Решение о признании незаконным бездействия администрации ОАО `ОПХ Алтайская МИС`



Дело № 2-195/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2011 года с. Поспелиха

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Заплатова Д.С.,

при секретаре Шимановской С.В.,

с участием прокурора Поспелихинского района Косарева Р.А.,

представителей ответчика Кочетовой Н.Ф. и Завгородней М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поспелихинского района в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «ОПХ Алтайская МИС» о признании незаконным бездействия администрации Открытого акционерного общества «ОПХ Алтайская МИС»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Поспелихинского района обратился в суд с иском к ответчику, указав, что согласно Уставу Открытое акционерное общество «ОПХ Алтайская МИС» (далее – ОАО «ОПХ Алтайская МИС») осуществляет следующие виды деятельности: производство, переработка, хранение и реализация продукции растениеводства и животноводства; производство и реализация сортовых семян зерновых и крупяных культур; опытническая работа по разработке, развитию и совершенствованию эффективных технологий производства сельскохозяйственной продукции; автотранспортные услуги, перевозка пассажиров и т.д.

Численность работников ОАО «ОПХ Алтайская МИС» составляет 118 человек.

В нарушение статьи 7 и части 3 статьи 37 Конституции РФ, статьи 212 Трудового кодекса РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в ОАО «ОПХ Алтайская МИС» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, то есть работодатель не выполняет обязанность по обеспечению безопасных условий труда в организации.

На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО «ОПХ Алтайская МИС» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий охраны труда; обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В судебном заседании прокурор Поспелихинского района Косарев Р.А. исковые требования поддержал по указанным в нем основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Кочетова Н.Ф. исковые требования признала частично, пояснила, что 31 марта 2011 года заключен договор между ОАО «ОПХ Алтайская МИС» и ООО «АКЦОТ» на проведение работ по аттестации. Сроки проведения аттестации рабочих мест ни в предписании об устранении нарушений законодательства по охране труда №02-50-2010, ни в требовании о предоставлении документов по проведению аттестации рабочих мест, определены не были. С отдела по труду Администрации Поспелихинского района ни каких требований по проведению аттестации рабочих мест к ОАО «ОПХ Алтайская МИС» не предъявлялось.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняется государством.

Согласно частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 212 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствие с настоящим Приказом, используется в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

подготовки статистической отчетности об условиях труда;

последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах; формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение; составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда и т.д.

По результатам аттестации заполняются соответствующие ведомости рабочих мест, и оформляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Судом установлено, что ОАО «ОПХ Алтайская МИС» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, а также в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом РФ и гарантирует безопасные условия труда работникам.

По состоянию на 16 февраля 2011 года численность работников ОАО «ОПХ Алтайская МИС» составляла 118 человек.

В нарушение статьи 7, части 3 статьи 37 Конституции РФ, статьи 212 Трудового кодекса РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в ОАО «ОПХ Алтайская МИС» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, что подтверждается информацией администрации Поспелихинского района № 92 от 18 января 2011 года.

Из материалов дела следует, что 31 марта 2011 года ОАО «ОПХ Алтайская МИС» заключило договор с ООО <данные изъяты> на проведение исследовательских работ в целях аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «ОПХ Алтайская МИС», объем работ: 38 рабочих мест. Датой начала оказания услуг считается дата зачисления авансового платежа.

Кроме того, произведена калькуляция стоимости услуг с расшифровкой по видам работ, связанных с аттестацией рабочих мест ОАО «ОПХ Алтайская МИС».

Вместе с тем, суд считает, что выявленное нарушение действующего законодательства в полном объеме не устранено до настоящего времени, поскольку аттестация не проведена, то есть работодатель не выполнил обязанность, установленную законодательством РФ, по обеспечению безопасных условий труда в своей организации.

Бездействием ответчика нарушено конституционное право работников ОАО «ОПХ Алтайская МИС» на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании изложенного, исковые требования прокурора Поспелихинского района обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Поспелихинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «ОПХ Алтайская МИС» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий охраны труда.

Обязать Открытое акционерное общество «ОПХ Алтайская МИС» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Д.С. Заплатов