Дело № 2-2240/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 декабря 2011 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего Берман Н.В., при секретаре Бочаровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Михальцова ФИО16 к УФСИН Российской Федерации по Липецкой области, ФСИН Российской Федерации, Центру государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на выдачу государственного жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата, установил: Истец обратился в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в сводный список участников подпрограммы, предоставлении жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований указал, что 15.06.2011 года обратился в УФСИН России по Липецкой области с рапортом о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения жилищного сертификата. 29.06.2011 года в удовлетворении рапорта отказано, так как учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. Полагал данный отказ незаконным. Определением от 18.10.2011 года судом принято заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать УФСИН России по Липецкой области включить его в список сотрудников УФСИН России по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать УФСИН России по Липецкой области включить Михальцова О.В. с составом семьи 5 человек в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году. Обязать ФСИН России предоставить Михальцову О.В. на состав семьи 5 человек жилищный сертификат во исполнение программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в числе лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году. Этим же определением ФСИН России привлечено к участию в деле в качестве соответчика. 07.11.2011 года Управление по учету и распределению жилья исключено из числа третьих лиц, в качестве соответчика к участию в деле привлечен ФКУ Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России. 21.12.2011 года в суд поступило заявление от представителя истца, в котором он увеличил исковые требования, а именно просил признать Михальцова О.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, признать незаконным решение УФСИН России по Липецкой области от 29.06.2011 года в части отказа о признании Михальцова О.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления Михальцова О.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией УФСИН Российской Федерации по Липецкой области и отказа во включении в сводный список участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать УФСИН России по Липецкой области включить в список сотрудников УФСИН России по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать УФСИН России по Липецкой области включить Михальцова О.В. с составом семьи 5 человек в сводный список участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году. Обязать ФСИН России предоставить Михальцову О.В. на состав семьи 5 человек жилищный сертификат во исполнение программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в числе лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году, взыскать судебные расходы. В судебном заседании Михальцов О.В., его представитель ФИО9, поддержали заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Дополнительно истец объяснил, что 15.06.2011 года подал рапорт на имя начальника УФСИН России по Липецкой области, в котором просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить в сводный список участников целевой программы «Жилище» на 2010-2011 годы для получения жилищного сертификата. 29.06.2011 года получил ответ УФСИН России по Липецкой области, которым ему было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список участников целевой программы «Жилище». Отказ УФСИН России по Липецкой области полагал незаконным, так как является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он проживает на площади, существенно ниже установленной минимальной жилой площади на 1 человека. Истец подал рапорт начальнику УФСИН России по Липецкой области, к рапорту приложил документы, подтверждающие несоответствие его жилой площади установленной минимальной площади на 1 человека, ему было отказано во включении в сводный список участников целевой программы «Жилище» на 2010-2011 годы. Полагал данные отказы незаконными. Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО10 исковые требования не признала, объяснила, что Михальцовым О.В. был подан рапорт от 15.06.2011 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» для получения государственного сертификата. В соответствии с п. 3 приказа ФСИН РФ от 04.06.2007 года № 287 для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению № 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет. Рапорт Михальцова О.В. был рассмотрен, 29.06.2011 года ему дан ответ за подписью исполняющего обязанности заместителя начальника УФСИН России по Липецкой области Рощупкина Ю.Ю. Отказ в постановке Михальцова О.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов обусловлен тем, что на жилищном учете в УФСИН России по Липецкой области ранее истец не состоял, а в виду того, что после 01.03.2005 года УФСИН России по Липецкой области утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет (в соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется только органом местного самоуправления), оснований для включения Михальцова О.В. в список кандидатов на участие в программе нет. Просила в иске отказать. Представитель ответчика ФСИН России ФИО17 исковые требования не признала, объяснила, что действующим законодательством не предусмотрено ведение специального учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятие на такой учет граждан для предоставления жилищного сертификата, полагала, что единственно возможным является принятие на учет нуждающихся в соответствии со ст. 52 ЖК РФ органами местного самоуправления. Кроме того, указала, что истец имеет место постоянного проживания, включен в ордер на основании договора социального найма. Просила в иске отказать. В судебное заседание представитель ответчика ФКУ Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования не признал. