Решение о возложении обязанности



Дело № 2-561/2010год.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Поспелиха. 12 октября 2010 года.

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Негатиной М.М., при секретаре Палочкиной Е.И., с участием помощника прокурора Поспелихинского района Алтайского края Чигарева С.А., представителя третьего лица на стороне истца – Государственной инспекции территориального отдела государственного пожарного надзора по Поспелихинскому и Новичихинским районам Шермякова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №2 «Родничок» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Поспелихинского района обратился в суд с иском к ответчику указывая, что в связи с не спадающей напряженностью в Северокавказском регионе, а также в связи с пожаром в одном из развлекательных центров Пермского края, повлекшим гибель людей, проблемы антитеррористической защищенности приобретают особую актуальность, что свидетельствует о необходимости принятии дополнительных мер по усилению безопасности особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения и объектов с массовыми пребыванием людей.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» (далее – Закона) противодействие терроризму в РФ базируется на основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В п.4 ст.3 Закона определено понятие противодействия терроризму. Это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Противодействие охватывает не только деятельность специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма.

Обеспечение надлежащей защищенности образовательных учреждений является одним из основных методов и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму.

Пожарная безопасность – это состояние защищенности жизни, здоровья и имущества физических или юридических лиц от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативными правовыми актами.

В ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов установлены нарушения в МДОУ «Детский сад №2 «Родничок».

Согласно Уставу МДОУ «Детский сад №2 «Родничок» создан постановлением Администрации Поспелихинского района, учредителем МДОУ «Детский сад №2 «Родничок» является комитет по образованию администрации Поспелихинского района.

МДОУ «Детский сад №2 «Родничок» является юридическим лицом, имеет право представлять учреждение в государственных органах от своего имени без доверенности.

В силу п. 1.6 Устава МДОУ «Детский сад №2 «Родничок» осуществляет деятельность, направленную на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.

Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Между тем согласно ст. 3 Федерального закона от № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 названного закона определяет, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от , установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России от утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 4 названных норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума, непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

В результате отсутствия специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ «Детский сад № 2 «Родничок», создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МДОУ «Детский сад № 2 «Родничок». Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела отсутствует.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В силу статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ от № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от , обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.

На основании изложенного прокурор просит суд возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Родничок» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора и в соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных действий до .

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика – МДОУ «Детский сад № 2 «Родничок» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска понятны.

Представитель третьего лица на стороне истца – Государственной инспекции территориального отдела государственного пожарного надзора по Поспелихинскому и Новичихинским районам Шермяков С.В. требования прокурора считает обоснованными.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Установлено, что в МДОУ «Детский сад № 2 «Родничок» не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов, поскольку отсутствует специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора. Отсутствие указанной программы представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него статьей 25 Федерального закона № 69-ФЗ от № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности и в сфере антитеррористической защищенности, что способствует созданию условий, при которых возникает угроза безопасности, жизни, здоровью воспитанников, педагогов и работников учреждения в случае возникновения пожара.

Суд считает, что принятие судом признания иска прокурора представителем ответчика – МДОУ «Детский сад № 2 «Родничок» не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Суд принимает признание иска представителем ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ст.173, ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Поспелихинского района удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Родничок» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора.

Установить срок для совершения вышеуказанных действий до .

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение 10 суток.

Судья М.М. Негатина.