Дело № 2-509/2011 год. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2011 год с.Поспелиха. с.Поспелиха Поспелихинский районный суд в составе: председательствующего судьи Заплатова Д.С., при секретаре Шимановской С.В., представителя истца Погребковой Т.П., представителя ответчика Рытова В.Н., представителей третьих лиц Ивановой Е.А., Бельковой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акименко Павла Ивановича к администрации Красноалтайского сельсовета Поспелихинского района о признании права на улучшение жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с названными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что является ветераном Великой Отечественной Войны. Имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Проживает в доме расположенном по адресу <адрес> совместно с супругой ФИО3 1 апреля 2010 года он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил поставить его на очередь, однако в удовлетворении этого заявления ему было отказано, поскольку имеющееся у истца жилье не признано в установленном порядке аварийным. Истец не согласившись с органом местного самоуправления, обратился с заявлением в Рубцовское КО Проектного института «Алтайкоммунпроект» с просьбой дать заключение по итогам обследования технического состояния своего жилого дома. Согласно заключению по итогам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома принадлежащего истцу от 26.05.2011г., дом находится в ветхом состоянии и является непригодным для проживания. Истец просил суд признать его жилой дом, расположенный по <адрес> непригодным для проживания, а так же признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, с участием представителя. Представитель истца, действующий на основании доверенности Погребукова Т.П., в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настояла по приведенным в исковом заявлении основаниям. Уточнила исковые требования, просила поставить Акименко П.И. с момента обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления – 1 апреля 2010 года. Представитель ответчика, глава Администрации Красноалтайского сельсовета <адрес> Рытов В.Н. исковые требования признал. В суде пояснил, что комиссионным обследованием 16 марта 2010 года дом истца был признан пригодным для проживания, с учетом выполнения ремонтных работ. Стоимость ремонта составляла <данные изъяты>. В последующем были приняты меры к выделению денежных средств истцу для ремонта дома в сумме <данные изъяты>, от получения которых он отказался 11 августа 2010 года. Заключение по итогам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома принадлежащего истцу от 26.05.2011г., согласно которому дом находится в ветхом состоянии и является непригодным для проживания, представитель ответчика в суде не оспаривал, пояснил, что оснований не доверять, этому заключению нет. В настоящее судебное заседание представитель ответчика представил суду постановление Администрации Красноалтайского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 8 сентября 2011 года, которым истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь по улучшению жилищных условий за №8. Уточненные исковые требования оставил на усмотрение суда. Представители третьих лиц Администрации Поспелихинского района начальник юридического отдела Иванова Е.А. и начальник Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому району Белькова Е.В. против удовлетворения исковых требований о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не возражали. Уточненные требования не находят подлежащими удовлетворению, полают, что основания для их удовлетворения отсутствуют, поскольку в противном случае будут нарушены права других граждан состоящих на очереди. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующий армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее – период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. В силу ст. 4 этого закона к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии. В ст. 23.2 указанного закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19, 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,15,17-19,21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны, в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», принятым во исполнение ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», переданными Российской Федерацией Алтайскому краю полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На основании п. 2 ст. 3 Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, в том числе ведут в установленном порядке учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 06.10.2006 № 407 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае», Законом Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» формирование списков граждан-получателей субсидии осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в которых эти граждане встали на учет нуждающихся в жилье. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Акименко П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном и <данные изъяты> Великой Отечественной войны. Имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Акименко П.И. проживает совместно с женой ФИО3, в доме, расположенном по адресу: <адрес> Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности у Акименко П.И. и ФИО3 имеется на праве общей совместной собственности дом, расположенный в <адрес>. Из акта обследования жилья принадлежащего истцу от 16 марта 2010 года, следует, что дом истца был признан пригодным для проживания, с учетом необходимости выполнения ремонтных работ. Стоимость ремонта составляла 22100 рублей. В последующем были приняты меры к выделению денежных средств истцу для ремонта дома в сумме 5800 рублей, от получения которых он отказался 11 августа 2010 года. Поскольку жилье истца было признано пригодным для проживания, он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном порядке. По инициативе истца Рубцовским КО проектного института «Алтайкоммунпроект», было произведено обследование принадлежащего ему жилого дома. Согласно заключению по итогам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома принадлежащего истцу от 26.05.2011г., дом находится в ветхом состоянии и является непригодным для проживания. Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Представитель ответчика, представители третьих лиц данное заключение в суде не оспаривали, с его выводами о непригодности дома истца для проживания согласились. При таких обстоятельствах, суд находит, что истец Акименок П.И. имеет право на улучшение жилищных условий. Вместе с тем в процессе рассмотрения настоящего спора, истец Акименко П.И. на основании постановления Администрации Красноалтайского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края от 8 сентября 2011 года, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь по улучшению жилищных условий за №8. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора, права Акименко П.И. на улучшение жилищных условий восстановлены, соответственно исковые требования в этой части, удовлетворению не подлежат. Разрешая уточненные исковые требования о постановке Акименко П.И. с момента обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления – 1 апреля 2010 года, суд находит их подлежащими частичному удовлетворению. В рассматриваемом случае, имеют место правоотношения, носящие заявительный характер. Анализ приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что данная категория граждан обладает равными правами на предоставление жилья на льготных основаниях. Из этих лиц должен составляться отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, а единственным критерием в определении очередности среди граждан этой категории является дата принятия решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что истец не был включен Администрацией сельсовета в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку межведомственной комиссией его жилье не было в установленном порядке признано непригодным для проживания (в 2010 году). После того, как истцом было представлено дополнительное доказательство подтверждающее непригодность жилья для проживания, он обратился непосредственно в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями (минуя орган местного самоуправления). Не оспаривая представленное истцом в обоснование своих исковых требований доказательство, ответчик поставил его на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08.09.2011 г., до разрешения спора судом по существу. При таких обстоятельствах суд находит, что Акименок П.И. должен быть восстановлен в очереди со дня обращения в суд за защитой своих прав - 05.08.2011г., в противном случае будут нарушены права других граждан, стоящих выше в очереди на приобретение жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Акименко Павла Ивановича – удовлетворить частично. Обязать администрацию Красноалтайского сельсовета Поспелихинского района определить очередь Акименко Павла Ивановича в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на 05.08.2011 года. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение 10 дней. Судья Д.С. Заплатов. Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2011 года.