Дело № 2-131/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Кожиной А.В., при секретаре Босенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжковой ФИО8 к УМВД России по Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области о взыскании суммы ежемесячного пособия, установил: Рыжкова Е.А. обратилась в суд с иском к УМВД России по Липецкой области о взыскании суммы ежемесячного пособия. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что она и ее дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают в <адрес>, т.е. в зоне с льготно-экономическим статусом, вследствие катастрофы на ЧАЭС. Работает в должности инспектора Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» истица имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет. С ДД.ММ.ГГГГ. истица получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере. В ДД.ММ.ГГГГ. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей сменил место расположения из г. Усмань в г. Липецк. В связи с указанными обстоятельствами ответчик прекратил выплачивать пособие в двойном размере, т.к. в областном бюджете не запланированы денежные средства на выплату пособия такого рода по указанной должности. Истец считает, что действия ответчика являются неправомерными. Просит суд обязать УМВД России по Липецкой области выплачивать пособие по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом Рыжковой Е.А. уточнены исковые требования. Истец просит суд взыскать с УМВД России по Липецкой области за счет средств федерального бюджета в свою пользу задолженность по выплате ежемесячного пособия за период с мая по сентябрь 2011г. в размере 34769 руб. 02 коп.; обязать УМВД России по Липецкой области производить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере. Впоследствии истец Рыжкова Е.А. также уточнила исковые требования, просила суд взыскать с УМВД России по Липецкой области задолженность по указанному пособию за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 55 630 рублей 72 копеек. Ссылаясь на то, что в связи с переходом с ДД.ММ.ГГГГ сотрудников полиции на федеральный бюджет, ей будет выплачиваться пособие по уходу за ребенком в двойном размере согласно закону, в связи с чем, спор отсутствует. Определением Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление финансов Липецкой области. Определением Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области. Истец Рыжкова Е.А. в судебном заседании поддержала уточненные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области - по доверенности Щеголькова М.В. в судебном заседании иск не признала, объяснила, что работодателем для истца является УМВД России по Липецкой области, а не Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Финансирование должности, занимаемой истцом, происходит за счет средств бюджета субъекта Российской федерации, которым не предусмотрена выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в двойном размере, полагает, что обязательство такой выплаты возложено на Российскую Федерацию, а именно на территориальный орган Федерального казначейства - УФК по Липецкой области. Кроме того, считает, что истец вправе обратиться в орган социальной защиты, где ей будет осуществляться выплата пособия. Просила в иске к УМВД России по Липецкой области отказать. Представитель ответчика Управления финансов Липецкой области - по доверенности Немцов А.Е. в судебном заседании иск не признал, объяснил, что для осуществления выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет организации по месту работы граждан формируют соответствующие списки, которые подписываются руководителем организации, заверяются печатью и ежемесячно представляются в территориальные органы Федерального казначейства, который в свою очередь перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату пособия, в организации по месту работы лиц, получающих пособие. Данное пособие является расходным обязательством Российской Федерации, средства на его выплату в областной бюджет не поступают, т.к. Управление финансов Липецкой области не является участником правоотношений по назначению, перечислению и выплатам мер социальной поддержки граждан. Просил в иске к Управлению финансов Липецкой области отказать. Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области по доверенности Рясков А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, объяснил, что соответствующие списки, которые должен был сформировать работодатель истца для выплаты меры социальной поддержки из средств федерального бюджет, в УФК по Липецкой области не предоставлялись, в связи с чем, вины ответчика не имеется. Просил в иске к УФК Липецкой области отказать. Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в соответствии с приказом УВД Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № Рыжкова Е.А была принята на должность инспектора центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УВД области, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46). Приказом УВД по области от ДД.ММ.ГГГГ № Рыжковой Е.А., <данные изъяты> (дислокация г. Усмань), на основании поданного рапорта, был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (л.д.89). Из материалов дела также следует, что приказом УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в штатное расписание <данные изъяты> (дислокация г. Усмань), в части проведения реорганизации и изменения места дислокации подразделения. Приказом УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № Рыжкова Е.А. освобождена от занимаемой должности и зачислена в распоряжение УВД по Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Рыжковой Е.А. был подан рапорт о выходе на службу из отпуска по уходу за ребенком, а с ДД.ММ.ГГГГ подан рапорт с просьбой о назначении на должность инспектора Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УВД по Липецкой области (дислокация г. Липецк)(л.