Дело № 2-558/2010год. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Поспелиха. 12 октября 2010 года. Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Негатиной М.М., при секретаре Палочкиной Е.И., с участием помощника прокурора Поспелихинского района Алтайского края Чигарева С.А., представителя третьего лица на стороне истца – Государственной инспекции территориального отдела № 4 государственного пожарного надзора по Поспелихинскому и Новичихинским районам Шермякова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Теремок» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Поспелихинского района обратился в суд с иском к ответчику указывая, что в связи с не спадающей напряженностью в Северокавказском регионе, а также в связи с пожаром в одном из развлекательных центров Пермского края, повлекшим гибель людей, проблемы антитеррористической защищенности приобретают особую актуальность, что свидетельствует о необходимости принятии дополнительных мер по усилению безопасности особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения и объектов с массовыми пребыванием людей. Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» (далее – Закона) противодействие терроризму в РФ базируется на основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. В п.4 ст.3 Закона определено понятие противодействия терроризму. Это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Противодействие охватывает не только деятельность специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма. Обеспечение надлежащей защищенности образовательных учреждений является одним из основных методов и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму. Пожарная безопасность – это состояние защищенности жизни, здоровья и имущества физических или юридических лиц от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативными правовыми актами. В ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов установлены нарушения в МДОУ «Детский сад «Теремок». Согласно Уставу МДОУ «Детский сад «Теремок» создан постановлением Администрации Поспелихинского района, учредителем МДОУ «Детский сад «Теремок» является комитет по образованию администрации Поспелихинского района. МДОУ «Детский сад «Теремок» является юридическим лицом, имеет право представлять учреждение в государственных органах от своего имени без доверенности. В силу п. 1.6 Устава МДОУ «Детский сад «Теремок» осуществляет деятельность, направленную на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством. Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Между тем согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статья 25 названного закона определяет, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11.07.2004, установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с пунктом 4 названных норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума, непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. В результате отсутствия специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ «Детский сад «Теремок», создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МДОУ «Детский сад «Теремок». Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела отсутствует. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В силу статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд. На основании изложенного прокурор просит суд возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора и в соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных действий до 01 ноября 2010 года. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Представитель ответчика – МДОУ «Детский сад «Теремок» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска понятны. Представитель третьего лица на стороне истца – Государственной инспекции территориального отдела № 4 государственного пожарного надзора по Поспелихинскому и Новичихинским районам Шермяков С.В. требования прокурора считает обоснованными. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ. Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Установлено, что в МДОУ «Детский сад «Теремок» не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов, поскольку отсутствует специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора. Отсутствие указанной программы представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него статьей 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности и в сфере антитеррористической защищенности, что способствует созданию условий, при которых возникает угроза безопасности, жизни, здоровью воспитанников, педагогов и работников учреждения в случае возникновения пожара. Суд считает, что принятие судом признания иска прокурора представителем ответчика – МДОУ «Детский сад «Теремок» не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Суд принимает признание иска представителем ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ст.173, ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Поспелихинского района удовлетворить. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. Установить срок для совершения вышеуказанных действий до 01 ноября 2010 года. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение 10 суток. Судья М.М. Негатина.