Дело № Решение Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Харченко С.В., при секретаре Сушковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Просвещенниковой ФИО18 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, нотариусу нотариального округа города Липецка Улановой ФИО17, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании отказа в совершении нотариального действия незаконным, признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования, установил: Просвещенникова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, нотариусу Улановой М.П. о признании отказа в совершении нотариального действия незаконным, признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования. В обоснование требований указала, что Просвещенников Г.Н., умерший ДД.ММ.ГГГГ, с 2001 года являлся почетным донором, однако с 2005 по 2010 год не получал полагающихся ему ежегодных денежных выплат. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление социальной защиты населения по Липецкой области с просьбой обеспечить выплату данных сумм. В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ в выплате было отказано, поскольку на основании п. 3 правил предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», гражданин должен был подать в орган социальной защиты населения заявление о предоставлении ежегодной денежной выплаты, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, удостоверение о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России», однако данные документы Просвещенниковым Г.Н. не подавались. Далее они обратились к нотариусу нотариального округа Улановой М.П. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего Просвешенникова Г.Н. на денежные выплаты, причитающиеся наследодателю как почетному донору России. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариус Уланова М.П. отказала в совершении нотариального действия о выдаче свидетельства о праве на наследство на данные денежные выплаты. Полагает, что действия ответчиков являются незаконными и противоречат действующему законодательству. Поскольку Просвещенникову Г.Н. как почетному донору полагались ежегодные денежные выплаты, которые не предоставлялись ему по вине ответчиков, таким образом, они должны быть выплачены его законному наследнику. Просит признать необоснованными действия (бездействие) ответчиков по не обеспечению денежных выплат, причитающихся наследодателю как почетному донору России, признать право наследования истца на денежные выплаты, причитающиеся наследодателю как почетному донору России, признать необоснованным постановление от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса Улановой М.П., об отказе в совершении нотариального действия о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего ДД.ММ.ГГГГ Просвещенникова Г.Н. на имущество, состоящее из денежных выплат, причитающихся наследодателю как почетному донору России, обязать ответчиков рассчитать, перечислить на специальный счет и выдать Ерёминой Л.Н. как доверенному лицу законного наследника денежные суммы, полагающиеся наследодателю Просвещенникову Г.Н., как почетному донору России в качестве ежегодной денежной выплаты. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации и Управление финансов администрации Липецкой области. В судебное в судебное истец Просвещенникова С.В. не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Представители истца Просвещенниковой С.В. по доверенности Кулаков В.В., Еремина Л.Н. в судебном заседании иск поддержали, объяснили, что Просвещенников Г.Н. являлся почетным донором, но не получал ежегодные денежные выплаты, на получение которых он имел право как почетный донор России. Об изменениях в законодательстве и необходимости обращения с заявлением в органы социальной защиты населения он не знал, ему об этом не сообщали, чем были нарушены его права на получение выплат, государственные органы должны были предусмотреть соблюдение прав доноров в связи с изменением правового регулирования. Просили иск удовлетворить. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Усацких Т.Н. в судебном заседании иск не признала, объяснила, что для получения ежегодной денежной выплаты Просвещенников Г.Н. должен был обратиться в органы социальной защиты с заявлением, чего им сделано не было, в связи с чем данные выплаты не могут быть произведены. Указала, что исковые требования заявлены необоснованно, поскольку меры социальной поддержки данной категории граждан непосредственно связаны с их личностью и не входят в состав наследства. Просила в иске отказать. Нотариус Уланова М.П. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель Нотариуса Улановой М.П. по доверенности Уланов А.Г. в судебном заседании иск не признал, объяснил, что постановление об отказе в совершении нотариального действия было вынесено правомерно, поскольку при обращении к нотариусу заявителем не были представлены доказательства того, что спорные денежные выплаты вошли в состав наследственной массы и что за наследодателем было признано право на получение указанных выплат. Кроме того, из представленной справки с места жительства усматривалось, что имелись еще и другие наследники, которые фактически приняли наследство. Просил в иске отказать. Представитель Управления Федерального казначейства по Липецкой области от имени Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Рясков А.А. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Представитель Управления финансов администрации Липецкой области по доверенности Немцов А.Е. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном отзыве исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица Департамента финансов г.Липецка в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав представителей истца, представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Органы государственной власти Российской Федерации поощряют и поддерживают развитие добровольного безвозмездного (бесплатного) донорства. Согласно статье 8 закона государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему меры социальной поддержки. В соответствии со статьей 11 закона граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком «Почетный донор России» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти, и имеют право на: внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года; ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом указанным федеральным органом исполнительной власти. Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер и сроки ее индексации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», установленных в настоящей статье. Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и утвержденного норматива денежной выплаты (компенсации) данной категории граждан. