2-418/2011 Решение о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-418/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года с. Поспелиха

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Ершовой И. В., при секретаре Чепуриной О. Н., с участием истца Захарченко А. Г., ее представителя Гикал Л. Н., представителя ответчика Полищук Ю. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Захарченко Анастасии Гавриловны к Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Захарченко А. Г. обратилась в суд с иском, указав, что является вдовой <данные изъяты> Великой Отечественной войны Г.Г.Н.. 10 июня 2011 года она подала заявление в Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. 15 июня 2011 года получила постановление № 286 от 15 июня 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что в 2009 году она произвела отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, умышленно ухудшив свои жилищные условия.

С данным решением Администрации сельсовета истец не согласна, считает его вынесенным с нарушением норм ЖК РФ, Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах».

Так, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», п. 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 мерой социальной поддержки является обеспечение жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, некоторых категорий граждан, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

До весны 2009 года истец проживала в <адрес>, квартира была передана в собственной ей и мужу в 1992 году. В 2009 году в связи с престарелым возрастом, ухудшением здоровья, она поняла, что не сможет одна перезимовать, так как не могла самостоятельно топить печь, носить воду, поэтому приняла вынужденное решение переехать жить к сыну в <адрес>. Свою квартиру она хотела оставить за собой, чтобы весной возвращаться в село и жить до осени, но сделать это было нереально, так как в зимний период квартиру необходимо было отапливать, охранять, она решила продать ее. Летом 2011 года она узнала, что как вдова участника Великой Отечественной войны может получить от государства жилое помещение и дожить свою жизнь в хороших условиях, и сразу же обратилась в Администрацию села с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, поскольку своего жилья не имеет. Никаких намеренных действий с целью получить квартиру от государства, она не производила. В 2009 году ей не было известно, что она может иметь право на получение от государства субсидии на покупку жилья.

Истец считает, что при рассмотрении ее заявления жилищной комиссией не выяснены все обстоятельства, при которых она перешла жить к сыну. В настоящее время она проживает в семье сына в доме, общей площадью 53,8 кв. м., общее количество членов семьи 4 человека, на каждого приходится 13, 45 кв. м., что менее учетной нормы, которая для с. Поспелиха установлена в 16,5 кв. м..

На основании изложенного Захарченко А. Г. просила признать незаконным постановление Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края № 286 от 15 июня 2011 года в части отказа в постановке ее на учет как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета поставить ее на учет, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Захарченко А. Г., представитель истца Гикал Л. Н. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края Полищук Ю. Н. исковые требования не признал, считает отказ в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованным, поскольку она намеренно ухудшила свои жилищные условия, имея в собственности жилье продала его, и в течения пяти лет не может быть принята на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Свидетель Г.Н.Г – сын Захарченко А. Г. в судебном заседании показал, что до 2009 году Захарченко А. Г. проживала одна в квартире по <адрес>. Весной 2009 года он забрал ее к себе в <адрес>, так как она в силу престарелого возраста не могла проживать одна в неблагоустроенном жилье, не могла топить печь, носить воду для питья. Квартиру, чтобы она не разрушилась и не разграбили, продали за <данные изъяты>. Но на указанную сумму другого подходящего жилья в <адрес> купить не смогли. О праве матери на обеспечение жильем узнали весной текущего года, сразу же обратились в администрацию села.

Свидетели Х.Н.Н. и С. Н. М. в судебном заседании показали, что проживали по- соседству с Захарченко А. Г. в <адрес>. В 2009 году ее забрал к себе сын, так как в силу возраста она не могла одна проживать в неблагоустроенном жилье. Поскольку за квартирой истца некому было следить, они ее продали.

Свидетель Ч.Н.А. в судебном заседании показала, что в 2009 году купила у Захарченко А. Г. квартиру по <адрес> за <данные изъяты>.

Выслушав истца, представителей истца и ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п. п. 2 п. 3, п. 3.1 ст. 23.2 указанного выше Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах».

Судом установлено, что Захарченко А. Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны Г.Г.Н., имеет права на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией удостоверения В № 629121 от 03 декабря 2010 года.

Судом также установлено, что Захарченко А. Г. в период до 2009 года являлась собственником и проживала в квартире, расположенной в <адрес>, общей площадью 40,1 кв. м..

12 ноября 2009 года между Захарченко А. Г. и А.Н.А., Ч.П.И., Ч.И.П., А.А.В. был заключен договор купли- продажи указанной квартиры, что подтверждается копией договора от 12 ноября 2009 года.

С момента продажи квартиры Захарченко А. Г. проживает в доме сына – Г.Н.Г, расположенного в <адрес>, в качестве члена его семьи.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ Захарченко А. Г. жилья в собственности не имеет, общая площадь указанного жилого помещения составляет 53,80 кв. м..

Согласно справке Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 10 июня 2011 года по указанному адресу прописаны и проживают Захарченко А. Г., Г.Н.Г, Гикал Л. Н., Г.М.Н..

Таким образом, общая площадь жилья на одного человека составляет 13, 45 кв. м., что менее учетной нормы, установленной Поспелихинским Центральным сельсоветом Поспелихинского района Алтайского края на своей территории в размере 16,5 кв. м. общей площади жилья на одного человека.

Из пояснений истца, ее представителя, допрошенных в судебном заседании свидетелей следует, что Захарченко А. Г. в силу возраста и состояния здоровья была вынуждена оставить свою квартиру в <адрес>, чтобы квартира не пришла в негодность и не была разграблена, истец и ее родственники также вынужденно приняли решение продать ее, однако на вырученные деньги приобрести более подходящее жилье не смогли.

Судом установлено, что 15 июня 2011 года Захарченко А. Г. обратилась в Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Постановлением Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края № 286 от 15 июня 2011 года Захарченко А. Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, принимая во внимание договор купли- продажи ранее принадлежащей Захарченко А. Г. квартиры, расположенной в <адрес>

Статья 51 ЖК РФ содержит закрытый перечень оснований, дающих право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Такими гражданами признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами их семей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Ст. 53 ЖК РФ предусматривает отказ в принятии на учет для улучшения жилищных условий в течение пяти лет гражданам, которые совершили действия, дающие им основания для признания их нуждающимися.

К действия, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится среди прочего отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Судом установлено, что до ноября 2009 года в собственности Захарченко А. Г. находилось жилое помещение, расположенное в <адрес>, которое она продала.

Вместе с тем, судом не установлено, что совершая отчуждение жилого помещения, истец преследовала цель искусственно ухудшить свои жилищные условия, чтобы впоследствии быть принятой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получить жилье за счет средств федерального бюджета. Доказательств обратного суду не представлено.

При принятии решения суд принимает во внимание, что ветераны Великой Отечественной войны имеют особый статус и заслуги перед Отечеством. В данном случае ветеран войны Г.Г.Н. умер, не получив при жизни заслуженное им благоустроенное жилье, после его смерти осталась вдова, которая в силу сложившихся обстоятельств в настоящее время собственного жилья не имеет.

Данные обстоятельства достоверно установлены в судебном заседании и не оспариваются ответчиком.

Конституцией Российской Федерации установлена обязанность государства гарантировать указанным лицам социальную защиту. Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, которым должны соблюдаться принципы стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости отказа государства от принятых публично- правовых обязательств. Предоставление мер социальной поддержки должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает отказ Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

На основании изложенного суд считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Захарченко Анастасии Гавриловны удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края № 286 от 15 июня 2011 года об отказе Захарченко Анастасии Гавриловне в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края устранить в полном объеме допущенные в отношении Захарченко Анастасии Гавриловны нарушения ее права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», приняв на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И. В. Ершова

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2011 года.