Дело № 2-96/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г.Липецка в составе: председательствующего судьи Кожиной А.В., при секретаре Босенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению финансов администрации Липецкой области, администрации Липецкой области о приведении в соответствие с требованиями СанПин условий проживания граждан в ОГУ «Липецкий дом интернат для престарелых и инвалидов общего типа», установил: Прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о понуждении к приведению в соответствие с правилами и нормативами условий проживания престарелых и инвалидов в ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов». В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Октябрьского района г. Липецка была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, в ходе которой, установлены нарушения условий проживания престарелых и инвалидов в ОГУ «Липецкий дом интернат для престарелых и инвалидов общего типа». А именно, нарушены правила наполняемости комнат(свыше 3 человек), отсутствуют условия проживания для инвалидов-колясочников (одноместные спальные комнаты), не соблюдены требования к площади помещений в спальных комнатах на 1, 2, 3 места. Просит суд обязать ответчика привести в соответствие с СанПиН 2.1.2.2564-09 условия проживания престарелых и инвалидов в ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», обеспечить условия для наполняемости жилых комнат не свыше 3 человек, обеспечить условия для проживания инвалидов-колясочников, обеспечить площадь в спальных комнат: на 1 место - 14-15 кв.м., на 2 места - 16-18 кв.м., на 3 места - 19-20 кв.м. Определением Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Липецкой области и Управление финансов Липецкой области. Прокурор Октябрьского района г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду не известна. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны по делу. Ранее в судебном заседании исковые требования поддерживал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика УСЗН Липецкой области, администрации Липецкой области по доверенностям Усацких Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Объяснила, что Управление социальной защиты населения является координирующим органом областных государственных предприятий и областных государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении отраслевого исполнительного органа государственной власти Липецкой области, за которыми они закреплены, и подотчетны им по вопросам, относящимся к компетенции указанного органа. Финансирование деятельности учреждений социальной защиты населения осуществляется за счет средств областного бюджета на основе государственного задания. Ассигнование на осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста учреждениями социальной защиты области закрепляются законом Липецкой области об утверждении областного бюджета Липецкой области. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Поэтому УСЗН ЛО не является надлежащим ответчиком по делу. Также объяснила, что норма предоставления площади жилого помещения для жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения в Липецкой области составляет не менее 7 кв.м. площади на одного человека. Норма предоставления жилых помещений для социальной защиты граждан отдельных категорий федеральных законодательством в части действующих учреждений социальной защиты населения не урегулирована, следовательно, применению подлежат нормы установленные субъектом Российской Федерации. В ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» норма площади жилого помещения составляет более 7 кв.м. на одного человека, т.е. требования закона не нарушены. Считает, что применять Санитарные нормы и правила, на которые ссылается истец нельзя, т.к. они подлежат применению при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов. Липецкий дом-интернат был построен и введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени реконструкции не подлежал. Также полагает, что у истца отсутствовало право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, т.к. все, проживающие в учреждении лица, известны. Каких-либо претензий от проживающих, в части несоблюдения СанПиН 2.1.2.2564-09 в ОГБУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», в УСЗН ЛО заявлено не было. Просила в иске отказать. Представитель соответчика Управления финансов Липецкой области по доверенности Немцов А.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, объяснил, что ссылка истца на нормы СанПин 2.1.2.2564-09 несостоятельна, поскольку учреждение выстроено до введение в действие указанных санитарных норм, пункт 1.3 которого может быть применен к вновь построенному объекту. Кроме того, считает, что по данному иску круг лиц определен - лица, престарелого возраста, постоянно проживающие в ОГБУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», которые с жалобами на их размещение не обращались. Просил в иске отказать. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ОГБУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» директор Овчинников С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, объяснил, что здание дома-интерната было введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, было рассчитано на проживание 311 человек. Реконструкция здания не проводилась. В настоящее время в доме-интернате проживают 255 человек, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, многие находятся на постельном режиме, имеют соматические заболевания, с поражением опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания, зрения, слуха. При опросе жалоб на условия проживания не поступало, желаний на переезд по месту жительства в другие интернатные учреждения клиентами не было высказано. Выслушав объяснения представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что на основании задания прокуратуры Липецкой области, прокуратурой Октябрьского района г. Липецка была произведена проверка ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», расположенного по адресу: <адрес>, по вопросу исполнения требований действующего законодательства в области обеспечения необходимой жилой площади лиц пожилого возраста и инвалидов, проживающих в указанном доме-интернате. В ходе проверки был произведен осмотр здания, помещений ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа». По результатам осмотра установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нем проживают 255 престарелых и инвалидов, из них 32 инвалида-колясочника, в 79 жилых комнатах, общая площадь которых составляет 1 316,1 кв.