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Установлено, что Михальцов О.В. состоит в должности <данные изъяты> УФСИН России по Липецкой области, данная должность финансируется за счет средств федерального бюджета. Выслуга лет по состоянию на 01.08.2011 года составляет 27 лет 10 месяцев. Из объяснений истца следует, что он намерен реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата. Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в ст.40 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-I (Федеральным законом от 21.07.1998 года № 117-ФЗ настоящее Положение распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы). В соответствии с п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагаются документы, указанные в подпунктах «а-е» пункта 19 Правил. 15.06.2011 года истец обратился с рапортом в УФСИН Российской Федерации по Липецкой области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем…». 29.06.2011 года им получен ответ от и. о. начальника УФСИН России по Липецкой области, из которого следует, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется лишь органами местного самоуправления. После 01.03.2005 года УФСИН России по Липецкой области такую возможность утратило. Так как Михальцов О.В. не состоит на учете нуждающихся, то оснований для включения в список кандидатов на участие в программе не имеется. 18.10.2011 года Михальцов О.В. подал на имя председателя жилищно-бытовой комиссии ФИО11 рапорт о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем…» с приложением подтверждающих документов. Кроме того, просил рассмотреть данный вопрос на жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области. 16.11.2011 года истцом получен ответ, из которого следует, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется лишь только органами местного самоуправления. После 01.03.2005 года УФСИН России по Липецкой области такую возможность утратило. Так как Михальцов О.В. не состоит на учете нуждающихся, то оснований для включения в список кандидатов на участие в программе не имеется. С данными ответами истец был не согласен, оспорил их в суде. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ В силу ст. 7 данного Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В соответствии со ст.6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.1). Однако данная норма предусматривает установление очередности с 01 марта 2005 года только на такой вид обеспечения граждан жильем, как предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Истец в судебном заседании объяснил, что желает улучшить свои жилищные условия путем получения жилищного сертификата, а для этого необходимо признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление жилищных сертификатов гражданину предполагает предоставление денежных средств за счет федерального бюджета для приобретения жилья в собственность, то есть это иной вид обеспечения жильем специальной категории граждан, которые указаны в вышеприведенных законодательных актах, к которым относятся и истец, как сотрудник федеральной службы исполнения наказаний. Акты, предусматривающие выдачу жилищных сертификатов увольняемым сотрудникам органов федеральной службы исполнения наказаний, не ограничивают таких лиц сроком введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.03.2005 года. Кроме того, сами эти акты приняты уже после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации. По смыслу и в соответствии с системным толкованием закона, право на получение жилищных сертификатов имеют не только увольняемые сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий до 01 марта 2005 года, но и иные лица, подпадающие под категорию граждан, предусмотренную подпунктом «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Иное противоречило бы принципу ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяющейся на всей территории Российской Федерации. Согласно п.п. «а» п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Согласно п. 19 Правил для участия в программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участия в подпрограмме. Следовательно, заявление и постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в органах, которые осуществляют выдачу сертификатов. В данном случае такими органами являются органы федеральной службы исполнения наказаний - УФСИН России по Липецкой области, где проходит службу истец, в порядке установленной очередности. Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области в судебном заседании не оспаривала, что в УФСИН России по Липецкой области ведется учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действует жилищно-бытовая комиссия. 10.11.2010 года приказом заместителя начальника УФСИН России по Липецкой области утверждено положение о ЖБК УФСИН России по Липецкой области. Из Положения о жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области, утвержденного 10.11.2010 года, следует, что оно разработано в целях соблюдения законности при рассмотрении вопросов жилищных отношений, расходовании средств федерального бюджета по оказанию безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство для сотрудников, работников и пенсионеров УФСИН России по Липецкой области и подразделений, непосредственно подчиненных управлению (п. 1.1). К полномочиям комиссии относится формирование списка очередности исходя из времени принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.3). Также, в соответствии с п. 2.6 Положения, комиссия проводит осуществление мероприятий по подготовке материалов для получения сотрудниками управления и подразделений УИС области «ГЖС», осуществляет принятие решения о включении сотрудников (бывших сотрудников) в список кандидатов на участие в программе «ГЖС», представление данных материалов в ФСИН России, получение и выдачу участникам программы именных бланков «ГЖС». Обеспечивает хранение личных дел участников программы «ГЖС» и ведение «Журнала учета выдачи «ГЖС» в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, ссылка ответчика на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005 года в данном случае несостоятельна. Доводы ответчиков о том, что после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудники органов исполнения наказаний для реализации права на получение государственного жилищного сертификата должны вставать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий исключительно в органах местного самоуправления, в связи с чем, сама постановка истцов на учет по месту службы была бы ошибочной, суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права. Из объяснений представителя ответчика УФСИН России по Липецкой области ФИО10 следует, что рапорт Михальцова О.В. был рассмотрен в порядке рассмотрения обращений, заявлений граждан. На заседании жилищно-бытовой комиссии не рассматривался, так как не была соблюдена его форма, рапорт необходимо было подавать на имя председателя жилищно-бытовой комиссии. Объяснила, что заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области проводятся, но в отношении сотрудников, состоящих на учете до 01.03.2005 года. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО12 показал, что является заместителем председателя ЖБК, подписывал ответ Михальцову О.В. от 29.06.2011 года. Такой был дан ответ, поскольку данный вопрос о постановке на учет в очередь на улучшение жилищных условий не входит в круг вопросов ЖБК в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, принятым в 2005 году. С 2005 года сотрудники не ставятся на учет. Распределение жилья входит в круг обязанностей ЖБК на основании присланной телеграммы из главка. Однако, учитывая, что ранее судом установлено ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Липецкой области, то суд полагает, что УФСИН России по Липецкой области допустило бездействие по рассмотрению рапорта истца о признании его таковым. Рассмотрение его неоднократных обращений в порядке закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», препятствовало осуществлению истцом его прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации на приобретение жилища. Довод ответчика о том, что первоначально истец подал рапорт на имя начальника УФСИН России по Липецкой области, а не на имя председателя жилищно-бытовой комиссии правового значения для рассматриваемого спора не имеет, та как какими либо законодательными актами подача рапорта сотрудника о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий непосредственно председателю жилищно-бытовой комиссии не предусмотрена. Коль скоро установлено, что бездействиями УФСИН Российской Федерации по Липецкой области, выразившихся в не рассмотрении заявления Михальцова О.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией УФСИН Российской Федерации по Липецкой области, созданы препятствия к осуществлению прав истца, то указанное бездействие судом признается незаконным. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Суд полагает обязать УФСИН Российской Федерации по Липецкой области рассмотреть заявление Михальцова О.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией УФСИН Российской Федерации по Липецкой области. Учитывая, что вопрос о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией УФСИН Российской Федерации по Липецкой области в настоящее время не рассмотрен, суд полагает в иске Михальцова О.В. к УФСИН Российской Федерации по Липецкой области, ФСИН Российской Федерации, Центру государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН Российской Федерации о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на выдачу государственного жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата отказать в связи с преждевременностью заявленных требований. В соответствии с требованиями ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы, присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Интересы истца в судебных заседаниях представлял ФИО9 на основании договора оказания юридических услуг № 170/11 от 10.08.2011 года, заключенного с ООО «Интера Альянс». Истец понес расходы в сумме 7 000 рублей, оплаченные по квитанции от 10.08.2011 года № 170 ООО «Интера Альянс». С учетом объема проделанной работы, сложности рассматриваемого дела, количества судебных заседаний, суд полагает взыскать с ответчика УФСИН Российской Федерации по Липецкой области в пользу Михальцова О.В. расходы по оказанию юридической помощи в размере 7 000рублей. Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие УФСИН Российской Федерации по Липецкой области, выразившееся в не рассмотрении заявления Михальцова ФИО18 о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией УФСИН Российской Федерации по Липецкой области. Обязать УФСИН Российской Федерации по Липецкой области рассмотреть заявление Михальцова ФИО19 о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией УФСИН Российской Федерации по Липецкой области. В иске Михальцова ФИО20 к УФСИН Российской Федерации по Липецкой области, ФСИН Российской Федерации, Центру государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН Российской Федерации о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на выдачу государственного жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата отказать. Взыскать с УФСИН Российской Федерации по Липецкой области в пользу Михальцова ФИО21 расходы по оказанию юридической помощи в размере 7 000 (семь тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий (подпись) Н.В. Берман Мотивированное решение изготовлено 29.12.2011 года
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.