о признании права на санаторно-курортное лечение, взыскании недополученной пенсии



Дело № 2-2590/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Китаевой ФИО7 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании права на санаторно-курортное лечение и взыскании денежных средств,

установил:

Китаева Е.И. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании права на санаторно-курортное лечение и взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указала, что с 07.01.1970 года по 08.06.1995 года проходила службу в органах внутренних дел, имеет непрерывную выслугу лет более 25 лет в календарном исчислении и более 32 лет в льготном.. В 1995 году уволена со службы и переехала на постоянное место жительство в г. Липецк. В период с 01.01.2000 года по 30.11.2000 года исчисление пенсии осуществлялось с учетом стоимости продовольственного пайка 378 рублей 08 копеек, вместо 608 рублей 33 копеек. В результате возникла недоплата пенсии в сумме 2152 рубля 81 копейка, а с учетом индексации 8 613 рублей 90 копеек. Кроме того, истице не выплачивалась в течение 3-х лет компенсация за санаторно-курортное лечение. Просила суд взыскать с ответчика недополученную пенсию в сумме 2152 рубля 81 копейка с учетом индексации, невыплаченную денежную компенсацию к отдыху за 3 года из расчета 600 рублей.

В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления. Просил признать за истицей право на санаторно-курортное лечение и взыскать 1200 рублей за неиспользованное санаторно-курортное лечение за 2009 - 2011 годы.

Представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее УМВД России по Липецкой области) по доверенности Щеголькова М.В. исковые требования не признала, объяснила, что Китаева Е.И. уволена со службы по возрасту и имела право на пенсию в соответствии с республиканским законодательством. С 09.06.1995 года пенсионное обеспечение в соответствии с международным соглашением от 24.12.1993 года оговаривается лишь пенсионное обеспечение и страхование, обеспечение санаторно-курортным лечением пенсионеров из стран СНГ не предусмотрено. Оснований для выплаты компенсации за санаторно-курортное лечение не имеется. Однако не оспаривала, что истице в 2009 году и 2010 году выплачивалось по 300 рублей как члену семьи пенсионера МВД РФ в качестве компенсации за санаторно-курортное лечение. Просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Китаева Е.И. является пенсионером по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с республиканским законодательством, 09.06.1995 года уволена со службы по выслуге лет с должности старшего инспектора по особым поручениям отдела паспортно-визовой работы УВД Мангистауской области Республики Казахстан.

Выслуга лет составила в календарном исчислении: 25 лет 05 месяцев 02 дня, в льготном - 30 лет 07 месяцев 21 день.

Согласно ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (Ашгабат, 24 декабря 1993 года), участниками, которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Согласно ст. 2 указанного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Для Российской Федерации указанное соглашение вступило в силу 09.07.1999 года. Истица же уволена со службы в 1995 году и в этом же году переехала жить в Российскую Федерацию. Таким образом, на день назначения пенсии и переезда истицы в Российскую Федерацию действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года. Статьи 1, 5 Соглашения предусматривали, что пенсионное обеспечение граждан участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Истица имеет постоянное место жительства в г. Липецке, получает пенсию в УМВД России по Липецкой области с 01.07.1995 года.

Таким образом, на истицу в полной мере распространяется законодательство Российской Федерации, регулирующее пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года с последующими изменениями и дополнениями «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» пенсии, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава ОВД, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава ОВД, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

В силу ст. 43 вышеназванного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

            Как видно из названия и содержания статьи 43, содержания статьи 49 указанного Закона, законодателем введено специальное понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии». По своему составу это понятие отличается от понятия «денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра. Поэтому, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка, должно повлечь по подпункту «б» ст. 49 Закона пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Пункт 8, подп. «б» п.9, подп. «б» п.14 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в Российской Федерации» исключают возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка, как неотъемлемой составляющей «денежного довольствия для исчисления пенсии». Указанные нормы противоречат Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

В силу ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом, регулирующим данное правоотношение.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что ответчиком в нарушение закона не была пересмотрена пенсия в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с 01.01.2000 года, поэтому исковые требования истца в части взыскания недополученной пенсии подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что обязанность по выплате пенсий на УМВД России по Липецкой области не возлагается, является несостоятельным, поскольку в силу ст.51 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей » с заявлениями о назначении пенсий лица, имеющие право на ее получение, обращаются в пенсионные органы МВД РФ. Согласно ст.56 вышеуказанного закона пенсии выплачиваются пенсионными органами МВД РФ.

