Заявление об оспаривании решений органа местного самоуправления



Дело № 2-88/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск 04 февраля 2011 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Воробьевой Н.В.,

с участием представителей заявителей Иванова А.В. и Кудрявцева А.В.,

при секретаре Лазуренко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям территориально-соседской общины малочисленных народов <данные изъяты> и Суанка ФИО11 об оспаривании решений органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Территориально-соседская община малочисленных народов <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указала, что 18.02.2010 г. администрацией Пожарского муниципального района в лице и.о. главы администрации ФИО4 приняты решения о предоставлении ряду граждан в аренду сроком до 10.02.2059 г. земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Данные решения были оформлены постановлениями: № «О предоставлении ФИО8 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», № «О предоставлении ФИО7 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», № «О предоставлении ФИО9 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», № «О предоставлении ФИО6 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства». Указанные земельные участки расположены на территории, на которой проживают коренные малочисленные народы Дальнего Востока - удэгейцы и нанайцы. Ими в установленном законом порядке учреждена территориально-соседская община малочисленных народов <данные изъяты>. Основными видами хозяйственной деятельности для общины, закрепленными в Уставе, являются охота и разведение диких животных, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, собирательство, заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений, разведение зверей, промысловая охота, заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, строительство национальных жилищ и т.д. Для осуществления указанных видов деятельности общиной 17.11.2008 г. с Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края был заключен договор № 2 о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты. Площадь территории и акватории в Пожарском муниципальном районе Приморского края, предоставленной согласно договора сроком на 10 лет, составляет 1 352 100 га. Границы предоставленной территории и акватории определены приложением 2 к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной общине. В соответствии с границами указанные земельные участки, предоставленные в аренду гражданам, входят в территорию, определенную для реализации уставных видов деятельности общиной. Оспариваемыми решениями указанные земельные участки были фактически изъяты из сферы использования их членами общины при реализации ими прав ее членов, при этом согласие на это община не давала. Полагая, что данные решения приняты с нарушением закона, нарушают законные права и интересы членов общины и подлежат отмене, просит признать указанные постановления незаконными.

Суанка К.А. также обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеназванных постановлений администрации Пожарского муниципального района Приморского края. Указал, что сам по национальности является удэгейцем. Предоставленные гражданам в аренду указанными решениями земельные участки расположены на территории, на которой проживают коренные малочисленные народы Дальнего Востока - удэгейцы и нанайцы. Данная территория используется, в том числе им, наряду с остальными проживающими на ней представителями малочисленных народов Дальнего Востока России для ведения традиционного хозяйства: охоты, рыбалки, собирательства и т.д. Указанными решениями данные земельные участки были фактически изъяты из сферы использования их им и другими представителями малочисленных народов Дальнего Востока, при этом согласие на это ни у него, ни у других представителей данных народов, проживающих на этой территории, не испрашивалось. Полагая, что решения о предоставлении земельных участков в аренду гражданам приняты с нарушением закона, нарушают его законные права и интересы, как одного из представителей малочисленных народов Дальнего Востока, создают необоснованные препятствия к полноценному осуществлению им своих прав и свобод, как представителя указанной группы лиц, просит признать указанные постановления незаконными.

Определением суда от 04.02.2011 г. гражданские дела по заявлениям территориально-соседской общины малочисленных народов <данные изъяты> и Суанка ФИО11 об оспаривании решений органа местного самоуправления объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель территориально-соседской общины малочисленных народов <данные изъяты> и Суанка К.А. по доверенностям Иванов А.В. заявленные требования поддержал по указанным в заявлениях основаниям. Дополнительно показал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 г. № 631-р Пожарский муниципальный район включен в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Полагает, что оспариваемыми постановлениями администрации Пожарского муниципального района гражданам в аренду для ведения личного подсобного хозяйства предоставлены земельные участки, расположенные на территории традиционного природопользования малочисленных народов, проживающих в Пожарском районе, что подтверждается постановлением главы администрации Приморского края от 11.06.1992 г. №. Считает, что при переводе спорных земельных участков из категории земли запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения администрацией Пожарского муниципального района было нарушено законодательство, регламентирующее перевод земель из одной категории земель в другую, поскольку гражданами ФИО8, ФИО7, ФИО6 и ФИО9 соответствующие заявления и документы в администрацию района не представлялись.

Администрация Пожарского муниципального района своего представителя для участия в судебном заседании не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО7, ФИО6, ФИО8 в судебное заседание не явились. От ФИО9, действующей за себя и от имени ФИО7, ФИО6 по доверенностям, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. ФИО8 также направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявления территориально-соседской общины малочисленных народов «Тигр» и Суанка К.А. об оспаривании решений органа местного самоуправления удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Пожарского муниципального района, включенного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в установленном законом порядке учреждена территориально-соседская община малочисленных народов «Тигр» (далее - община).

Уставом данной некоммерческой организации предусмотрено, что основной целью ее деятельности являются защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, деятельности, рационального природопользования, обеспечение традиционного уклада жизни, культуры и языка, а также сохранение территории расселения и среды обитания местного населения, как главного условия выживания и развития коренных малочисленных народов Севера, содействие созданию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития коренных малочисленных народов, реализация и защита их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод.

