иск удовлетворен



Дело № 2-2720/2011            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Кожиной А.В.,

при секретаре Босенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «БарС» об обязании проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на их выброс,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «БарС» об обязании проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на их выброс. В обоснование своих требований ссылался на то, что при проведении проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ООО «БарС» осуществляет хозяйственную деятельность по адресу:                      <адрес>, в процессе которой эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: установка резки минеральных плит; 7 сварочных постов; открытая стоянка автотранспорта, выбрасывающие вредные вещества в атмосферный воздух (пыль минеральную, СО, СН и др.). В нарушении требований экологического законодательства инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчиком не проведена, не рассмотрен вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области ответчик привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 рублей. До настоящего времени ответчик требования законодательства не исполнил, что ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г. Липецка. Просит суд обязать ООО «БарС» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Истец помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Лукьянчикова Я.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ООО «БарС» - по доверенности Васнев И.И. в судебном заседании исковые требования признал, объяснил, что ООО «БарС» осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>. В процессе которой эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пыль минеральная, СО, СН и др.). Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нем проведена, не рассмотрен вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Однако в настоящее время нарушения устраняются, а именно, заключен договор на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу, проведена инвентаризация стационарных источников; заключен договор на составление паспортов, подтверждающих класс опасности отходов на образующиеся виды отходов, паспорта составлены и сданы в Росприроднадзор на согласование; произведен уточняющий расчет на негативное воздействие на окружающую среду от образующихся отходов производства и потребления, который передан на согласование в управление Росприроднадзор, внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду; составлено экспертное заключение по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление экологии и природных ресурсов по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в своё отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Ч. 1 ст. 30 федерального закона № 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Анализируя указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что инвентаризация является одной из основных составляющих контроля государства по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года № 14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 «Общие положения»).

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 «Общие положения»).

Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:

- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

- кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия;

- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

- выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;

- составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия (п. 3 Раздела 1.1 «Общие положения»).

К основным источникам с организованным выбросом относятся, как это следует из п. 1 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" относятся: дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

Согласно п. 2 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» к неорганизованным источникам относятся:

- открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.;

- погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов;

- оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).

В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся:

- транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.);

- резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов.

Статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

…проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами…

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений…

В результате проверки, проведенной Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что ООО «БарС» в результате своей хозяйственной деятельности эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризация выбросов не проведена.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области при проведении плановой проверки ООО «БарС», расположенного по адресу: <адрес>, выявлено административное правонарушение в области охраны окружающей среды, выразившиеся в не проведении в нарушении требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ООО «БарС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, т.е. за то, что ООО «БарС» имеет и эксплуатирует установку резки минеральных плит, 7 сварочных постов, открытую стоянку автотранспорта, являющиеся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и выбрасывающие вредные вещества в атмосферный воздух (пыль минеральную, СО, СН и другие). В результате осуществления хозяйственной деятельности по реконструкции, ремонту, эксплуатации зданий, строений, сооружений образуются отходы производства: твердые минеральные отходы (код отхода - 3140000000000), ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода - 3533010013001), масла автомобильные (код отхода - 410020202033) и другие, однако паспорта, подтверждающие класс опасности отходов на данные виды отходов не составлены.

Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Из письменных объяснений директора ООО «БарС» ФИО5 государственному инспектору управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ФИО6 следует, что паспорта не разработаны, плата за воздействие на окружающую среду за выбросы от стационарных источников не внесена за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с незнанием главного бухгалтера.

Поскольку отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г. Липецка, суд приходит к выводу, что ООО «БарС» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства.

Согласно ст. 1Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов…

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 785
«Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.

Исходя из Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» с 28.10.2010 года ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации отходов 1-5 класса опасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. На территории Липецкой области - Управление Росприроднадзора по Липецкой области.

Из объяснений представителя ответчика ООО «БарС» по доверенности Васнева И.И., данных в судебном заседании, следует, что ответчиком, установленные нарушения законодательства устраняются. В настоящее время заключен договор на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу, проведена инвентаризация стационарных источников; заключен договор на составление паспортов, подтверждающих класс опасности отходов на образующиеся виды отходов, паспорта составлены и сданы в Росприроднадзор на согласование; произведен уточняющий расчет на негативное воздействие на окружающую среду от образующихся отходов производства и потребления, который передан на согласование в управление Росприроднадзор, внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду; составлено экспертное заключение по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В подтверждении своих доводов, представителем ответчика представлены суду письменные доказательства, подтверждающие факт устранения ответчиком, установленные истцом при проверке нарушений экологического законодательства (паспорта опасных отходов, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ по проекту предельно-допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, заявление о выдаче свидетельств о классе опасности для окружающей природной среды и согласовании паспортов опасных отходов, договор на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу, уточняющий расчет на негативное воздействие на окружающую среду от образующихся отходов производства и потребления, переданный на согласование в управление Росприроднадзор, плата за негативное воздействие на окружающую среду).

Представитель ответчика ОО «БарС» по доверенности Васнев И.И. признал исковые требования, о чем указал в письменном заявлении, адресованном суду. Судом представителю ответчика Васневу И.И. разъяснены последствия признания исковых требований.

Согласно ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Учитывая, что требования истца законны и обоснованны, признаны ответчиком, а инвентаризация выбросов вредных веществ окончательно не проведена, суд считает их удовлетворить, обязать ООО «БарС» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ООО «БарС» (<адрес>) провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд                        г. Липецка.

Председательствующий        

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200