о взыскании материальной помощи



Дело № 2-733/2012                                                                                     

                                                        РЕШЕНИЕ

                                            Именем Российской Федерации

29 марта 2012 года Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего Быковой Т.Ю.

при секретаре Кацаповой Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теличко ФИО6 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о взыскании материальной помощи,

установил:

Теличко Л. П. обратилась в суд с иском к УСЗН Липецкой области о взыскании материальной помощи. В обоснование заявленных требований указала, что является пенсионером, среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума. Истица обратилась в УСЗН Липецкой области с заявлением, в котором просила оказать ей материальную помощь в приобретении газовой плиты. Но в предоставлении материальной помощи было отказано. В мае 2011 года истица обращалась с заявлением о предоставлении материальной помощи на приобретение одежды и обуви, но ей было отказано. В июне 2011 года истица обратилась с заявлением об оказании экстренной материальной помощи на ремонт оконного блока, но получен отказ. Основанием к отказу послужило то, что при подсчете среднедушевого дохода учитывалась предоставляемая субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг, что противоречит действующему законодательству об оказании государственной социальной помощи. Полагая данные отказы незаконными, просила взыскать с ответчика 23 000 рублей в качестве материальной помощи, из них 8 000 рублей на приобретение газовой плиты, 5000 рублей на приобретение одежды и обуви, 10 000 рублей на замену оконного блока.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка.

В судебном заседании истец Теличко Л. П., уточнив заявленные требования, просила суд взыскать с УСЗН Липецкой области за счет средств областного бюджета материальную помощь в сумме 8 000 рублей на приобретение газовой плиты, 5000 рублей на приобретение одежды и обуви, а всего 13 000 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, полагала, что в предоставлении материальной помощи Теличко Л.П. было отказано правомерно, так как ее среднедушевой доход превышал величину прожиточного минимума, установленного Постановлением администрации Липецкой области от 08.04.2011 года № 109. В доход была включена предоставленная истице субсидия на оплату жилищно -коммунальных услуг. Считала, что субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг не является государственной социальной помощью, а является мерой социальной поддержки и берется во внимание при расчете среднедушевого дохода. Кроме того, заявила о пропуске 3 месячного срока для обращения в суд. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ДСЗН администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1-2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст. 7 ФЗ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Установлено, что в период с 27.04.2011 года по 13.07.2011 года Теличко Л.П. неоднократно обращалась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлениями о предоставлении материальной помощи на приобретение холодильника, газовой плиты, одежды и обуви, а также на ремонт жилого помещения (замену оконного блока).

Из материалов дела следует, что сообщениями от 03.05.2011 г., 23.06.2011 г., 30.06.2011 г., 18.07.2011 г. Управление социальной защиты населения Липецкой области отказывало Теличко Л. П. в предоставлении материальной помощи из средств областного бюджета по причине того, что среднедушевой доход Теличко Л.П. превышает величину прожиточного минимума и не представлено сведений об аварийном состоянии жилого помещения (по заявлению о предоставлении материальной помощи на замену оконного блока).

При подаче данных заявлений Теличко Л. П. в УСЗН Липецкой области были представлены товарные чеки, подтверждающие приобретение заявителем одежды на сумму 5 130 рублей, приобретение газовой плиты «Гефест 3100-07 К19» на сумму 8900 рублей.

Как указано в статье 2 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» законодательство области предусматривает меры социальной поддержки граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, основываются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12.01.1005 г №5-ФЗ «О ветеранах», Законе Российской Федерации от 18.10.1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий, Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи, других федеральных законах и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.

Согласно ч. 1 ст. 13. 3 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» материальная помощь предоставляется гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, которую он не может преодолеть самостоятельно, в случаях, установленных пунктом 2 настоящей статьи. Материальная помощь в случаях, установленных подпунктами 5-9 пункта 2 настоящей статьи, предоставляется малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в области.

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

В силу ч. 2 указанной статьи материальная помощь предоставляется:

2) в случае экстренного ремонта жилых помещений граждан, принадлежащих им на праве собственности, находящихся в аварийном состоянии, - в размере стоимости ремонтных работ, но не более десяти тысяч рублей;

5) на приобретение бытовой техники (холодильники, газовое оборудование) в целях удовлетворения личных бытовых нужд - в размере стоимости бытовой техники, но не более восьми тысяч рублей;

6) на приобретение одежды и обуви, в том числе для подготовки детей к школе, - в размере возмещения расходов или стоимости одежды и обуви, но не более пяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Теличко Л. П. с составом семьи 1 человек проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит ей на праве собственности.