Именно УМВД России по Липецкой области является пенсионным органом и им же производится выплата и перерасчет пенсии.

Сумма недоплаты пенсии истцу составляет 2 152 рубля 81 копейка:

608 рублей 33 копейки - 378 рублей 08 копеек = 230 рублей 25 копеек;

230 рублей 25 копеек х 85% (размер пенсии истца) х 11 месяцев (период с 01.01.2000 года по 30.11.2000 года) = 2 152 рубля 81 копейка.

Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и их семей (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 58 указанного выше закона сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд считает, что на орган по назначению и выплате пенсий - УМВД России по Липецкой области, на который может быть возложена ответственность за инфляционные потери от несвоевременного получения пенсии за весь период неполучения пенсии.

При расчете инфляционных потерь суд применяет индексы потребительских цен на товары и платные услуги по Липецкой области, установленные Липецким областным комитетом государственной статистики с 2000 года по ноябрь 2011 года включительно. При производстве расчета инфляции суд не учитывает индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги по Липецкой области, которые составили менее 100%.

Расчет складывается следующим образом:

230 рублей 25 копеек х 85% - 195 рублей 71 копейка;

январь 2000 года: 195 рублей 71 копейка (сумма недоплаты) х 4,1112 (индекс, перемноженный за период с февраля 2000 года по ноябрь 2011 года) = 804 рубля 60 копеек - 195 рублей 71 копейка = 608 рублей 89 копеек;

февраль 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 4,0786 (индекс за период с марта 2000 года по ноябрь 2011 года) = 798 рублей 22 копейки - 195 рублей 71 копейка = 602 рубля 51 копейка;

март 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 4,0462 (индекс за период с апреля 2000 года по ноябрь 2011 года) = 791 рубль 88 копеек - 195 рублей 71 копейка = 596 рублей 17 копеек;

апрель 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 4,0181 (индекс за период с мая 2000 года по ноябрь 2011 года) = 786 рублей 57 копеек - 195 рублей 71 копейка = 590 рублей 86 копеек;

май 2000 года: 195 рублей 71 копеек х 4,0021 (индекс за период с июня 2000 года по ноябрь 2011 года) = 783 рубля 25 копеек - 195 рублей 71 копейка = 587 рублей 54 копейки;

июнь 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 3,936 (индекс за период с июля 2000 года по ноябрь 2011 года) = 770 рублей 31 копейка - 195 рублей 71 копейка = 574 рубля 60 копеек;

июль 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 3,7984 (индекс за период с августа 2000 года по ноябрь 2011 года) = 743 рубля 38 копеек - 195 рублей 71 копейка = 547 рублей 67 копеек;

август 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 3,7646 (индекс за период с сентября 2000 года по ноябрь 2011 года) = 736 рублей 76 копеек - 195 рублей 71 копейка = 541 рубль 05 копеек;

сентябрь 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 3,7458 (индекс за период с октября 2000 года по ноябрь 2011 года) = 733 рубля 09 копеек - 195 рублей 71 копейка = 537 рублей 38 копеек;

октябрь 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 3,6474 (индекс за период с ноября 2000 года по ноябрь 2011 года) = 713 рублей 83 копейки - 195 рублей 71 копейка = 518 рублей 12 копеек;

ноябрь 2000 года: 195 рублей 71 копейка х 3,5794 (индекс за период с декабрь 2000 года по ноябрь 2011 года) =700 рублей 52 копейки - 195 рублей 71 копейка = 504 рубля 81 копейка.