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на получение указанной денежной выплаты, категорий получателей денежных выплат, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, - сведения о гражданах, перерегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и уполномоченными им органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, для указанных в настоящем Федеральном законе категорий граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», установленных в настоящей статье. Ежегодная денежная выплата в размере 6 тыс. рублей (с последующей индексацией) предоставляется гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР». Для предоставления ежегодной денежной выплаты гражданин, награжденный нагрудным знаком «Почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР», подает в орган, уполномоченный на предоставление ежегодной денежной выплаты органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), по месту жительства следующие документы: а) заявление о предоставлении ежегодной денежной выплаты; б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; в) удостоверение о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России» или удостоверение о награждении нагрудным знаком «Почетный донор СССР». Уполномоченный орган осуществляет прием заявлений, делает копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются гражданину), заверяет их и проверяет сведения, указанные в документах. Решение о предоставлении ежегодной денежной выплаты принимается не позднее 10 дней с даты представления документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил. Уполномоченный орган направляет гражданину в 5-дневный срок после принятия решения соответствующее уведомление с указанием даты и места получения ежегодной денежной выплаты. Гражданам, награжденным по 31 декабря 2004 г. включительно нагрудным знаком «Почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР», ежегодная денежная выплата предоставляется с 1 января 2005 г. Гражданам, награжденным с 1 января 2005 г. нагрудным знаком «Почетный донор России», ежегодная денежная выплата предоставляется в течение года, исчисляемого с 1-го числа месяца, следующего за месяцем издания приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России». Споры по вопросам предоставления ежегодной денежной выплаты рассматриваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Как установлено судом, Просвещенников Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ был награжден нагрудным знаком «Почетный донор России», что подтверждается дубликатом удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Просвещенников Г.Н. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Просвещенниковой С.В. по доверенности Еремина Л.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о выплате ей как доверенному лицу наследника по закону ежегодной денежной выплаты в размере шести тысяч рублей, причитающихся ФИО7 как почетному донору России. Ответом первого заместителя Управления социальной защиты населения Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ в выплате было отказано со ссылкой на то, что на основании пункта 3 Правил предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», гражданин должен был подать в орган социальной защиты населения заявление о предоставлении ежегодной денежной выплаты, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, удостоверение о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России». Поскольку Просвещенников Г.Н. с подобным заявлением не обращался, оснований для выплаты не имеется. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Просвещенниковой С.В. по доверенности Еремина Л.Н. обратилась к нотариусу нотариального округа Улановой М.П. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего Просвешенникова Г.Н. на денежные выплаты, причитающиеся наследодателю как почетному донору России. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариус нотариального округа г.Липецка Уланова М.П. отказала в совершении нотариального действия о выдаче свидетельства о праве на наследство на данные денежные выплаты, указав, что наследником не были представлены документы, подтверждающие наличие причитающихся Просвещенникову Г.Н. денежных выплат как почетному донору России. В соответствии со статьей 72 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества. Из наследственного дела № следует, что нотариусу не были представлены документы, подтверждающие наличие причитающихся Просвещенникову Г.Н. денежных выплат как почетному донору России. Довод о том, что представителем истца предоставлялся нотариусу ответ УСЗН ЛО от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности представления иных доказательств суд признает необоснованным, поскольку из данного ответа УСЗН следует, что Просвещенников Г.Н. с заявлением и необходимыми документами в органы социальной защиты населения не обращался и основания для производства выплат отсутствуют. Таким образом, данное письменное сообщение не может быть расценено как доказательство, подтверждающие наличие причитающихся Просвещенникову Г.Н. денежных выплат как почетному донору России, в связи с чем постановление нотариуса нотариального округа г.Липецка Улановой М.П. об отказе в совершении нотариального действия от 07.04.2011 года является законным и обоснованным, оснований для признания данного постановления незаконным и для его отмены не имеется. Не подлежат удовлетворению и требования о признании права наследования истца на денежные выплаты, причитающиеся наследодателю как почетному донору России в качестве ежегодной денежной выплаты. В соответствии со статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование регулируется настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами. Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Статьей 1183 ГК РФ предусмотрено, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. В соответствии с действующим законодательством граждане, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России» и имеющие право на ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей для получения данной выплаты должны обратиться в органы социальной защиты населения с соответствующим заявлением, чего сделано не было. Поскольку заявительный порядок Просвещенниковым Г.Н. соблюден не был, оснований для производства указанных выплат у Управления социальной защиты населения Липецкой области не имелось. Доводы о том, что органами социальной защиты населения не были предприняты меры к уведомлению Просвещенникова Г.Н. о необходимости такого обращения в связи со вступлением с 01.01.2005 года в законную силу Федерального закона, изменившего порядок и правовое регулирование оказания мер социальной поддержки почетных доноров, чем были нарушены их права, суд признает необоснованными, поскольку такая обязанность законом на органы социальной защиты населения не возложена. О произошедших изменениях в законодательстве и необходимости обращения с заявлением граждане информировались через средства массовой информации, что подтверждено соответствующими публикациями. Кроме того, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г.) законы подлежат официальному опубликованию,на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Кроме того, меры социальной поддержки граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», непосредственно связаны с их личностью и не входят в состав наследства, в связи с чем данные выплаты, на которые Просвещенников Г.Н. имел право при соответствующем волеизъявлении, не могут быть предметом наследования. Ссылку на статью 1183 ГК РФ суд также признает несостоятельной, поскольку донорство крови и ее компонентов является свободно выраженным добровольным актом гражданина, указанные меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты в размере шести тысяч рублей являются мерой социальной поддержки государством доноров, разовым ежегодным платежом и не могут быть расценены как средство к существованию гражданина, что является обязательным условием для наследования по смыслу статьи 1183 ГК РФ. Таким образом, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, в связи с чем полагает в иске отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска Просвещенниковой ФИО19 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, нотариусу нотариального округа города Липецка Улановой ФИО20, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании отказа в совершении нотариального действия незаконным, признании незаконным постановления нотариуса нотариального округа города Липецка Улановой М.П. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариального действия, признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд города Липецка. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