Дело № 2-475/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года с. Поспелиха Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Ершовой И. В., при секретаре Чепуриной О. Н., с участием истца Шестакова М. П., представителя третьего лица Администрации Красноярского сельсовета Поспелихинского района Каленниковой В. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шестакова Михаила Петровича к Администрации Поспелихинского района Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обеспечении жильем как участника действий подразделения особого риска, У С Т А Н О В И Л: Шестаков М. П. обратился в суд с иском, указав, что является ветераном подразделения особого риска, <данные изъяты> 13 января 2010 года он подал заявление в Администрацию Красноярского сельсовета Поспелихинского района о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Администрации Красноярского сельсовета Поспелихинского района № 21 от 30 апреля 2010 года он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Районной жилищной комиссией 01 декабря 2010 года ему отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, поскольку проживает в жилом помещении, общая площадь которого превышает учетную норму общей площади, учитываемую при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С данным решением Администрации района истец не согласен, считает его вынесенным с нарушением норм ЖК РФ, Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании изложенного Шестаков М. П. просил признать необоснованным отказ Администрации Поспелихинского района Алтайского края в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать Администрацию Поспелихинского района Алтайского края включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как участника действий подразделения особого риска. В судебном заседании Шестаков М. П. исковые требования уточнил, просил признать незаконным отказ Администрации района включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как участника действий подразделения особого риска, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязать Администрацию района включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как участника действий подразделения особого риска. Администрация Поспелихинского района Алтайского края надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного разбирательства, ее представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Представитель Администрации Красноярского сельсовета Поспелихинского района Каленникова В. В. в судебном заседании с заявлением Шестакова М. П. согласна, считает его обоснованным. 30 апреля 2010 года Шестаков М. П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет. Однако районная жилищная комиссия отказала во включение его в список лиц – участников подразделений особого риска, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Несмотря на указанное решение Шестаков М. П. с учета не снят, поскольку действительно, учитывая условия его проживания, состояние здоровья, нуждается в улучшении жилищных условий. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение, независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте, благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. Постановлением Верховного Совета РФ № 2123-1 от 27 декабря 1991 года указанная норма закона была распространена на граждан из подразделений особого риска, принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок. Судом установлено, что Шестаков М. П. является ветераном подразделений особого риска, имеет права на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанных в п.п. «б» п. 1 Постановления Верховного Совета РФ № 2123-1 от 27 декабря 1991 года, что подтверждается копией удостоверения ОРО № 014707, выданного 23 мая 1997 года. Согласно справке МСЭ от 04 сентября 2001 года Шестакову М. П. <данные изъяты> В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. Шестаков М. П. зарегистрирован и проживает в жилом доме, расположенном в <адрес> общей площадью 62,2 кв. м., принадлежащем ему и его супруге ФИО5 на праве общей совместной собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 05 августа 2009 года. 13 января 2010 года Шестаков М. П. обратился в Администрацию Красноярского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана подразделений особого риска. Постановлением Администрации Красноярского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края № 21 от 30 апреля 2010 года Шестаков М. П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в реестре № 1 от 30 апреля 2010 года. Районная жилищная комиссия, рассмотрев документы истца на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как лицо, принимавшее непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанное в п.п. «б» п. 1 Постановления Верховного Совета РФ № 2123-1 от 27 декабря 1991 года, приняла решение об отказе во включение Шестакова М. П. в состав участников подпрограммы, поскольку он проживает с супругой в жилом помещении, общей площадью 62,2 кв.м., является собственником указанного жилья, на каждого члена семьи приходится по 31,1 кв. м. общей площади жилья, что более предусмотренной учетной нормы общей площади жилья на одного человека. Администрации Красноярского сельсовета рекомендовано привести документы Шестакова М. П. в соответствие с действующим жилищным законодательством. Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований, дающих право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Такими гражданами признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами их семей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Решением Красноярского сельского Совета депутатов Поспелихинского района Алтайского края от 26 марта 2007 года № 8 «Об утверждении положения «О порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения была установлена в размере 7,5 кв. м. общей площади жилья на одного человека. Решением от 18 апреля 2011 года № 16 учетная норма площади жилого помещения увеличена с 7,5 кв. м. до 13 кв. м. общей площади жилья на одного человека. Шестаков М. П. имеет в пользовании 31,1 кв.м. общей площади жилья, что превышает указанную выше учетную нормы предоставления жилья на одного человека. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи собственника, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Учитывая, что проживающий совместно с истцом его внук, не признан в судебном порядке членом семьи собственника, применительно к условиям подпрограммы членом семьи Шестакова М. П. не является. Судом также установлено, что принадлежащей истцу дом является неблагоустроенным, отсутствует централизованное отопление, дом стоит на окраине села, в пойме реки Алей. Из представленных истцом медицинских документов следует, что Шестаков М. П. на <данные изъяты> которые не позволяют ему надлежащим образом содержать указанное жилое помещение, <данные изъяты>. Однако, учитывая отдаленность проживания, состояние дорог от райцентра до с. Красноярское, особенно в зимней период времени, отсутствие рейсовых автобусов, истец лишен возможности при необходимости получить квалифицированную медицинскую помощь. <данные изъяты> истец не может надлежащим образом содержать принадлежащее ему жилье, отапливать его в холодное время года. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина согласно ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, относятся право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, должны быть предусмотрены правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями. Положения п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01 января 2005 года, так и после этой даты. Учитывая особый правовой статус истца, как лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска при испытании ядерного оружия, <данные изъяты>, конкретные условия его проживания, состояние здоровья в настоящее время, его возраст, суд полагает, что Шестаков М. П. нуждается в благоустроенном жилом помещении, в связи с чем обоснованно признан администрацией сельсовета нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет. Суд также принимает во внимание, что Конституцией РФ установлена обязанность государства гарантировать указанным лицам социальную защиту. Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, которым должны соблюдаться принципы стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости отказа государства от принятых публично- правовых обязательств. Предоставление мер социальной поддержки должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Судом установлено, что Администрацией района при рассмотрении заявления Шестакова М. П. фактически доводы заявления, условия проживания, их соответствие установленным санитарным и техническим нормам с учетом возраста и состояния здоровья, основания для признания его нуждающимся в жилом помещении, не проверялись. Формально был просчитан размер общей площади жилья и отказано во включение в состав участников подпрограммы, как ветерана действий подразделений особого риска, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Суд считает данный отказ Администрации Поспелихинского района незаконным, действия ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушают права истца, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Верховного Совета РФ № 2123-1 от 27 декабря 1991 года. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Шестакова Михаила Петровича удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации Поспелихинского района Алтайского края во включении Шестакова Михаила Петровича, как участника действий подразделений особого риска, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Обязать Администрацию Поспелихинского района Алтайского края включить Шестакова Михаила Петровича, как участника действий подразделений особого риска, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья И. В. Ершова Мотивированное решение составлено 23 августа 2011 года.