Всего убытки составили: 608,89 + 602,51 + 596,17 + 590,86 + 587,54 + 574,6 + 547,67 + 541,05 + 537,38 + 518,12 + 504,81 = 6 209 рублей 60 копеек. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Учитывая, что ранее установлено, что пенсионное обеспечение Китаевой Е.И. осуществляется по законодательству Российской Федерации, то суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании права на санаторно-курортное лечение и взыскании компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Положением об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденным Приказом МВД РФ от 08.11.2006 года № 895, прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел производится по направлению соответствующих пенсионных органов.

В соответствии с п. 7.1 вышеназванного Положения при осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, (до 13 января 1993 года включительно) из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-I, за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В силу п.16.7. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказомМВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038,сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение или оздоровительный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД России за плату. При этом сотрудникам органов внутренних дел ежегодно выплачивается компенсация в размере средней стоимости путевки, а жене (мужу) и несовершеннолетним детям - компенсация в размере 50 процентов ее стоимости. Право на указанную компенсацию не обуславливается каким-либо сроком службы в год ухода в отпуск или другими обстоятельствами, в том числе продолжительностью отпуска. Компенсация выплачивается также за прошлый год в случае неиспользования отпуска. Выплата денежной компенсации на детей семьи сотрудника производится на каждого несовершеннолетнего ребенка со дня его рождения до 18-летнего возраста. Средняя стоимость путевки в системе МВД России определяется и доводится до органов внутренних дел Медицинским управлением МВД России исходя из действующих на данный период цен на путевки.

Средняя стоимость путевок в здравницы системы МВД России согласно абзацу 3 пункта 16.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038, определяется и доводится до органов внутренних дел Медицинским управлением МВД России исходя из действующих на данный период цен на путевки.

Письмом Медицинского управления МВД России от 03 ноября 2000 года № 29/9-2875 была доведена информация о том, что с 01 января 2001 года средняя стоимость путевки для выплат компенсаций составляет 600 рублей, а также о ценах на путевки для сотрудников органов внутренних дел в здравницах системы МВД России.

Поэтому компенсация, предусмотренная абзацем 2 статьи 64 Положения, подлежит возмещению исходя из средней стоимости путевки, определенной Медицинским управлением МВД России, то есть из 600 рублей, независимо оттого, приобреталась ли сотрудниками органов внутренних дел путевка.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО6, который показал, что заявление от истицы по вопросу компенсации за санаторно- курортное лечение в отдел не поступало. Выплаты пенсионерам осуществляются без обращения, а членом семьи по обращению. Какие либо договоры с Российской Федерацией в отношении пенсионеров по поводу санаторно-курортного лечения, прибывших из государств СНГ, отсутствуют. В связи с чем, Китаевой Е.И. такая компенсация не предоставлялась.

Суд полагает признать за Китаевой Е.И. право на санаторно-курортное лечение, так как данное право было нарушено. Отсутствие международного договора не может ущемить права пенсионера и его социальные гарантии. Кроме того, ранее суд пришел к выводу о том, что на Китаеву Е.И. распространяется пенсионное обеспечение государства ее проживания.

Коль скоро истица уволена со службы с правом на пенсию и имеет выслугу лет более 20 лет, то соответственно на неё распространяется Положение и она имеет право на санаторно-курортное лечение и компенсацию за его неиспользование.

           Ввиду того, что представитель ответчика не оспаривала, что истице в 2009 году и 2010 году выплачивалось по 300 рублей, как члену семьи пенсионера ОВД в качестве компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение, то с ответчика подлежит взысканию недоплаченная сумма компенсации, как непосредственно пенсионеру, за 2009 год - 300 рублей, за 2010 год - 300 рублей, за 2011 год - 600 руб. Итого 1 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Китаевой ФИО8 право на санаторно-курортное лечение.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области в пользу Китаевой ФИО9 компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение в сумме 1200 (одна тысяча двести) рублей, недоплаченную пенсию в сумме 2151 (две тысячи сто пятьдесят два) рубля 84 копейки, инфляционную компенсацию в сумме 6209 (шесть тысяч двести девять) рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                   (подпись)                        Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200