Решение об оспаривании действий прокурора Поспелихинского района



Дело №2-704/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2010 года с.Поспелиха

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В., при секретаре Логиновой О.Н., с участием представителя заявителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» («МРСК Сибири») в лице филиала «Алтайэнерго» Савинкова А.Ю., старшего помощника прокурора Поспелихинского района Баумтрог Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» о признании действий прокуратуры Поспелихинского района по внесению представления незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» обратилось в суд с заявлением о признании действий прокуратуры Поспелихинского района незаконными, указав, что прокуратурой Поспелихинского района проведена проверка исполнения учреждениями и организациями законодательства о противодействии терроризму, в результате которой 03 августа 2010 года в адрес начальника Поспелихинских РЭС - структурного подразделения филиала «Алтайэнерго» - внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.

В представлении указано на отсутствие на объекте пожарной сигнализации и квалифицированной охраны.

Заявитель считает, что требования прокуратуры, изложенные в представлении, незаконны и необоснованны.

Так, представление внесено лицу, не имеющему полномочий на устранение перечисленных нарушений законодательства. Представление не содержит ссылки на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены. Не указано, какие объекты электроэнергетики Поспелихинских РЭС должны быть оборудованы пожарной сигнализацией и обеспечены охраной.

Заявитель, ссылаясь на приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), на приказ Минпромэнерго России от 04 мая 2007 года №150, утвердивший «Рекомендации по антитеррористической защищенности объектов промышленности и энергетики РФ», считает, что объекты Поспелихинских РЭС не требуют обеспечения автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а также обеспечения охраной.

Заявитель считает, что представлением прокурора на Поспелихинские РЭС незаконно возложена обязанность, чем нарушены права и интересы заявителя.

Заявитель просит признать действия прокуратуры Поспелихинского района по внесению представления №02-50-10 от 03 августа 2010 года незаконными, приостановить действие оспариваемого представления до момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» («МРСК Сибири») в лице филиала «Алтайэнерго» Савинков А.Ю. требования полностью поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того указал, что в судебном заседании прокурор не доказал обоснованность и законность внесенного представления.

Старший помощник прокурора Поспелихинского района Баумтрог Ю.Е. в судебном заседании требования заявителя не признала, считает их необоснованными. Пояснила, что в связи с поручением Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка обеспечения безопасности антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения на территории Поспелихинского района Алтайского края. В ходе проверки с привлечением сотрудников ОВО ОВД по Поспелихинскому району установлено отсутствие на подстанции №23 Поспелихинских РЭС ОАО «МРСК Сибири» пожарной сигнализации и квалифицированной охраны объекта. В связи с этим 03 августа 2010 года начальнику Поспелихинских РЭС внесено представление с предложением в месячный срок принять исчерпывающие меры для устранения нарушения законодательства о противодействии терроризму, лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к дисциплинарной ответственности. 19 августа 2010 года от начальника Поспелихинских РЭС прокурору Поспелихинского района поступила информация о том, что внесенное представление с актом проверки антитеррористической защищенности ПС №23 направлены начальнику Департамента безопасности и специальной работы филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», и о том, что денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства, указанных в представлении прокурора, отсутствуют. Прокурор считает, что начальник Поспелихинских РЭС в силу полномочий, предоставленных ему Положением о районе электрических сетей филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Алтайэнерго» принял исчерпывающие меры по устранению нарушений законодательства, указанных в представлении прокурора. Поскольку представление прокурора исполнено, то основания для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.17.7 КоАП РФ, отсутствовали. Интересы и права ОАО «МРСК Сибири», его филиала «Алтайэнерго», а также Поспелихинских РЭС в данном случае представлением прокурора не нарушены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в связи с поручением Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой Поспелихинского района проведена оперативная проверка обеспечения безопасности антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения на территории Поспелихинского района Алтайского края.

Из сведений, представленных ОВО при ОВД по Поспелихинскому району 03 августа 2010 года, и из акта комиссионной проверки антитеррористической защищенности ПС №23 Поспелихинская от 03 августа 2010 года следует, что на территории Поспелихинского района по адресу <адрес> расположен объект энергоснабжения – подстанция РЭС №23, на котором отсутствует пожарная сигнализация и квалифицированная охрана.

03 августа 2010 года прокурор Поспелихинского района, основываясь на принципах противодействия терроризму, изложенных в ФЗ «О противодействии терроризму», с учетом анализа сложившейся ситуации по антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения, внес представление в адрес начальника Поспелихинских РЭС филиала «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» с предложением принять исчерпывающие меры для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму и привлечь лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности.

19 августа 2010 года от начальника Поспелихинских РЭС прокурору Поспелихинского района поступила информация о том, что внесенное представление с актом проверки антитеррористической защищенности ПС №23 направлены начальнику Департамента безопасности и специальной работы филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», и о том, что денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства, указанных в представлении прокурора, отсутствуют.

В соответствии с п.1.1 Положения о районе электрических сетей филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Алтайэнерго» район электрических сетей (РЭС) является структурным подразделением филиала и начальник РЭС подчиняется непосредственно заместителю генерального директора – директору филиала.

