удовлетворены требования о взыскании компенсации на зубопротезирование



Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

Председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,

При секретаре Кочетове Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Козельского ФИО5 к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование,

установил:

Козельский А.Т. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству Обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование. Указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ В 2011 году обратился в ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника - стоматологический центр» где были изготовлены и установлены зубные протезы за наличный расчет, Стоимость зубопротезирования составила 5 867 рублей 20 копеек. Ответчиком было отказано в возмещении понесенных им затрат. Просит взыскать с ответчика затраченную им сумму на зубопротезирование в размере 5 867 рублей 20 копеек.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ФГУ «1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебное заседание истец Козельский А.Т., представители ответчиков Военного комиссариата Липецкой области, Министерства обороны РФ, представитель третьего лица ФГУ «1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец Козельский А.Т. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, причины неявки представителей ответчиков суду не известны.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Липецкой области по доверенности Шарова Р.М., являющаяся так же представителем ответчика Министерства Обороны РФ по доверенности иск не признала, полагала, что Военный комиссариат Липецкой области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку денежные средства на оказание услуг по зубопротезированию им не выделяются. Оказание данных услуг пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и силами Медицинской службы Московского военного округа. Услуги по зубопротезированию оказываются по месту жительства пенсионера на основании договора, заключаемого между медицинским учреждением здравоохранения и медицинской службой соответствующего военного округа. Кроме того объяснила, что с ДД.ММ.ГГГГ был определен порядок оказания медицинских услуг по « зубопротезированию » для 5 областей, которые могут проходить лечение в Воронежском госпитале бесплатно, транспортные расходы для этого оплачиваются, в нем осуществляется стационарное и амбулаторное лечение.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд с согласия истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по представленным доказательствам.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 911
«О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, которые определяют порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

В силу п. 2 указанных Правил расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения (примерная форма договора приведена в приложении).

Указом Президента РФ от 20.09.2010 года № 1144 «О военно-административном делении РФ» установлено, что основной военное - административной единицей РФ является военный округ Вооруженных сил РФ. В состав Западного военного округа военно-административного деления РФ с 01.09.2010 года согласно приложения № 1 к Указу Президента РФ входит также и в административных границах Липецкая область.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 года №1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительство Российской Федерации постановлено оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы; офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - граждане, уволенные с военной службы).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Судом установлено, что Козельский А.Т. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно договорам оказания платных медицинских услуг Козельский А.Т. оплатил: по заказу-наряду от 6ДД.ММ.ГГГГ - 1 472 рубля 30 копеек; по заказу наряду от ДД.ММ.ГГГГ - 4 479 рублей 50 копеек. Итого на общую сумму 5 867 рублей 20 копеек, при этом оплачено за осмотр, оформление документов, анестезию, снятие камня ультразвуком, удаление зуба, медицинскую обработку, полировку, детартрин, осмотр, консультацию, изготовление коронки, цементировку, изготовление съемного протеза с 13 зубами, изготовление базиса литого из пластмассы, снятие слепков из материалов, слепок «Спидекс», ложку пластиковую. Зубопротезирование было проведено в ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника - Стоматологический центр».

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Суд считает доводы представителей ответчика Военного комиссариата Липецкой области о том, что определен порядок оказания стоматологической помощи и все пенсионеры направляются в специализированную стоматологическую поликлинику г. Воронежа, необоснованным. Медицинской службой Западного военного округа, не являющейся самостоятельным юридическим лицом, в нарушение требований действующего законодательства не исполнены должным образом возложенные на него обязательства по заключению договора между учреждениями здравоохранения Липецкой области и медицинской службой округа с целью получения необходимых медицинских услуг пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации по месту их проживания. Таких доказательств ответчики и третье лицо суду не представили.

Кроме того, суд учитывает возраст истца (1942 года рождения) и иные объективные основания, которые не позволяют истцу ездить за лечением и зубопротезированием в иной регион, чем затрудняется реализация социальных гарантий военных пенсионеров.

Кроме того, коль скоро в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащим медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а договор на оказание таких услуг с поликлиникой г. Липецка не заключен, суд приходит к выводу о том, что понесенные Козельским А.Т. расходы по зубопротезированию в сумме 5 867 рублей 20 копеек подлежат взысканию с Министерства обороны Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что не подлежат возмещению расходы, связанные с лечением зубов в размере 1472 руб. 30 коп., суд считает необоснованными, поскольку из наряд-заказа 10356 следует, что Козельскому А.Т. не проводилось лечение зубов, а проведено снятие камня и удаление зубов, что связано с подготовкой к протезированию.

Учитывая, что Военный комиссариат Липецкой области не является надлежащим ответчиком по делу, в иске к нему суд полагает отказать.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с Министерства обороны РФ подлежит взысканию в доход бюджета городского округа г. Липецка государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.98, 100, 194 -199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Козельского ФИО6 расходы на зубопротезирование в сумме 5 867 рублей 20 копеек (пять тысяч восемьсот шестьдесят семь рублей двадцать копеек).

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход бюджета городского округа г. Липецка 400 рублей.

В иске Козельского ФИО7 к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании денежной компенсации на зубопротезирование отказать.

Ответчик вправе подать в Правобережный районный суд г. Липецка заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий (подпись) И.В.Дорыданова

Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.