Дело № 2-282/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино 4 октября 2011 года
Воронежская область
Поворинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Г. П..,
при секретаре Кистановой С. А.,
с участием истца Хамзиной Н.С. и ее представителя – адвоката Кулясова Н.Г.,
представителей ответчика – администрации Рождественского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области Селихова Ю.В., администрации Поворинского муниципального района – Ружейниковой Е.В.,
третьего лица – органа опеки и попечительства отдела по образованию молодежной политике администрации Поворинского муниципального района Воронежской области Полушкиной А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Хамзиной Натальи Сергеевны к администрации Рождественского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области об обязании предоставить жилую площадь,
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2002 года на основании решения Хокима (мера) Хамзинского района г. Ташкента заявительнице Хамзиной Н.С. назначен опекун Котенко Е.В. (л.д. 14), так как ее мать умерла (л.д. 12), а отца не было. В 2006 году заявительница выехала за пределы Узбекистана на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и стала проживать в доме <адрес>. В 2007 году она поступила учиться в ПУ № 41 в г. Поворино, а в 2008 год перевелась в ПЛ № 4 г. Воронежа, проживала по месту учебы и была там временно зарегистрирована в общежитии (л.д.10). В июне 2011 года заявительница окончила учебное заведение и вернулась в с. Рождественское (л.д. 9). С 30 июня 2011 года Хамзина Н.С. по договору коммерческого найма снимает временное жилье (л.д. 16-17).
27 ноября 2008 года Хамзина Н.С. ошибочно по заявлению производственного лицея №4 поставлена на учет в Рождественском сельском поселении Поворинского муниципального района Воронежской области на получение жилья, как оставшаяся без попечения родителей (л.д. 7, 94). По окончании учебного заведения в целях реализации своих прав на получение жилья, заявительница обратилась в администрацию Рождественского сельского поселения, но получила отказ, на том основании, что жилой фонд на балансе муниципального образования не значится, в связи с чем обеспечить ее жильем не представляется возможным (л.д. 8).
Данное обстоятельство явилось причиной обращения Хамзиной Н.С. в Поворинский районный суд Воронежской области с иском к администрации Рождественского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области об обязании предоставить ей жилую площадь.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Поворинского муниципального района Воронежской области, Правительство Воронежской области, Департамент труда и социального развития Воронежской области.
В судебном заседании Хамзина Н.Н. и ее представитель – адвокат Кулясов Н. Г. поддержали исковое заявление по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика – глава администрации Рождественского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области Селихов Ю.В. против иска возражает, суду пояснил, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ детям оставшимся без попечения родителей жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в связи с чем ей было рекомендовано обратиться в филиал ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области» Поворинского района Воронежской области и в орган опеки и попечительства в Поворинском муниципальном районе Воронежской области (л.д. 8).
Представитель Поворинского муниципального района Воронежской области Ружейникова Е.В. против исковых требований Хамзиной Н.С. возражает в судебном заседании пояснила, что гарантии прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей в Воронежской области на получение жилья устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и является расходным обязательством субъекта РФ.
Представитель Департамент труда и социального развития Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем заявлении, направленном в адрес суда пояснил, что с 1 января 2008 года Департаментом труда и социального развития Воронежской области осуществляется постановка на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для последующего предоставления им жилых помещений. Однако не считают себя надлежащими ответчиками по данному делу, так как Хамзина Н.С. с соответствующим заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в департамент не обращалась, отказ в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма из жилого фонда социального использования Воронежской области не получала (л.д.65).
Допрошенная в судебном заседании 7 сентября 2011 года в качестве свидетеля Котенко Е.В. показала, что Хамзина Н.С. проживала с матерью в Узбекистане. Когда заявительнице исполнилось 8 лет, ее мать умерла, отца у нее было. Ее отчим часто злоупотреблял спиртными напитками, и девочка фактически оказалась беспризорным ребенком. В 2002 году Котенко Е.В. назначена опекуном заявительницы. В 2006 году опекун – Котенко Е.В. и Хамзина Н.С. переехали на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и с согласия владельца дома Котенко. А.А. заявительница была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанное домовладение в настоящее время принадлежит свидетелю – Е. В. Котенко. В настоящее время у Хамзиной Н. С. с бывшим опекуном –сложились неприязненные отношения.
Представитель третьего лица – отдела по образованию и молодежной политике администрации Поворинского муниципального района Воронежской области Полушкина А.И. в своем заключении считает возможным удовлетворить данный иск (л.д. 87).
Выслушав стороны, свидетеля, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.
На основании ст. 27 Конвенции о правах ребёнка - государство оказывает материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения детей жильем.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в Российской Федерации». В соответствии с ч. 7 ст. 6 названного закона, положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Закон Воронежской области от 13 июля 2009 года № 104-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями Воронежской области по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» содержит перечень органов местного самоуправления, которые наделены данными полномочиями. Поворинский муниципальный район Воронежской области в установленном перечне не значится.
Законом Воронежской области от 9 октября 2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Воронежской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Департаментом труда и социального развития Воронежской области с 1 января 2008 года осуществляется постановка на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, для предоставления жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда социального использования Воронежской области.
Статьей 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по заявительному принципу. Аналогичная норма содержится и в статье 5 Закона Воронежской области от 9 октября 2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
Из материалов дела следует, что Хамзина Н.С. в Департамент труда и социального развития Воронежской области с соответствующим заявлением о постановке ее на учет для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда социального использования Воронежской области не обращалась. Не отрицает этого и сама заявительница.
Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся на территории Воронежской области не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть возложена на администрацию Рождественского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Хамзиной Наталье Сергеевне в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.П. ВОРОНОВА