В силу п.4.13 указанного Положения структурное подразделение – РЭС – выполняет необходимые мероприятия по ГО и ЧС, мобилизационной работе и обеспечению требований безопасности и режима.

Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Представление прокурора является одной из форм прокурорского надзора.

Статьей 24 названного закона предусмотрено, что в случае нарушения действующего законодательства прокурор или его заместитель вносит представление органу или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Федеральным законом от 6 марта 2006года №35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах, в том числе и обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Анализ нормативных актов, составляющих правовую основу противодействия терроризму, в том числе названного закона, а также Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009года, Постановления Правительства РФ от 4 мая 2008года №333"О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", позволяет сделать вывод о том, что противодействие терроризму охватывает не только деятельность специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма.

Таким образом, обеспечение надлежащей защищенности объектов энергоснабжения является одним из основных методов и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму.

Закон РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 года определил, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Статьей 4 указанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечении безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст.8 данного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Одним из таких законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, на основании Конституции РФ (пп.«е»,«ж» ч.1 ст.114) и Постановления Верховного Совета РФ от 11 марта 1992 года №2488-1 (п.4) является Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень).

Согласно п.21 Перечня государственной охране подлежат объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, к числу которых в силу требований данной нормы законодательства относится подстанции №23 Поспелихинская Поспелихинских РЭС ОАО «МРСК Сибири», расположенная на территории Поспелихинского района по адресу <адрес>

Включение указанных объектов в Перечень согласуется и со ст.3 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике», предусматривающей, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Значимость электроэнергетики и обуславливает необходимость установления государственной охраны ее объектов.

Более того, данные объекты, согласно п.3.1 Руководящего документа МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" (утв. МВД РФ 6 ноября 2002г.), являются особо важными, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества. Поэтому названным РД 78.36.003-2002 определена совокупность мероприятий, направленных на усилие конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам, а также порядок и способы оснащения объектов элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны с целью противодействия преступным посягательствам на них.

Из документов, представленных прокурором Поспелихинского района, следует, что подстанция РЭС №23 неоднократно подвергалась проверкам по вопросам антитеррористической защищенности со стороны органов, осуществляющих контроль – отделения ТО ГПН №4 МЧС РФ (акт №63 от 14 апреля 2009 года), ОВО ОВД по Поспелихинскому району (акт от 02 апреля 2010 года). В результате проводимых проверок устанавливались нарушения требований пожарной безопасности и защищенности: отсутствие автоматической пожарной сигнализации и квалифицированной охраны. Руководству Поспелихинских РЭС предписывалось все помещения объектов Поспелихинских РЭС заблокировать автоматической пожарной сигнализацией (предписание №63/49/1 от 14 апреля 2009 года ТО ГПН №4), предлагалось установить пожарную сигнализацию и квалифицированную охрану (акт проверки антитеррористической защищенности от 02 апреля 2010 года).

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Как следует из текста представления прокурора Поспелихинского района, внесенного начальнику Поспелихинских РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», начальнику Поспелихинских РЭС предложено принять исчерпывающие меры для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму. Какая-либо обязанность на начальника Поспелихинских РЭС не возлагалась. Требования о привлечении конкретных лиц к дисциплинарной ответственности не предъявлялись. Представление не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для организации.

Из смысла ответа на представление, направленного прокурору Поспелихинского района в течение срока, установленного ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», следует, что начальник Поспелихинских РЭС в пределах предоставленных ему полномочий принял исчерпывающие меры, а именно установил факт отсутствия финансовых возможностей установления пожарной сигнализации и квалифицированной охраны, о чем сообщил прокурору Поспелихинского района.

Дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.17.7 КоАП РФ, прокурором Поспелихинского района не возбуждалось в виду исполнения представления и отсутствия для этого оснований.

Доводы представителя заявителя о том, что представление внесено лицу, не имеющему полномочий на устранение перечисленных нарушений законодательства, не содержит ссылки на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены, указания на конкретный объект электроэнергетики Поспелихинских РЭС, который должен быть оборудован пожарной сигнализацией и обеспечен охраной, а также о том, что объекты Поспелихинских РЭС не требуют обеспечения автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией и обеспечения охраной, суд находит несостоятельными.

При таких обстоятельствах суд считает, что представлением прокурора Поспелихинского района права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению заявителем прав и свобод не созданы, на заявителя незаконно какая-либо обязанность не возлагалась, заявитель к какому-либо виду ответственности не привлечен.

Правовые основания для признания представления прокурора Поспелихинского района №02-50-10 от 03 августа 2010 года недействительным, действий прокурора незаконными и нарушающими права и интересы заявителя отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» («МРСК Сибири») в лице филиала «Алтайэнерго» о признании действий прокуратуры Поспелихинского района Алтайского края по вынесению представления №02-50-10 от 03 августа 2010 года незаконными, о приостановлении действия оспариваемого представления до момента вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Поспелихинский районный суд в течение 10 суток с момента его составления в окончательной форме.

Судья Н.В.Антонова

Мотивированное решение составлено 24 ноября 2010 года.