м. По утверждению истца, как в женском отделении, так и в мужском ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» наполняемость в большинстве случаев в комнатах составляет 4 человека, при наличии площади комнат не более 17-18 кв.м., для инвалидов-колясочников не представлены одноместные спальные комнаты, площадь помещений в спальных комнатах на 1, 2, 3 места не соблюдена, что свидетельствует о наличии нарушений условий проживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания. Данный довод суд считает несостоятельным. В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (111) от 10.12.1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №122-ФЗ граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, наделены правами, в том числе на обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Стационарное социальное обслуживание в силу ст. 20 Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ, включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Статьей 109 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 4 указанного закона Липецкой области предусмотрено, что нормы предоставления площади жилого помещения устанавливаются для жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения - не менее семи квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Истцом не представлено суду правового обоснования иска в части нарушения вышеназванного закона. В обоснование своих доводов истец ссылается на Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы" СанПиН 2.1.2.2564-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 ноября 2009 г. N 71). В силу п. 1.3. требования настоящих санитарных правил должны соблюдаться организациями независимо от их организационно правовой формы и формы собственности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов. Во исполнение постановления администрации Липецкой области от 03.09.2010 N 300 "О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от 9 декабря 2010 г. N 725 утвержден перечень оказываемых учреждениями за счет средств областного бюджета услуг в качестве основных видов деятельности (приложение № 1) и показателей качества государственных услуг (приложение № 2), в который входит социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях стационара, в том числе в ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа». Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № двухэтажное здание дома-интерната для престарелых и инвалидов, расположенное по адресу: <адрес>, находится на праве оперативного управления ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых инвалидов общего типа». Указанное учреждение ДД.ММ.ГГГГ постановлено на учет в налоговом органе, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, запись о котором внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно п.8.1 Устава ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», утвержденного УСЗН администрации Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ, целью создания и основными задачами учреждения являются: осуществление социальной защиты престарелых и инвалидов, материально-бытовое обеспечение, создание благоприятных условий проживания; организация ухода за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов. Областное государственное учреждение «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» создано решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сроком от 2 до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах (п.1 Устава). Учреждение осуществляет свою деятельность под руководством управления социальной защиты населения администрации Липецкой области (п. 3 Устава). Из Устава ОГБУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», утвержденного приказом начальника УСЗН Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ОГБУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» является правопреемником ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», государственным бюджетным учреждением Липецкой области, входящим в систему социальной защиты населения Липецкой области (п. 1.1). Цель учреждения осталась прежней (п. 3.1. Устава). Согласно распоряжения № исполнительного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о вводе в эксплуатацию комплекса дома инвалидов на 311 человек по <адрес>. ОГУ«Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ года, данных о том, что объект был реконструирован суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что данные требования не подлежат применению при решении вопроса о соответствии условий проживания в ОГУ Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа». Суд считает, что требования истца являются также незаконными, исходя из принципа исполнимости судебного решения. Поскольку удовлетворение исковых требований приведет к нарушению Конституционных, жилищных прав и прав на социальное обеспечение той части инвалидов и престарелых, проживающих ОГБУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», которая будет подлежать выселению, что является недопустимым. Не представлено истцом и доказательств, свидетельствующих о необходимости обращения с иском в интересах неопределенного круга лиц. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В ОГБУ «Липецкий дом интернат для престарелых и инвалидов общего типа» официально проживают 255 человек, их данные известны. Поэтому доводы прокурора о невозможности определения круга лиц, нуждающихся в защите, несостоятельны. Как следует из объяснения представителя третьего лица - директора ОГБУ «Липецкий дом интернат для престарелых и инвалидов общего типа» Овчинникова С.Н. при опросе клиентов - лиц, проживающих в доме-интернате жалоб на условия проживания не поступало, желаний на переезд по месту жительства в другие интернатные учреждения высказано не было, кроме того, интернат работает на основании государственного задания, утвержденного начальником управления социальной защиты и рассчитанный на период с 2011 по 2013 года, в котором закреплен объем государственной услуги на 255 мест. Данные обстоятельства подтверждаются книгой обращений № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой жалоб проживающих лиц, либо их родственников не имеется. При таких обстоятельствах суд полагает прокурору Октябрьского района г. Липецка в удовлетворении исковых требований отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению финансов администрации липецкой области о приведении в соответствие с требованиями СанПин условий проживания граждан в ОГУ «Липецкий дом интернат для престарелых и инвалидов общего типа» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.