обязание устранить нарушения ветеринарного законодательства



Дело года       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ       г. Липецк

Правобережный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи     Аристова О.М.,

при секретаре                                  Севостьяновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК №6 УФСИН по Липецкой области, ФСИН России, УФСИН по Липецкой области об обязании устранить нарушения требований ветеринарного законодательства,

установил:

Прокурор Правобережного района г. Липецка обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК №6 УФСИН по Липецкой области об обязании устранить нарушения требований ветеринарного законодательства. В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства в части недопущения распространения африканской чумы свиней в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области. По результатам проверки вынесено представление об устранении нарушений ветеринарного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вновь проведена проверка, установлено, что нарушения не устранены. Документального подтверждения проведения дезинфекционных мероприятий и контроля качества проведения дезинфекции в ходе проверки не представлено. Планы проведения дезинфекции и акты проведения дезинфекционных мероприятий отсутствуют. С учетом положений ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд обязать ФКУ ИК - 6 УФСИН по Липецкой области оборудовать подсобное хозяйство, а именно, оборудовать (навес, подогрев) въездного дезбарьера; оборудовать санпропускник; оборудовать в каждом свинарнике туалет с умывальником; помещения для содержания свиней оборудовать вентиляцией; оборудовать убойную площадку.

Определением Правобережного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФСИН России, УФСИН по Липецкой области.

В судебном заседании прокурор Кириллова И.А. иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК №6 УФСИН по Липецкой области по доверенности Довбиш С.В. иск не признала.

В судебном заседании представитель соответчиков ФСИН России, УФСИН по Липецкой области по доверенностям Кирина О.В. иск не признала.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Липецкой области по доверенностям Федотов А.А. и Шилов В.А. полагали, что иск подлежит частичному удовлетворению, в части оборудования ответчиком ФКУ ИК №6 УФСИН по Липецкой области на главном въезде в подсобное хозяйство     въездного дезбарьера в части обустройства навеса над ним; оборудовать санпропускник в части обустройства в нем гардеробной для домашней одежды; шкафов, закрепленных за работниками, душа; гардеробной для рабочей одежды, туалета; умывальника; оборудовать убойную площадку помещением для убоя животных, холодильной камерой для временного хранения туш; также полагали, что ответчику необходимо установить срок для выполнения данных работ до ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в подсобном хозяйстве имеется естественная приточно-вытяжная вентиляция, также нет необходимости оборудования в каждом свинарнике туалета с умывальником, поскольку они предусмотрены в санпропускнике с учетом количества работающих в подсобном хозяйстве.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу Федерального казенного учреждения ИК №6 УФСИН по Липецкой области, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , учредителем учреждения является РФ. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества Учреждения является РФ в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ (п.1.2 Устава). Учреждение находится в ведении ФСИН России (п.1.3 Устава).

Судом установлено, что учреждение является юридическим лицом. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления (п.п. 1.7, 1.9 Устава).

Из материалов дела следует, что согласно Положению о внебюджетной деятельности в системе отчетности в учреждении ИК №6 ФСИН по Липецкой области, утвержденному начальником ИК №6 ФСИН по Липецкой области 14.08.2007г., внебюджетная деятельность в подразделении осуществляется на основе хозяйственного расчета и самоокупаемости. Видом хозяйственной деятельности, в частности предусмотрено подсобное хозяйство (свинарник, помол муки, теплица, отходы кухни) - п.п. 1.3, 2.1 данного Положения.

Судом установлено, что ИК №6 ФСИН по Липецкой области в силу договора о передаче государственному учреждению уголовно исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления передан свинарник площадью 1542.8 кв.м. по адресу г. Липецк, район Цемзавода. Указанный вид права зарегистрирован за ИК №6 ФСИН по Липецкой области в Управлении Росреестра по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 51.

Из материалов дела следует, что согласно генерального разрешения Минфина России от 15.04.2005г. учреждения уголовно исполнительной системы получают доход от реализации сельскохозяйственной продукции подсобных сельскохозяйственных хозяйств. Деятельность подсобных хозяйств относится к внебюджетной, содержатся указанные хозяйства за счет прибыли, из федерального бюджета не финансируются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ИК №6 ФСИН по Липецкой области.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства в части недопущения распространения африканской чумы свиней в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области. По результатам проверки вынесено представление об устранении нарушений ветеринарного законодательства.

Судом также установлено, что прокуратурой Правобережного района г. Липецка по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно со старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ повторно проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства.

В ходе проверки выявлены нарушения в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, отраженные в акте от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проверки и. о. прокурора Правобережного района г. Липецка вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.

Постановлением Управления Россельхознадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. В настоящее время данное постановление вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно- санитарным требованиям и нормам.

