№ 2-2560/2011 Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Кожиной А.В., при секретаре Босенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колисниченко ФИО5 к военному комиссариату Липецкой области о взыскании недоплаты пенсии, установил: Колисниченко В.М. обратился в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области о взыскании недоплаты пенсии указывая на то, что является получателем пенсии за выслугу лет. Военный комиссариат Липецкой области является органом, производящим выплату пенсии. Ссылаясь на то, что ответчик не произвел повышении размера пенсии в связи с инфляцией, на основании ФЗ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов», истец просит произвести перерасчет пенсии с учетом инфляции за период <данные изъяты> год, взыскать с военного комиссариата Липецкой области недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 4 846 рублей 77 копеек, убытки от инфляции за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 19 973 рублей, судебные расходы в сумме 1094 рубля 40 копеек. В судебное заседание истец Колисниченко В.М. не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Представитель ответчика - военкомата Липецкой области по доверенности Шарова Р.М. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что пенсия истцу военным комиссариатом Липецкой области была назначена и выплачивалась в строгом соответствии с действующим в оспариваемом периоде пенсионным законодательством. Исходя из норм специального закона - ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, предусматривающего порядок и правила назначения и перерасчета пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ пенсии гражданам, уволенным с военной службы, пересматривались одновременно с увеличением (индексацией) окладов денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе, которые увеличивались (индексировались) при повышении стоимости жизни и оплаты труда, в связи с чем, повторный пересмотр пенсии по одному и тому же основанию законодательством не предусмотрен. Просила в иске отказать. Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Согласно ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсию реализуется военнослужащими - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения, в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Положения данного Закона Российской Федерации направлены на реализацию права военнослужащих на пенсионное обеспечение. В силу ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Во исполнение данного предписания Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принято постановление N 941, пп. 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 января 2003 г. N 22-О отметил, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на социальное обеспечение (ст. 39, ч. 1), решение вопросов, касающихся правовых оснований назначения государственных, в том числе трудовых, пенсий (включая возможность выбора того или иного вида пенсии) и порядка их исчисления (из заработка, денежного довольствия военнослужащих и др.), относит к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2). Порядок определения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, установлен вышеназванным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Согласно пункту восьмому указанного постановления в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим исчислялись из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом одиннадцатым данного постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывалась при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов. В соответствии с подп. "б" п. 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, если имелось основание для пересмотра, ранее назначенные пенсии пересчитывались по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, определялась исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на день, с которого производился перерасчет пенсий. Таким образом, согласно приведенным выше положениям нормативных правовых актов, действовавшим до 1 июля 1996 г., увеличение минимального размера оплаты труда не являлось самостоятельным основанием для пересмотра пенсий, поскольку минимальный размер оплаты труда применялся исключительно для определения суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий при их назначении или пересмотре. Согласно п. "а" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г., пенсии подлежали пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения. Статьей 2 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", действовавшего до 1 января 2005 г., было установлено, что государственные пенсии являются самостоятельным объектом индексации, так же как и оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, при этом каждому самостоятельному объекту индексации установлен соответствующий источник средств для индексации (статья 8 данного Закона РСФСР). Вместе с тем, ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 предусматривала, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее). Поскольку пенсии гражданам, уволенным с военной службы, пересматривались одновременно с увеличением (индексацией) окладов денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе, которые увеличивались (индексировались) при повышении стоимости жизни и оплаты труда, суд приходит к выводу, что повторный пересмотр пенсий по одному и тому же основанию законодательством не предусмотрен. Таким образом, доводы истца об увеличении размера получаемой им пенсии согласно повышению уровня потребительских цен, являются необоснованными. Учитывая, что перерасчет пенсии истца производился ответчиком в установленном законом порядке, а иного правового обоснования заявленных требований, истцом суду не представлено, суд считает, что у истца отсутствует право на пересмотр пенсии. В силу ч. 2 ст. 58 ЗаконаРФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Т.к. оснований для удовлетворения исковых требований о производстве пересмотра пенсии и взыскании недоплаты не имеется, убытки в пользу истца не могут быть взысканы. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: В иске Колисниченко ФИО6 к военному комиссариату Липецкой области о производстве перерасчета пенсии, взыскании недоплаты пенсии отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.