д.74). Согласно приказу и.о. начальника УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № № Рыжкова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> (дислокация г. Липецк) (л.д.73). На основании приказа УВД по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рыжковой Е.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста(л.д.100-111). Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 07.03.2011 года) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. В силу п.п. 7, 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом. Судом установлено, что Рыжкова Е.А. и ее дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в <адрес>, в зоне с льготно-экономическим статусом, относящейся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается справкой администрации г.Усмани № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.4). В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 года №439 «О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу п. 5 вышеназванных Правил выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - орган в сфере социальной защиты населения). В соответствии с п.п. 8, 9 Правил территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату пособия, в организации по месту работы лиц, получающих пособие, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения; гражданам, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год для выплаты пособия по подразделу "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Судом установлено, что <данные изъяты> (дислокация г. Липецк) действует на основании Положения, утвержденного приказом УМВД России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом, работодателем для истца является УМВД России по Липецкой области, должность истца финансируется за счет средств областного бюджета. Как следует из объяснений истца, что не оспаривается ответчиком УМВД России по Липецкой области, до ДД.ММ.ГГГГ года ответчик производил выплаты истцу в двойном размере, в последующем выплаты в двойном размере прекратились. По утверждению представителя ответчика УМВД России по Липецкой области Щегольковой М.В., в связи с тем, что финансирование должности Рыжковой Е.А. осуществляется из средств областного бюджета, а выплата пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации, до настоящего времени порядок осуществления выплат компенсаций сотрудникам и работникам органов внутренних дел, подвергшихся радиационному воздействию, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов не определен, вышеуказанные выплаты УМВД России по Липецкой области производить не должно. Суд признает данный довод ответчика несостоятельным, как основанный на неверном применении норм материального права, поскольку действующим законодательством Российской Федерации обязанность по выплате пособия по уходу за ребенком, в том числе и в двойном размере, возложена на работодателя, для Рыжковой Е.А. которым является УМВД России по Липецкой области. Довод ответчика, что по закону истец имеет право на получение данного вида пособия в органах социальной защиты, поэтому УМВД ЛО не обязан производить выплату, является несостоятельным, т.к. согласно закону истец вправе получать пособие как по месту работы, так и в органах социальной защиты. Истец воспользовалась своим правом на получение по месту работы, поэтому обязанность по выплате возложена на работодателя. Довод ответчика о том, что УМВД ЛО не получает денежных средств для производства выплат данного вида пособий из федерального бюджета, также является несостоятельным, поскольку список лиц, имеющих право на получение пособия, документы, подтверждающие право на его получение, работодатель во исполнение Правил обязан представить в Управление Федерального Казначейства ЛО. Истец входит в круг лиц, имеющих право на получение социальных льгот и гарантий, включая получение пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере в силу Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку проживает на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы. Согласно личной карточки Рыжковой Е.А., расчета ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет инспектору Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД по Липецкой области (дислокация г. Липецк) Рыжковой Е.А. за период ДД.ММ.ГГГГ года составляет 6 903,84 руб. + 50 руб. (ежемесячно). Истец не оспаривала факт получения пособия в одинарном размере. Следовательно, недоплата за указанный период составила 55 630 рублей 72 копейки (6 953,84 руб. х 8 месяцев), которую суд считает необходимым взыскать с ответчика УМВД России по Липецкой области в пользу истца. Т.к. Управление финансов Липецкой области, Министерство финансов РФ не являются сторонами спорного правоотношения, оснований для взыскания с них денежных средств в пользу истца не имеется, поэтому суд считает в остальной части иска Рыжковой Е.А. к УМВД России по Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Липецкой области о взыскании сумм ежемесячного пособия отказать. На основании ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с УМВД России по Липецкой области в доход городского бюджета г. Липецка госпошлина в размере 1857 рублей. Руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ, суд решил: Взыскать с УМВД России по Липецкой области в пользу Рыжковой ФИО9 за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 55 630 рублей 72 копеек. В остальной части иска Рыжковой ФИО10 к УМВД России по Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Липецкой области о взыскании сумм ежемесячного пособия отказать. Взыскать с УМВД России по Липецкой области в доход городского бюджета г.Липецка госпошлину в размере 1857 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.