В силу положений ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Согласно п.3.1 «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утв. зам. руководителя Департамента ветеринарии 15.07.2002; п.7.1 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утв. Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986, профилактическую дезинфекцию помещений для животных осуществляют по плану.

Судом установлено, что в настоящее время данные правила, являются действующими.

В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных свиноводческих предприятий», утв. Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 (далее - Правила от 04.11.1986 г.), в частности предусмотрено

2.2. Дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом раствора при минусовых температурах.

2.4.4. Убойную площадку предусматривают на репродукторных товарных фермах производительностью 12 тыс. и более поросят в год, а также в специализированных хозяйствах по откорму менее 12 тыс. голов в год и на предприятиях с законченным производственным циклом мощностью 12 и 24 тыс. голов откорма в год. В ее состав входят помещения для убоя животных и для хранения продуктов убоя.

3.1. Специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятий закрытого типа.

Вход на территорию свиноводческих предприятий посторонним лицам, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы) запрещают;

3.3. Санитарный пропускник строят на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон.

3.4. В помещении санитарного пропускника работники комплекса (фермы) снимают свою домашнюю одежду и обувь, оставляют их в гардеробной домашней одежды (в шкафу, закрепленном за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь. По окончании работы спецодежду снимают, надевают домашнюю одежду и обувь.

3.4.1. Выходить в спецодежде и спецобуви, а также выносить их за пределы предприятия запрещается.

3.6. В каждом свинарнике предусматривают туалет с умывальником.

В настоящее время, также действуют Методические рекомендации по ветеринарной защите животноводческих, птицеводческих и звероводческих объектов (РД-АПК 3.10.07.01- 09), утвержденных и введенных в действие заместителем Министерства сельского хозяйства РФ 29.12.2008 г., и согласованных Департаментом Ветеринарии Минсельхоза России 29.12.2008г. (далее методические рекомендации Министерства сельского хозяйства РФ 29.12.2008 г.).

Судом установлено, что в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области, расположенному по адресу г. Липецк, район Цемзавода, на момент рассмотрения дела в нарушение указанных положений ветеринарного законодательстване оборудованы на главном въезде в подсобное хозяйство въездной дезбарьер в части обустройства навеса над ним (п. 2.2 Правил от 04.11.1986 г. и Приложением «М» Методических рекомендаций по ветеринарной защите животноводческих, птицеводческих и звероводческих объектов (РД-АПК 3.10.07.01- 09); санпропускник в части обустройства в нем гардеробной для домашней одежды; шкафов, закрепленных за работниками, душа; гардеробной для рабочей одежды, туалета; умывальника (п. 3.3. Правил от 04.11.1986 г. и типовой проект, указан в приложении «П» указанных Методических рекомендаций); не оборудована убойная площадка помещением для убоя животных, холодильной камерой для временного хранения туш (п.2.4.4. Правил от 04.11.1986 г. и типовой проект, указан в приложении «И» Методических рекомендаций по ветеринарной защите животноводческих, птицеводческих и звероводческих объектов (РД-АПК 3.10.07.01- 09).

Материалами дела установлено, что дезинфекция помещений и оборудования проводится обслуживающим персоналом, документального подтверждения проведения дезинфекционных мероприятий и контроля качества проведения дезинфекции в ходе проверки не представлено. Планы проведения дезинфекции и акты проведения дезинфекционных мероприятий отсутствуют.

Судом также установлено, что в настоящее время в данном подсобном хозяйстве имеется естественная приточно-вытяжная вентиляция, также нет необходимости оборудования в каждом свинарнике туалета с умывальником, поскольку они предусмотрены в санпропускнике с учетом количества работающих в подсобном хозяйстве. С учетом требований ветеринарного законодательства иной вентиляции не требуется.

В своих возражениях ФКУ ИК-6 признает, что в подсобном хозяйстве содержатся свиньи в количестве 50 голов. Учреждение утверждает, что этот участок не является специализированным свиноводческим предприятием либо специализированным хозяйством (фермой и комплексом). И на этом основании Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий от 04.11.1986г. распространяются на специализированные свиноводческие предприятия, каковым исправительная колония не является.

С учетом анализа материалов дела, суд считает, что указанные доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно пункту 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не придана обратная сила, положения пункта 2 Раздела 2 Конституции Российской Федерации позволяют применять нормативные акты, вступившие в силу в порядке, установленном до принятия Конституции Российской Федерации (12.12.1993 г.).

В соответствии с пунктом 1 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Первоначальный текст Конституции Российской Федерации опубликован в «Российской газете» 25.12.1993 г. № 237.

Правила от 04.11.1986 г. изданы в 1986 году, то есть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, установившей в положениях части 3 статьи 15 условия применения законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Следовательно, они подлежат применению как действующий нормативный правовой акт в системе правовых актов, регулирующих вопросы ветеринарии в Российской Федерации.

