о взыскании расходов на зубопротезирование



Дело года          

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Федорова ФИО7 к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование,

установил:

Федоров В.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании денежной компенсации по зубопротезированию. Указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. В 2011 году произвел зубопротезирование в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника № 2», за которое оплатил 27 639 рублей. Ответчиком ему было отказано в возмещении понесенных им затрат. Просит взыскать с ответчика затраченную им сумму на зубопротезирование в размере 27 639 рублей.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 10.10.2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Медицинская служба Западного военного округа, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - 79 Гарнизонная военная поликлиника.

Определением суда от 22.11.2011 года из числа соответчиков исключена Медицинская служба Западного военного округа и произведена замена третьего лица с 79 Гарнизонной военной поликлиники на ФГУ «1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Федоров В.С. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Военного комиссариата Липецкой области по доверенности ФИО4 иск не признала, полагала, что Военный комиссариат Липецкой области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку денежные средства на оказание услуг по зубопротезированию им не выделяются. Оказание данных услуг пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и силами Медицинской службы Московского военного округа. Услуги по зубопротезированию оказываются по месту жительства пенсионера на основании договора, заключаемого между медицинским учреждением здравоохранения и медицинской службой соответствующего военного округа. Главным распорядителем денежных средств, выделяемых на оказание медицинской помощи военнослужащим, является Медицинская служба военного округа. Просила в удовлетворении исковых требований, заявленных к Военному комиссариату Липецкой области отказать.

Представитель третьего лица ФГУ «1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Панкратов О.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Объяснил, что Министерство обороны Российской Федерации предоставляет бесплатную помощь по оказанию услуг протезирования. С 22.02.2011 года был определен порядок для 5 областей, которые могут обращаться в Воронежский госпиталь, транспортные расходы для этого оплачиваются. В Воронежском госпитале возможно проходить, как стационарное, так и амбулаторное лечение. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года №911
«О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, которые определяют порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

В силу п. 2 указанных Правил расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения (примерная форма договора приведена в приложении).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.07.1998 года №900 «О военно-административном делении Российской Федерации» Липецкая область входит в состав Московского военного округа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 года №1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительство Российской Федерации постановлено оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы; офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - граждане, уволенные с военной службы).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Судом установлено, что Федоров В.С. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно договорам оказания платных медицинских услуг от 06.07.2011 года, от 11.07.2011 года, от 14.07. 2011 года Федоров В.С. оплатил:

по заказу-наряду №4042 от 06.07.2011 года - 222 рубля за осмотр, проведение внутриротовой рентгенографии;

по заказу наряду №1/6015 от 11.07.2011 года - 3171 рубль за осмотр, проведение обследования, лечение пульпита и периодонтита трехкорневого зуба, анестезия, паркан, Р. С и Преп, эндометазон, штифт витребонд мнококорневой зуб, эстелайт флоу многокорневой, полировка пломбы, полиш;

по заказу наряду №1/6119 от 12.07.2011 года - 3542 рубля за полиш;

по заказу наряду №4312 от 12.07.2011 и 14.07.2011 года - 20 794 рубля за проведение обследования, анестезия, лечение пульпита и периодонтита, паркан, С и Преп, эндометазон, штифт, кемфил, филтек, синг-бонд, полировка пломбы, полиш, анестезия. Лечение пульпита, паркан, С и Преп, эндометазон, штифт, кемфил, филтек, сингл - Бонд, полировка пломбы; цементирование коронки, снятие слепка из селекона, снятие слепка из альгинантных материалов, изготовление коронки, изготовление кламмера гнутого, изготовление съемного пластмассового протеза с 6 зубами и с 5 зубами. Итого на общую сумму 27 729 рублей. Зубопротезирование было проведено в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника № 2».

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как объяснил в судебном заседании представитель третьего лица Панкратов О.В., с 22.02.2011 года был определен порядок оказания медицинских услуг по зубопротезированию для 5 областей, которые могут проходить лечение в Воронежском госпитале бесплатно, транспортные расходы для этого оплачиваются, в нем осуществляется стационарное и амбулаторное лечение.

Суд считает доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что определен порядок оказания стоматологической помощи и все пенсионеры направляются в специализированную стоматологическую поликлинику г. Воронежа, необоснованным. Московским военным округом в нарушение требований действующего законодательства не исполнены должным образом возложенные на него обязательства по заключению договора между учреждениями здравоохранения Липецкой области и медицинской службой округа с целью получения необходимых медицинских услуг пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации по месту их проживания. Таких доказательств ответчики и третье лицо суду не представили.

Кроме того, суд учитывает преклонный возраст истца (1947 года рождения) и иные объективные основания, которые не позволяют истцу ездить за лечением и зубопротезированием в иной регион, чем затрудняется реализация социальных гарантий военных пенсионеров.

Однако в соответствии с действующим законодательство в объем бесплатной медицинской помощи военным пенсионерам включено изготовление и ремонт зубных протезов, лечение пульпита в качестве бесплатной услуги не предусмотрено. Таким образом, из уплаченной истцом суммы, которая подлежит взысканию, суд полагает исключить 3 171 рубль и 3 542 рубля - расходы по лечению пульпита согласно заказ-нарядам. Истцом не оспаривалось данное обстоятельство. Итого, сумма подлежащая взысканию 21 016 рублей (27 729 рублей - (3 171 рубль + 3 542 рубля )) = 21 016 рублей.

Кроме того, коль скоро в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1093 военнослужащим медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а договор на оказание таких услуг с поликлиникой г. Липецка не заключен, суд приходит к выводу о том, что понесенные Федоровым В.С. расходы по зубопротезированию в сумме 21 016 рублей подлежат взысканию с Министерства обороны Российской Федерации.

Учитывая, что Военный комиссариат Липецкой области не является надлежащим ответчиком по делу, в иске к нему суд полагает отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Федорова ФИО9 расходы на зубопротезирование в сумме 21 016 (двадцать одна тысяча шестнадцать) рублей.

В иске Федорова ФИО10 к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий                            (подпись)                             Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2011 года.