Основными видами хозяйственной деятельности для общины, согласно Устава, являются охота и разведение диких животных, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, собирательство, заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений, разведение зверей, промысловая охота, заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, строительство национальных жилищ и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ между общиной и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира <адрес> был заключен договор № о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - договор от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с п.1 указанного договора общине в Пожарском муниципальном районе сроком на 10 лет предоставлена территория и акватория, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, площадью 1 352 100 га.

Приложением № к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (далее - лицензия), выданной общине, определены границы территории и акватории.

Постановлениями администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, 65, 68, 69 гражданам ФИО8, ФИО7, ФИО9 и ФИО6 в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение которых установлено относительно ориентира - жилого дома, находящегося за пределами земельных участков, по адресу: <адрес>.

Полагая, что предоставленные гражданам в аренду земельные участки расположены на территории, на которой проживают коренные малочисленные народы Дальнего Востока - удэгейцы и нанайцы, тем самым земельные участки изъяты из сферы использования их представителями малочисленных народов Дальнего Востока, территориально-соседская община малочисленных народов <данные изъяты> и Суанка К.А. обратились в суд с заявлениями об оспаривании решений органа местного самоуправления о предоставлении указанных участков.

Из анализа оспариваемых постановлений администрации Пожарского муниципального района, договора от 17.11.2008 г. № и приложения № к лицензии с описанием границ предоставленной общине территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, напрямую не следует, что земельные участки, предоставленные оспариваемыми решениями, входят в территорию, на которой проживают удэгейцы и нанайцы и которая определена для реализации уставных видов деятельности общины, ввиду специфического описания территории.

Согласно ответа государственного инспектора по использованию и охране земель Пожарского района Управления Росреестра по Приморскому краю на запрос суда земельные участки, предоставленные гражданам в аренду для ведения личного подсобного хозяйства согласно постановлений администрации Пожарского муниципального района от 18.02.2010 г. №, №, №, №, были сформированы из государственного земельного запаса <данные изъяты>, при проведении кадастровых работ их границы установлены геодезическим способом и внесены в государственный кадастр недвижимости. Учитывая, что указанные участки не включены в границы охотничьих угодий, администрация Пожарского муниципального района согласно ст.103 ЗК РФ перевела данные участки в земли сельскохозяйственного назначения и предоставила гражданам в аренду. Постановлением главы администрации Приморского края от 11.06.1992 г. № определена территория охотничьих угодий, общая площадь которых и составляет территорию традиционного природопользования малочисленных народов Пожарского района. Земельные участки, предоставленные гражданам ФИО8, ФИО6, ФИО9 и ФИО6, согласно карте лесоустройства находятся в квартале 508, который не входит в состав территории традиционного природопользования малочисленных народов.

Представитель заявителей Иванов А.В. полагает, что ответ госинспектора не соответствует действительности и земельные участки, предоставленные оспариваемыми решениями органа местного самоуправления, в состав территории традиционного природопользования малочисленных народов и в частности, в состав территории, предоставленной общине, входят, что и подтверждается постановлением главы администрации Приморского края от 11.06.1992 г. №.

Из приложения к указанному постановлению, в котором определена территория традиционного природопользования малочисленных народов Пожарского района Приморского края, следует, что в состав территории входят следующие кварталы Краснояровского, Охотничьего лесничеств Верхне-Перевальнинского лесхоза: 120-212, 224-250, 250а, 251-273, 275-325, 342-495, 512-523, 525-530, 237-543, 549-562, 569, 571-575, 632-634, 637-644, 647-653, 701-704, 706. Однако, при анализе номеров кварталов судом установлено, что при указании промежутка, обозначенного «237-543», расположенного в ряду между промежутками, обозначенными «525-530» и «549-562», допущена явная опечатка - вместо цифры «5» в номере квартала начала промежутка указана цифра «2», то есть вместо квартала «537» указан квартал «237». Таким образом, промежуток должен быть указан как «537-543». Это следует из указания кварталов в порядке возрастания и, кроме того, указание промежутка как «237-543» не логично, поскольку кварталы, входящие в данный промежуток, уже указаны в перечне кварталов, образующих указанную территорию (224-250, 250а, 251-273, 275-325, 342-495, 512-523, 525-530). Согласно ответа госинспектора земельные участки, предоставленные гражданам в аренду согласно оспариваемых постановлений администрации Пожарского муниципального района, расположены в квартале 508, следовательно, в состав территории традиционного природопользования малочисленных народов Пожарского района Приморского края не входят. Госинспектор со ссылкой на указанное постановление главы администрации Приморского края и картографический материал пришел к аналогичному выводу. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявлений территориально-соседской общины малочисленных народов <данные изъяты> и Суанка К.А. об оспаривании решений органа местного самоуправления у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Территориально-соседской общине малочисленных народов <данные изъяты> и Суанка ФИО11 в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подается через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 09.02.2011 года.

Судья: Воробьева Н.В.