Исходя из статьи 18 Закона от 14.05.1993 г. № 4979-1 к основным обязанностям организаций - владельцев животных и производителей продуктов животноводства относится, в том числе соблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении объектов, связанных с содержанием животных.

При этом указанная статья Закона от 14.05.1993 г. № 4979-1 не производит разделение предприятий, организаций на специализированные и неспециализированные.

Более того, основной задачей, на достижение которой направлено законодательство в области ветеринарии, является защита, обеспечение безопасности населения от опасности возникновения, распространения болезней, общих для человека и животных.

Исходя из Преамбулы Правил от 04.11.1986 г. ветеринарно-санитарные правила определяют совокупность хозяйственных, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих надлежащую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, и распространяются на действующие свиноводческие предприятия.

Раздел 1 Правил от 04.11.1986 г. «Общие требования к проектированию, строительству и эксплуатации» устанавливает общие требования, в том числе к эксплуатации свиноводческих предприятий.

Как установлено, и не оспаривается учреждением, ФКУ ИК-6 занимается содержанием и разведением свиней, что является определяющим фактором. Утверждения о том, что на балансе учреждения состоят свинарники 1983-1986 г. постройки; сельскохозяйственный участок финансируется за счет доходов от деятельности; продукция сельскохозяйственного участка является стратегическим запасом, не реализовывается населению и используется только для внутрисистемных поставок для питания спецконтингента, является убыточным и дохода не приносит, суд считает не освобождает учреждение от обязанностей соблюдать установленные требования, тем более, в условиях распространения африканской чумы.

Судом установлено, что ФКУ ИК-6 фактически разводит свиней, следовательно, оно является свиноводческим предприятием (организацией), на которое распространяется действие указанных Правил и Методических рекомендаций по ветеринарной защите животноводческих, птицеводческих и звероводческих объектов (РД-АПК 3.10.07.01- 09).

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В целях устранения нарушения действующего ветеринарного законодательства, соблюдения безопасности жизни и здоровья людей, суд считает обязать ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области, расположенному по адресу г. Липецк, район Цемзавода, устранить нарушения ветеринарного законодательства, а именно оборудовать: на главном въезде в подсобное хозяйство ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области въездной дезбарьер в части обустройства навеса над ним; оборудовать санпропускник в части обустройства в нем гардеробной для домашней одежды; шкафов, закрепленных за работниками, душа; гардеробной для рабочей одежды, туалета; умывальника; оборудовать убойную площадку помещением для убоя животных, холодильной камерой для временного хранения туш.

С учетом анализа материалов дела, объяснений сторон, материально-технических возможностей ответчика по устранению указанных нарушений, суд считает установить срок по устранению для ответчика нарушений ветеринарного законодательства до 01 июня 2012 года.

Судом установлено, что согласно отчета о доходах и расходах по приносящей доход деятельности ИК-6 УФСИН по Липецкой области на ДД.ММ.ГГГГ подсобное хозяйство действительно является убыточным -557181.98 руб., однако чистая прибыль от всех видов данной деятельности составила 2712164.87 руб. л.д. 52.

С учетом анализа материалов дела, довод ответчика, что подсобное хозяйство, является убыточным, и нет денежных средств на устранение указанных нарушений ветеринарного законодательства, суд считает, не может повлиять на исход рассмотрения дела.

В остальной части в удовлетворении требований прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК №6 УФСИН по Липецкой области в части оборудования в каждом свинарнике туалета с умывальником; помещения для содержания свиней вентиляцией - отказать.

В удовлетворении требований прокурора Правобережного района г. Липецка в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН по Липецкой области об обязании устранить нарушения требований ветеринарного законодательства - отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области, расположенному по адресу г. Липецк, район Цемзавода, в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения ветеринарного законодательства, а именно оборудовать:

- на главном въезде в подсобное хозяйство ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области въездной дезбарьер в части обустройства навеса над ним;

- оборудовать санпропускник в части обустройства в нем гардеробной для домашней одежды; шкафов, закрепленных за работниками, душа; гардеробной для рабочей одежды, туалета; умывальника;

- оборудовать убойную площадку помещением для убоя животных, холодильной камерой для временного хранения туш.

В остальной части в удовлетворении требований прокурора Правобережного района г. Липецка в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК №6 УФСИН по Липецкой области в части оборудования в каждом свинарнике туалета с умывальником; помещения для содержания свиней вентиляцией - отказать.

В удовлетворении требований прокурора Правобережного района г. Липецка в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН по Липецкой области об обязании устранить нарушения требований ветеринарного законодательства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий          (подпись)                  

Мотивированное судебное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.