о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии



Дело №2-2123/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Цыганок ФИО6 к военному комиссариату Липецкой области, военному комиссариату Астраханской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании право на надбавку к пенсии и взыскании недополученной пенсии,

установил:

Цыганок Т.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что с 25.03.2007 года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, пенсия назначена военным комиссариатом Астраханской области. 07.05.2007 года ей было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». В 2008 году по семейным обстоятельствам переехала в Липецкую область. Военный комиссариат Липецкой области назначил надбавку в размере 32% от минимального размера социальной пенсии, предусмотренной законом Российской Федерации от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 21.03.2011 года и выплатил доплату за 12 предыдущих месяцев. В выплате доплаты за период с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года отказал, поскольку истица при назначении пенсии Липецким областным военным комиссариатом не заявила о имеющейся у неё льготе, а в личном деле отсутствовали данные о ее участии в боевых действиях. Пролагала данный отказ незаконным, просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, взыскать недополученную пенсию за период с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года.

Определениями суда от 07.09.2011 года и от 07.11.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат Астраханской области и Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Цыганок Т.В. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Дополнительно объяснила, что в военный комиссариат г. Астрахани она представила все документы для назначения пенсии, в том числе и командировочное удостоверение о нахождении в служебной командировке. Однако приказов об исчислении ей выслуги лет в льготном исчислении в личном деле не оказалось. При подаче документов на назначение пенсии она такие документы не представляла. Ранее не знала, что необходимо такие документы представлять для начисления 32% надбавки, как «Ветерану боевых действий», такой документ она не представила, поскольку не знала, что он нужен и полагала, что он имеется в личном деле. Полагала, что военкомат должен был самостоятельно пересчитать размер ее пенсии в связи с присвоением звания «Ветеран боевых действий». Впервые документы и удостоверение «Ветеран боевых действий» представила в Липецкий областной военный комиссариат с заявлением от 21.03.2011 года. Раньше не знала, что имеет льготу на надбавку к пенсии как «Ветеран боевых действий».

Представитель ответчика военного комиссариата Липецкой области по доверенности ФИО4 исковые требования не признала. Пояснила, что предоставление выплаты 32% «Ветерану боевых действий» носит заявительный характер. Истица, получив такое удостоверение, не обратилась самостоятельно в пенсионный отдел с заявлением. Кроме того, в пенсионном деле отсутствовали сведения о том, что Цыганок Т.В. является «Ветераном боевых действий». В связи с чем, просила в иске отказать.

Представители ответчиков военного комиссариата Астраханской области и Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В письменном заявлении представитель ответчика Военного комиссариата Астраханской области просил дело рассмотреть в его отсутствие, причина неявки Министерства обороны Российской Федерации суду не известна.

Представитель ответчика военного комиссариата Астраханской области в письменном заявлении иск не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности. Указал, что при обращении Цыганок Т.В. с заявлением о назначении пенсии она не имела удостоверения, подтверждающего статус «Ветерана боевых действий». На момент поступления документов в военный комиссариат Астраханской области 24.04.2007 года Цыганок Т.В. пенсионером Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области не являлась, просил в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнослужащие, призванные на военные сборы, и принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

На лиц, принимавших участие в боевых действиях, распространяется действие ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 45 закона РФ от 12.02.1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с данным законом ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В соответствии со ст. 46 вышеназванного закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.

Судом установлено, что Цыганок Т.В. с 25.03.2007 года военным комиссариатом Астраханской области назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается пенсионным удостоверением и материалами пенсионного дела.

07.05.2007 года Цыганок Т.В. военным комиссариатом г. Астрахани выдано удостоверение «Ветеран боевых действий».

В судебном заседании истица объяснила, что в 2008 году по семейным обстоятельствам переехала в Липецкую область, и с 15.05.2008 года стала получателем пенсии в военном комиссариате Липецкой области.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика военного комиссариата Липецкой области и подтверждено материалами личного дела истца.

21.03.2011 года истец обратилась в военный комиссариат Липецкой области для того, чтобы в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ей было произведено повышение пенсии на 32% от социальной пенсии с 07.05.2007 года. Однако истцу было сообщено, что пенсия ей может быть пересмотрена с 21.03.2011 года - со дня, когда истицей предоставлена выписка из приказа и удостоверение «Ветеран боевых действий». В настоящее время с указанной даты истица такую надбавку получает.

Кроме того, истица получила доплату за 12 предыдущих месяца, то есть с 21.03.2010 года. Данный факт истицей не оспаривался.

Истица полагала данный отказ, незаконным, просила пересчитать ей размер пенсии с момента присвоения ей звания «Ветеран боевых действий» - с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, выполняющим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона осуществляется федеральным органам исполнительной власти, направлявшим yказанных лиц для выполнения задач в районах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций.

В силу Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 года №77, основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликтов, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Выдача удостоверений производится при наличии документов: подтверждающих прохождение лицами военной службы (работы) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, или в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года (далее именуются - перечни); подтверждающих их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года или в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года.

Таким образом, условием выдачи удостоверения ветерана боевых действий является предоставление документов, подтверждающих нахождение лица в служебной командировке в воинской части, указанной в соответствующем Перечне, в период выполнения этой воинской частью задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, который также указан в перечне.

