Дело №2-307/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2011 года с.Поспелиха
Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В., при секретаре Логиновой О.Н., с участием прокурора Баумтрог Ю.Е., представителя ответчика Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края Полетаевой В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поспелихинского района в интересах Васильевой Марии Андреевны к Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Васильевой Марии Андреевны к Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Свои требования обосновал тем, что проверкой соблюдения прав участников и ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жильем установлено, что Васильева М.А. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, имеющей право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Васильева М.А. проживает совместно сыном и его семьей в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>, кроме нее в нем проживают еще 4 человека.
Васильева М.А. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма.
Таким образом, Васильева М.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Реализуя свое право на обеспечение жилым помещением, Васильева М.А. 31 марта 2011 года обратилась в администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением главы Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета №107 от 14 апреля 2011 года Васильевой М.А. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для отказа в постановке на учет послужил договор купли-продажи от 24 июня 2008 года, согласно которому Васильева М.А. продала квартиру, принадлежащую ей на праве собственности, по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ и ст.6 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме установления факта купли-продажи квартиры при принятии решения о снятии с учета необходимо установить наличие в действиях лица при намеренном ухудшении им жилищных условий умысла на получение права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Данный умысел у Васильевой М.А. при продаже квартиры отсутствовал, о чем свидетельствует тот факт, что Васильева М.А. с 2008 года в ней не проживает, переехала жить к сыну, а заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся подано ей в 2011 году, то есть по истечение 3 лет с момента продажи квартиры. Договор купли-продажи жилья является подтверждением факта отчуждения Васильевой М.А. своей собственности и не может свидетельствовать о наличии у нее умысла состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Васильева М.А., заключая договор по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения, не преследовала цели намеренного ухудшения своих жилищных условий.
В судебном заседании прокурор исковые требования полностью поддержал по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание Васильева М.А. не явилась. О времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена. Обратилась в суд с заявлением о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края Полетаева В.Б. в судебном заседании исковые требования не признала. Свои возражения против иска мотивировала тем, что Васильева М.А. не подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав принадлежащую ей на праве собственности квартиру, которая соответствовала установленным нормам жилой площади и была благоустроенной.
Свидетели ФИО6 и ФИО7, сын и сноха Васильевой М.А., в судебном заседании показали, что Васильева М.А. является вдовой участника ВОВ. В июне 2008 года продала имевшуюся у нее в собственности квартиру и переехала для постоянного проживания к ним. Денежные средства, вырученные от продажи квартиры, потратила на санаторно-курортное лечение и на проживание. В настоящее время Васильева М.А. проживает в частном доме общей площадью 41 кв.м. Кроме нее в этом доме проживают еще 4 человека. Другого жилья Васильева М.А. в собственности не имеет. При продаже квартиры Васильевой М.А. не было известно о том, что у нее может появиться право на улучшение жилищных условий.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Васильева М.А. относится к категории лиц «вдовы умершего участника Великой Отечественной войны», имеющих право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением №218420 от 24 апреля 1996 года и справкой Военного комиссариата Поспелихинского района.
24 июня 2008 года согласно договору купли-продажи Васильева М.А. продала принадлежащую ей на праве собственности <адрес> общей площадью 29.1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
С 30 июня 2008 года Васильева М.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 41 кв.м, который находится в собственности ее сына ФИО6. В указанном доме кроме Васильевой М.А. проживают еще 4 человека. Эти факты подтверждаются договором купли-продажи от 01 августа 1995 года, выпиской из домовой книги.
31 марта 2011 года Васильева М.А. обратилась к главе Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением главы Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 14 апреля 2011 года Васильевой М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием для отказа послужило то, что Васильева М.А. 24 июня 2008 года продала принадлежащую ей на праве собственности <адрес> общей площадью 29.1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Васильева М.А. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма, что подтверждается информацией Поспелихинского участка Рубцовского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю.
Согласно п.4.2 Положения «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма на территории Поспелихинского Центрального сельсовета» учетная норма жилого помещения установлена в размере 16.5 кв.м общей площади на одного человека.
Суд приходит к выводу о том, что Васильева М.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом 3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах" установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.1 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ и ст. 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
До принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.
Васильева М.А. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., продала квартиру 24 июня 2008 года.
О том, что в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" у нее возникнет право на улучшение жилищных условий, Васильева М.А. не могла предполагать.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст.53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях Васильевой М.А. по ухудшению своих жилищных условий.
Администрация Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края при вынесении постановления №107 от 14 апреля 2011 года действовала в пределах своих полномочий, предоставленных ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах", Законом алтайского края №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (в ред.Закона от 01 октября 2009 №73-ЗС), но нарушила требования жилищного законодательства.
Суд признает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, признает указанное постановление незаконным, обязывает Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края признать Васильеву М.А. нуждающейся в жилом помещении и принять Васильеву М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Поспелихинского района удовлетворить.
Признать Васильеву Марию Андреевну нуждающейся в жилом помещении, постановление главы Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края №107 от 14 апреля 2011 года об отказе в постановке на учет Васильевой М.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении признать незаконным. Обязать Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края принять Васильеву Марию Андреевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Поспелихинский районный суд Алтайского края в течение 10 суток с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04 июля 2011 года.
Судья Н.В.Антонова