о взыскании единовременного пособия



Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Пономарева ФИО9 и Чувикина ФИО10 к УМВД России по Липецкой области и МВД Российской Федерации о взыскании единовременного пособия,

установил:

Истцы Пономарев А.А. и Чувикин С.Г. обратились в суд с иском к УМВД России по Липецкой области о взыскании единовременного пособия, в связи с причинением вреда здоровью, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму». В обоснование заявленных требований указали, что при исполнении служебных обязанностей при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона ими получены травмы, которые признаны военными. В связи с получением травмы истцы были признаны ограниченно годными к военной службе и уволены со службы по ограниченному состоянию здоровья. Чувикину С.Г. 01.08.2011 года повторно установлена 3 группа инвалидности, Пономареву А.А. 08.10.2010 года повторно установлена 3 группа инвалидности. После установления инвалидности им не выплачено единовременное пособие в размере 300 000 рублей. Полагали, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» имеют право на получение данного единовременного пособия. Однако УМВД России по Липецкой области отказало истцам в выплате единовременного пособия, ссылаясь на то, что истцами уже реализовано право на получение выплат на основании закона Российской Федерации «О милиции». Истцы полагали данные отказы незаконными, просили взыскать с ответчика единовременное пособие в размере по 300 000 рублей в пользу каждого.

Определениями Правобережного районного суда г. Липецка к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании истцы Чувикин С.Г. и Пономарев А.А. поддержали заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Дополнительно объяснили, что ими было получено пятилетнее денежное содержание в качестве единовременного пособия при увольнении в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции».

Представитель ответчиков УМВД России по Липецкой области и МВД Российской Федерации по доверенности и в порядке передоверия ФИО11 в судебном заседании иск не признала. Объяснила, что в соответствии с п.6 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму» при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Полагала, что истцам правомерно отказано в выплате единовременного пособия в 300 000 рублей, так как они воспользовались правом на получение единовременного пособия в размере 5-летнего денежного содержания в соответствии со ст.29 Закона Российской Федерации «О милиции», приказом МВД РФ от 15.10.1999 года №805. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом МВД РФ №306 от 27.04.2011 года установлено, что УВД по Липецкой области переименовано в УМВД РФ по Липецкой области (л.д. 19). Данное изменение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.06.2011 года (л.д. 17-18).

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцы правомерно обратились в суд с иском к УМВД РФ по Липецкой области.

В силу ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 20 названного Закона к лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, находящимся под защитой государства и подлежащим правовой и социальной защите относятся: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; 2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; 2.1) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; 3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 2.1 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 21 вышеназванного закона в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма вступила в силу с 01.01.2007 года.

Аналогичная норма была установлена Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» №130-ФЗ от 25.07.1998 года. Однако размер возмещения вреда, причиненного здоровью, в соответствии с этим законом, составлял 50 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.

           Установлено, что истцы Чувикин С.Г. и Пономарев А.А. являлись сотрудниками УВД по Липецкой области.

Согласно приказам МВД России от 19.08.1999 года №340 и начальника УВД Липецкой области №479 от 19.08.1999 года Чувикин С.Г. - сотрудник ОМОН был командирован для выполнения служебно-боевых задач в Республику Дагестан для несения службы по охране общественного порядка и общественной безопасности.

Данное обстоятельство подтверждается заключением по материалам служебной проверки, имеющимся в материалах дела, и представителем ответчика не оспаривалось.

Заключением по материалам служебной проверки от 13.10.1999 года, утвержденным начальником УВД Липецкой области, установлено, что 23.08.1999 года отряд из 50-ти сотрудников был разделен на 2 группы по 25 сотрудников в каждой. Подполковник милиции ФИО6 назначил командиром 2 группы ФИО7 Данная группа направлена в <адрес> в резерв начальника РОВД. Личный состав нес службу на блок-постах и по охране и обороне расположения отряда.

05.09.1999 года на территорию <адрес> проникли вооруженные бандформирования. В течение боя сержант Чувикин С.Г. получил минно-взрывную травму, ушибы и ссадины мягких тканей правого предплечья и левой кисти.

Телесные повреждения в заключении признаны полученными при исполнении служебных обязанностей.

Согласно справке МСЭ-2011 № 2251750 Чувикину С.Г. 30.06.2011 года повторно установлена третья группа инвалидности, указана причина инвалидности - военная травма.

На основании приказа УВД по Липецкой области №925 л/с от 14.05.2010 года Чувикин С.Г. уволен по ограниченному состоянию здоровья - п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции». На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении 14 лет 05 месяцев 27 дней, в льготном исчислении - 17 лет 03 месяца 29 дней.

Из материалов дела следует, что Пономарев А.А. 17.11.2002 года в <адрес> при нахождении в засаде во время взрыва получил МВТ, ЗЧМТ, сотрясение головного мозга. Заключением служебной проверки, утвержденной командиром МО МВД РФ в ЧР полковником милиции ФИО8 18.11.2002 года, установлено, что травма получена при исполнении служебных обязанностей.

Согласно справке МСЭ-2009 № 3488570 Пономареву А.А. 08.10.2010 года повторно установлена третья группа инвалидности, указана причина инвалидности - военная травма. В настоящее время 03.10.2011 года третья группа инвалидности установлена бессрочно.

На основании приказа УВД по Липецкой области №1003 л/с от 27 апреля 2007 года Пономарев А.А. уволен по ограниченному состоянию здоровья - п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции». На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении 16 лет 11 месяцев 26 дней, в льготном исчислении - 21 год 06 дней.

Чувикин С.Г. и Пономарев А.А. являются пенсионерами МВД РФ и получают пенсию по инвалидности.

Согласно справке УМВД России по Липецкой области № 17/937 от 10.10.2011 года Чувикину С.Г. на основании приказа УВД по Липецкой области от 21.05.2010 года № 982 л/с было выплачено единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания в сумме 410 580 рублей, что подтверждается копией платежного поручения №2865 от 03.06.2010 года. Пономареву А.А. на основании приказа от 31.05.2007 года №1224л/с начислено и выплачено единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания в сумме 228 840 рублей, что подтверждается копией платежного поручения №103 от 20.06.2007 года.

Данное обстоятельство истцами в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, которые определяют порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, указанных в статье 20 Федерального закона «О противодействии терроризму», в связи с их участием в борьбе с терроризмом, и применяются к правоотношениям по выплате этим лицам или в случае их гибели (смерти) членам их семей и (или) лицам, находившимся на их иждивении, единовременного пособия.

В силу п. 9 Правил при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Таким образом, доводы истцов о том, что они имеют право на получение единовременного пособия в возмещение вреда здоровью, причиненного при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в сумме 300 000 рублей, основан на неверном толковании закона, поскольку законодательством предусмотрены определенные условия получения единовременных пособий.

Суд считает, что для выплаты 300 000 рублей в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью в случае причинения увечья (ранения, травмы, контузии) единовременных пособий.

Учитывая, что истцы реализовали свое право на получение единовременного пособия при увольнении в размере пятилетнего денежного содержания в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции», которое является однородной выплатой выплате в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», исковые требования о выплате единовременного пособия в возмещение вреда здоровью, причиненного при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в сумме 300 000 рублей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Пономарева ФИО12 и Чувикина ФИО13 к УМВД России по Липецкой области и МВД Российской Федерации о взыскании единовременного пособия отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                                  Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.