Дело № 2-36/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт Лучегорск 19 января 2012 года Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Воробьевой Н.В., при секретаре Лазуренко И.А., с участием: помощника прокурора Пожарского района Вокиной Н.А., представителей заинтересованных лиц: администрации Лучегорского городского поселения - Седых В.В., муниципального комитета Лучегорского городского поселения - Бевза О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пожарского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия муниципального комитета Лучегорского городского поселения, администрации Лучегорского городского поселения незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пожарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Лучегорского городского поселения, в котором указал, что прокуратурой Пожарского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Лучегорского городского поселения нормативный правовой акт, устанавливающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не принимался. Между тем, не всеми собственниками жилых помещений в многоквартирных домах пгт Лучегорск приняты на общих собраниях решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Так, собственники помещений жилого дома <адрес> последний раз утверждали размер платы за содержание и ремонт общего имущества протоколом общего собрания собственников от 30.07.2008 г. В результате бездействия администрации Лучегорского городского поселения, выразившегося в непринятии муниципального нормативного правового акта об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в ряде многоквартирных домов, в том числе в <адрес>, размер платы в нарушение требований норм жилищного законодательства был в одностороннем порядке установлен организациями, с которыми собственники жилых помещений многоквартирного дома заключили договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества (при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками), либо управляющими компаниями. Указанное бездействие может причинить имущественный вред неопределенному кругу лиц. Устранение выявленных нарушений возможно посредством принятия органом местного самоуправления - администрацией Лучегорского городского поселения муниципального правового акта, предусмотренного ч.4 ст.158 ЖК РФ, об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения. Просит признать бездействие администрации Лучегорского городского поселения по непринятию муниципального нормативного правового акта об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения незаконным; обязать администрацию Лучегорского городского поселения в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению устранить выявленные нарушения, а именно разработать, принять и опубликовать в официальном средстве массовой информации муниципальный нормативный правовой акт об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Уточнив требования, просил признать бездействие муниципального комитета Лучегорского городского поселения, администрации Лучегорского городского поселения по неустановлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в домах пгт Лучегорск незаконным; обязать муниципальный комитет Лучегорского городского поселения, администрацию Лучегорского городского поселения принять меры по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах пгт Лучегорск и его установлению. Определением суда от 27.12.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен муниципальный комитет Лучегорского городского поселения. В судебном заседании помощник прокурора Пожарского района Вокина Н.А. на уточненных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно сославшись на норму ч.3 ст.156 ЖК РФ, в соответствии с которой органами местного самоуправления устанавливаются, в том числе, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Полагает, что к компетенции администрации Лучегорского городского поселения относится разработка Порядка, регламентирующего процедуру установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а к компетенции муниципального комитета Лучегорского городского поселения - утверждение этого Порядка и установление размера платы. Представитель администрации Лучегорского городского поселения Седых В.В., действующий на основании доверенности, против заявленных прокурором требований возражает. Суду пояснил, что в компетенцию администрации Лучегорского городского поселения установление платы за содержание и ремонт жилых помещений не входит, согласно Уставу Лучегорского городского поселения данный вопрос находится в компетенции муниципального комитета. Администрация обладает лишь правом правотворческой инициативы в соответствии со ст.46 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постановлением администрации Лучегорского городского поселения от 28.11.2011 г. № 243-п была создана комиссия по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения. На основании решения данной комиссии был разработан проект решения муниципального комитета Лучегорского городского поселения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Однако данный проект решения администрация намерена отозвать, поскольку считает, что принятие такого рода актов без обращений граждан и заинтересованных организаций по вопросу установления платы за содержание и ремонт жилого помещения к компетенции органов местного самоуправления не относится. Кроме того, полагает, что прокурором пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку о том, что в администрации Лучегорского городского поселения муниципальный правовой акт, устанавливающий размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, отсутствует, прокуратуре было известно еще в августе-сентябре 2011 года при проведении проверки. Помощник прокурора Пожарского района Вокина Н.А. считает довод о пропуске срока обращения в суд не состоятельным. Пояснила, что предметом проверки, проведенной прокуратурой Пожарского района в августе-сентябре 2011 года, выявление наличия либо отсутствия указанного выше нормативного правового акта, не являлось. О том, что данный акт отсутствует, прокуратуре стало известно в ходе проведения проверки соблюдения жилищного законодательства и законодательства об общих принципах местного самоуправления администрацией Лучегорского городского поселения, по результатам которой в адрес администрации Лучегорского городского поселения 07.11.2011 г. было внесено представление об устранении нарушений норм жилищного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Обратившись в суд с настоящими требованиями в пределах трехмесячного срока с момента внесения представления, прокурор Пожарского района действовал в рамках ГПК РФ. Представитель муниципального комитета Лучегорского городского поселения Бевза О.