 0,64 Зв (64 сЗВ), Есиной И.В. - 0,51 ЗВ (51,1 сЗв), Григорьевой Л.В. - 0,43 Зв (43,3 сЗв). (л.д. 12, 73, 98).

Однако суд полагает, что данные справки не являются в Российской Федерации достоверным доказательством получения истцом дозы облучения от 7 до 35 сЗв и 35 сЗв (бэр) соответственно, т.к. данные сведения не основаны на специальных исследованиях. Иных доказательств, подтверждающих суммарную дозу облучения, истцами не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд полагает истцам Григорьевой Л.В., Есиной И.В., Есину А.В в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца граждан, подвергшихся радиационному воздействию отказать.

                                       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                                   решил:

        В удовлетворении требований Григорьевой ИО1, Есиной ИО2, Есина ИО3 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца, - отказать.

        Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий:

                                                                 

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