Согласно справке ГУ УПФР в г. Липецке от 13.02.2012 года Теличко Л. П. является пенсионером по старости с 19.04.2006 года, ей назначена пенсия, размер которой с 01.02.2012 года составляет 4432,78 руб. По сведениям трудовой книжки Теличко Л. П. с июля 2001 года и по настоящее время не работает.

Постановлением администрации Липецкой области от 08.04.2011 года № 109 установлена величина прожиточного минимума по области за 1 квартал 2011 года и составляет для пенсионеров 4 970 рублей, во 2 квартале - 4 433 рубля (постановление от 08.07.2011 г. № 245).

Учитывая, что размер пенсии Теличко Л. П. при отсутствии иного дохода ниже установленной величины прожиточного минимума, то ей полагалась материальная помощь на основании ст. 13.3 вышеуказанного закона в пределах 5 000 рублей на приобретение одежды и 8000 рублей на приобретение газовой плиты.

Отказывая в предоставлении материальной помощи, УСЗН Липецкой области полагало, что доход Теличко Л. П. выше прожиточного минимума, в него подлежит включению субсидия, предоставляемая на оплату жилищно- коммунальных услуг, которая, по мнению, представителя УСЗН ЛО, не является государственной социальной помощью.

Действительно, в 2011 году Теличко Л. П. было начислены субсидия на оплату коммунальных услуг: за январь 1974,73 руб., февраль 2942,05 руб., март- 1780 руб., апрель 2558,09 руб., май- 2020,13 руб. Получение истицей субсидии не оспаривалось, но она полагала, что размер субсидии не может быть включен в ежемесячный доход.

Суд полагает позицию ответчика основанной на неверном толковании норм права.

Среднедушевой доход определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», согласно которому в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина при расчете среднедушевого дохода не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Жилищный кодекс РФ в ст. 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся мерой государственной социальной помощи.

В ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дано понятие субсидия- это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Таким образом, субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг являются объектом социально-обеспечительных отношений, а именно отношений по государственной социальной помощи и государственному социальному обеспечению. Эти выплаты предоставляются за счет бюджета в зависимости от совокупного дохода семьи на основании региональных стандартов.

Субсидия в отличие от социального пособия, предоставляемого в качестве мер социальной поддержки, это оплата социальных услуг, которая носит целевой характер, не может быть израсходована гражданином по своему усмотрению. Таким образом, суд полагает, что субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг являются и одним из видов государственной социальной помощи, а не мерой социальной поддержки.

Кроме того, закрепление понятия субсидии в ФЗ «О государственной социальной помощи» само по себе свидетельствует о том, что она включена в понятие государственная социальная помощь и при таких обстоятельствах не подлежит включению в доходсемьиилиодинокопроживающегогражданинаприрасчетесреднедушевогодохода.

Суд считает несостоятельным довод ответчика в той части, что истица не представила доказательств, что находится в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, поэтому не нуждается в материальной помощи.

Несостоятелен довод ответчика и в той части, что истица не представила заключение специализированной организации о том, газовая плита подлежит замене, поскольку предоставление такого заключения законом не предусмотрено.

Как указано в ст.13.3 Закона Липецкой области от 2.12.2004 г. №141-ОЗ, основанием для отказа в материальной помощи является непредставление документов, установленных настоящим пунктом. В случае обращения за материальной помощью по основаниям, установленным подпунктами 5-9 пункта 2 настоящей статьи, основаниями для отказа является также превышение дохода одиноко проживающего гражданина или среднедушевым доходом семьи величины прожиточного минимума.

Из объяснений сторон и материалов дела следует, что Теличко Л.П. было отказано в материальной помощи по мотиву превышения среднедушевого дохода величины прожиточного минимума, а не по мотиву не представления доказательств нахождения в трудной жизненной ситуации.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что УСЗН Липецкой области незаконно отказало Теличко Л. П. в предоставлении материальной помощи в 2011 года на приобретение одежды и газовой плиты в сумме 13 000 рублей. Указанную сумму суд взыскивает с ответчика в пользу истицы за счет средств областного бюджета.

Кроме того, суд полагает несостоятельной ссылку представителя ответчика о пропуске истцом 3 месячного срока для обращения в суд, так как в данном случае спор рассматривается в порядке искового производства, а не производства, вытекающего из публичных правоотношений, предусматривающего данный срок для обжалования.

                                       Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                решил:

          Взыскать с Управления социальной защиты населения Липецкой области в пользу Теличко ФИО7 материальную помощь в сумме 13000 рублей.

          Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2012 года.