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласна по следующим основаниям. Поскольку размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в целях расчетов за соответствующие услуги, работы между собственниками помещений и организациями, управляющими многоквартирными домами, то соответствующие отношения являются двухсторонними, а, следовательно, обязанности по установлению платы возникают у одной стороны (управляющей организации, подрядных организаций) и у другой стороны (собственники помещений) договора. Так, при управлении многоквартирными домами управляющими организациями при непосредственном способе управления у собственников возникает обязанность установить перечень, объемы работ и размеры платы (п.35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, пп.1 п.2 ст.44 ЖК РФ, п.7 ст.156 ЖК РФ), у управляющей организации, подрядных организаций возникает обязанность подготовить предложение собственникам о перечне работ и размере платы для целей их утверждения на собрании собственников (п.7 ст.156 ЖК РФ, п.1 ст.164 ЖК РФ). Обязанность муниципального комитета по утверждению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по основаниям ч.4 ст.158 ЖК РФ возникает только в одном случае, когда управляющие организации, подрядные организации при непосредственном способе управления подготовили предложения по перечню, объемам работ, их сметной стоимости и провели предварительный расчет размера платы по домам на период, следующий за отчетным, а собственники собрались на собрание, но не приняли решение о размере платы, то есть когда обе стороны договора исполнили свои обязательства и собранием собственников были рассмотрены и утверждены перечень, объемы и график выполнения работ, но стороны не смогли прийти к решению, которое устроило бы каждую из сторон. Считает, что принятие нормативного правового акта об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений без соблюдения оснований, установленных ч.4 ст.158 ЖК РФ, а именно без обращения управляющей организации с предложениями о расчете такого размера платы по каждому многоквартирному дому соразмерно перечню и объемам работ, и без вынесения такого вопроса на собрание собственников, относится не только к превышению полномочий органа местного самоуправления и несоблюдению им норм жилищного законодательства, но и стимулирует бездействие организаций (в том числе ТСЖ), состоящих с собственниками в договорных отношениях и бездействие собственников по исполнению своих обязанностей, предусмотренных ЖК РФ. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядок проведения которого регламентируют ст.ст.45-48 ЖК РФ. Так же, как и ч.3 ст.156 (применительно к выбору способа управления многоквартирным домом), ч.4 ст.158 ЖК РФ относит к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае, если решение по данному вопросу не принято собственниками помещений. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в зависимости от способов управления многоквартирным домом указаны в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила). В соответствии с п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Пунктом 36 Правил предусмотрено, что в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В ходе проводимой прокуратурой Пожарского района проверки соблюдения администрацией Лучегорского городского поселения норм жилищного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления было установлено, что на территории Лучегорского городского поселения нормативный правовой акт, устанавливающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, отсутствует (л.д. 12, 13). Между тем, не всеми собственниками жилых помещений в многоквартирных домах пгт Лучегорск приняты на общих собраниях решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Так, собственники помещений жилого <адрес> раз общим собранием утверждали размер платы за содержание и ремонт общего имущества протоколом общего собрания от 30.07.2008 г. (л.д. 5, 6). В последующие годы изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме производилось в неустановленном законом порядке: путем внесения изменений в договор об оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества либо односторонним решением организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д.7-11). Также проверкой установлено, что непринятие муниципального нормативного правового акта об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения привело к тому, что в ряде многоквартирных домов, в том числе в <адрес>, размер платы был в одностороннем порядке установлен организациями, с которыми собственники жилых помещений многоквартирного дома заключили договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества (при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками), либо управляющими компаниями, что влечет нарушение прав и законных интересов собственников жилых помещений многоквартирных домов. Согласно пп.5 п.1 ст.4 Устава Лучегорского городского поселения к полномочиям органов местного самоуправления Лучегорского городского поселения относится, в том числе, рассмотрение и утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Установление ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и определение размеров платы, взимаемой с населения, относится в соответствии с пп.2 п.2 ст.20 Устава к компетенции муниципального комитета Лучегорского городского поселения. Поскольку судом установлено, что до настоящего времени размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае, если решение по данному вопросу не принято собственниками помещений многоквартирных домов, в Лучегорском городском поселении не установлен, то доводы прокурора Пожарского района о допущенном бездействии по установлению размера платы суд считает обоснованными. Принимая во внимание, что согласно Устава Лучегорского городского поселения данный вопрос относится к компетенции муниципального комитета, суд полагает, что указанное бездействие допущено данным органом местного самоуправления и обязанность по принятию мер по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах пгт Лучегорск в случае, если размер платы не установлен собственниками помещений данных домов, следует возложить на муниципальный комитет Лучегорского городского поселения. Оснований для возложения данной обязанности на администрацию Лучегорского городского поселения суд не усматривает. При определении срока, в течение которого муниципальный комитет Лучегорского городского поселения обязан исполнить возложенную на него судом обязанность, суд принимает во внимание положения Устава Лучегорского городского поселения, регламентирующие порядок принятия муниципальных правовых актов, мнение участников процесса, и считает достаточным трехмесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Довод представителей заинтересованных лиц о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае, если собственники помещений в указанном доме на их общем собрании не приняли решение по данному вопросу, органами местного самоуправления без обращения к ним граждан и заинтересованных организаций установлен быть не может, суд считает не состоятельным, как не основанный на нормах закона. При проверке сроков обращения заявителя в суд установлено, что прокурор Пожарского района с настоящими требованиями обратился в суд в пределах предусмотренного ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока. Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Поскольку отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы, было установлено в ходе проведенной прокуратурой Пожарского района проверки, по результатам которой в адрес администрации Лучегорского городского поселения было внесено представление об устранении нарушений от 07.11.2011 г. (в котором, в том числе, указывалось на отсутствие вышеупомянутого акта), то обратившись с настоящим заявлением в суд 22.12.2011 г., прокурор Пожарского района срок обращения в суд не нарушил. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие муниципального комитета Лучегорского городского поселения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах пгт Лучегорск. Обязать муниципальный комитет Лучегорского городского поселения в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме пгт Лучегорск, не принявших на их общем собрании решение об установлении такого размера. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 24.01.2012 года. Судья: Воробьева Н.В.