Выпиской из приказа командира войсковой части 36035 №55 от 31.01.2007 года установлено, что Цыганок Т.В с 17.01.2007 года по 26.01.2007 года находилась в служебной командировке на Северном Кавказе (<адрес>. <адрес>) и выполняла задачи в составе ОГВ/с. Указанный период ей засчитан в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Согласно справке войсковой части 36035 от 15.02.2007 года Цыганок Т.В. действительно в период с 17.01.2007 года по 15.02.2007 года находилась в служебной командировке в войсковой части 36035 н. п. Ханкала Чеченской Республики в составе ОГВ (С)

Из командировочного удостоверения так же следует, что истица в период с 15.01.2007 года по 15.02.2007 года находилась в составе войсковой части №36035 в н. п. Ханкала с целью выполнения служебных обязанностей.

Таким образом, в судебном заседании подтверждено то обстоятельство, что истец находилась в служебной командировке в воинской части, указанной в соответствующем Перечне, в период выполнения этой воинской частью задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, который указан в Перечне, на основании чего, Цыганок Т.В. присвоено звание «Ветеран боевых действий» и выдано удостоверение. Данное обстоятельство представителями ответчиков не оспаривалось.

Таким образом, у истца имелись все законные основания для получения надбавки в размере 32% с момента выдачи удостоверения.

Истица полагала, что ответчик обязан пересчитать и выплатить ей недоплаченную сумму пенсии с 07.05.2007 года в размере 32% от базовой части пенсии по 20.03.2010 года, включительно. Однако суд не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.

Как установлено выше, Цыганок Т.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 25.03.2007 года. С 01.05.2008 года получает пенсию через военный комиссариат Липецкой области.

19.04.2007 года Цыганок Т.В. обратилась в военкомат г. Астрахани с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». 07.05.2007 года Цыганок Т.В. военным комиссариатом г. Астрахани выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» на основании решения комиссии военного комиссариата Астраханской области.

24.03.2007 года Цыганок Т.В. была уволена в запас по достижению предельного возраста на основании приказа командира войсковой части 03007 №59 от 16.03.2007 года, исключена из списков личного состава, и в 2008 году переехала жить в Липецкую область.

Обращение в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о повышении пенсии в связи с наличием звания «Ветеран боевых действий» имело место 21.03.2011 года, с указанной даты размер пенсии был пересчитан, что истцом не оспаривалось. Доплата была произведена единовременно за период с 21.03.2010 года по 21.03.2011 года.

Истица полагала, что перерасчет ей необходимо произвести с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года.

На основании ст. 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган (орган социальной защиты населения) запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 54 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Согласно ст. 58 Закона сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Из анализа действующих норм следует, что выплата пенсии, в том числе надбавки в размере 32% носит заявительный характер.

Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетеля ФИО5 - <данные изъяты> военного комиссариата Липецкой области, который показал, что для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» создается комиссия областном комиссариате. Свидетель является секретарем данной комиссии, заявление о выдаче удостоверения подает сам ветеран. Затем, при вынесении положительного решения комиссией, удостоверение получает ветеран лично, или по доверенности уполномоченный на то военный комиссариат по месту жительства ветерана. Документы возвращаются ветерану, а копии в материалах комиссии. Документы в личное дело не приобщаются.

Из объяснений истицы следует, что самостоятельно она в 2007 году в военный комиссариат Астраханской области с заявлением о выплате надбавки в размере 32%, как «Ветерану боевых действий» не обращалась. Полагала, что указанные документы имелись в ее личном деле и военкомат был обязан самостоятельно произвести перерасчет.

Из сопроводительного письма от 20.04.2007 года №831 в адрес начальника военного комиссариата Астраханской области следует, что из военного комиссариата г. Астрахани направлено ходатайство о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» Цыганок Т.В. с приложением: заявления, справки и нахождении в командировке, выписок из приказов в/ч 36035 №14, 40, 40, фото, командировочное удостоверение, список.

Из письменных объяснений представителя военного комиссариата Астраханской области следует, что при подаче заявления о назначении пенсии Цыганок Т.В. не имела удостоверения, подтверждающего статус «Ветеран боевых действий». На момент поступления пакета документов на выдачу удостоверения в военный комиссариат Астраханской области Цыганок Т.В. пенсионером Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области не значилась. Данные документы не были приобщены к личному делу Цыганок Т.В. в связи с тем, что на момент оформления удостоверения она не являлась пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что действительно в личном деле Цыганок Т.В. до 21.03.2011 года не имелось сведений о том, что истица является «Ветераном боевых действий», таким образом, у пенсионного органа, учитывая заявительный характер назначения и выплаты пенсии и доплат, не имелось оснований самостоятельно установить надбавку в размере 32%.

        Суд считает, что вина ответчиков в невыплате истице пенсии с учетом соответствующей надбавки с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года не доказана.

Следовательно, Цыганок Т.В. имела право на получение надбавки к пенсии как ветеран боевых действий в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лишь с момента обращения за выплатой такой надбавки, то есть с 21.03.2011 года.

Оснований для удовлетворения иска о перерасчете пенсии за период с 07.05.2007 года по 20.03.2010 года суд не усматривает.

Довод представителя ответчика военного комиссариата Астраханской области о том, что истцом пропущен срок исковой давности, не является состоятельным, поскольку на данные правоотношения не может распространяться.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Цыганок ФИО7 к военному комиссариату Липецкой области, военному комиссариату Астраханской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании право на надбавку к пенсии и взыскании недополученной пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                                              Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 04.12.2011 года.