Решение о выплате средств материнского (семейного) капитала (вступило в силу 25.07.2011)



Дело № 2-93\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием истицы Румянцевой Г.В.,

представителей ответчика – Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (далее ГУ УПФ России) - Полякова Р.М. и Преображенской Н.Н., представивших доверенности,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Галины Владимировны к ГУ УПФ России о признании отказа в принятии заявления на выплату средств материнского капитала незаконным и обязании произвести указанную выплату,

у с т а н о в и л :

Румянцева Г.В., получившая в связи с рождением третьего ребенка государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обратилась в суд с требованием признать отказ ответчика принять у неё заявление на распоряжение средствами материнского капитала незаконным и обязать ответчика выплатить указанную в сертификате сумму, ссылаясь на следующее. В ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением третьего ребенка она получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ. Средства материнского капитала она решила использовать на улучшение жилищных условий, так как они получили разрешение на реконструкцию собственного жилого дома по <адрес>, и закончили реконструкцию в ДД.ММ.ГГГГ, возведя мансарду и увеличив площадь дома с <данные изъяты> кв. м. до <данные изъяты> кв.м. После того, как их сыну исполнилось три года, т.е. когда у неё возникло право на реализацию материнского капитала, она с соответствующим заявлением обратилась в Пенсионный фонд, однако, заявление у неё не приняли, её неоднократно просили подождать, ссылаясь на то, что не утвержден процент реконструкции, до сих пор заявление у неё не принято, нет также и решения о выплате капитала, принятие решения постоянно откладывается, в связи с чем она просит признать отказ в приеме заявления незаконным и обязать Пенсионный фонд произвести ей соответствующие выплаты по сертификату.

В судебном заседании Румянцева Г.В. поддержала исковые требования, повторив изложенные в нем доводы и обстоятельства.

Представители ответчика Поляков Р.М. и Преображенская Н.Н. иск не признали, пояснив, что в соответствии с ч. 1.2. ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский капитал выплачивается при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством. Постановлением Правительства от 27 ноября 2010 года № 937 «О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного капитала на улучшение жилищных условий» Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердить форму указанного документа и представить в 3-хмесячный срок в Правительство Российской Федерации проект нормативного акта, определяющего порядок его выдачи, однако, до настоящего времени форма такого документа не утверждена, как не утвержден и порядок его выдачи, в связи с чем направить средства материнского капитала на компенсацию расходов, понесенных истицей на реконструкцию своего жилого дома они не имеют возможности.

Так как в соответствии со ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, относится к полномочиям органа местного самоуправления поселения, суд по своей инициативе привлек к участию в деле администрацию городского поселения Пошехонье в качестве третьего лица, от которой поступил отзыв, в котором они возражений относительно существа заявленных требований не выразили и просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, направив в суд решение представительного органа городского поселения об установлении учетной нормы жилой площади.

Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ истице выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии , которым удостоверено, что истица имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере <данные изъяты> рублей. Данный сертификат истицей получен в связи с рождением третьего ребенка – сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. достигшего ко дню рассмотрения настоящего дела трехлетнего возраста.

Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон о материнском капитале) распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Частью 3 данной статьи указаны эти направления: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а частью 6 предусмотрено, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.

Статья 8 Закона о материнском капитале определяет порядок рассмотрения заявления о распоряжении, в соответствии с которым заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано, в том числе, в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (п.п.2 указанной статьи).

Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Закона о материнском капитале постановлением от 12 декабря 2007 года № 862 утвердило Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее – Правила), в частности пунктом 2 данных Правил определено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства,

Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).

Истица приняла решение о направлении материнского капитала именно на улучшение жилищных условий путем реконструкции имеющегося у них жилого дома, на производство реконструкции ею получено соответствующее разрешение, выданное администрацией городского поселения Пошехонье.

В соответствии с п. 4 Правил, лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала (далее - заявление). Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. В случае направления средств (части средств) материнского капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые супругом лица, получившего сертификат, такое обстоятельство указывается в заявлении.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что заявление подается в письменной форме с предъявлением следующих документов:

а) подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата);

б) основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;

в) основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя;

г) основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат;

д) свидетельство о браке - в случае если реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат.

Истицей представлены заполненный бланк заявления и указанные в п. 6 документы, приобщенные к заявлению, представители ответчика подтвердили, что с данным заявлением истица обращалась в УПФ РФ, но его не приняли, так как отсутствовал документ, подтверждающий, что в результате реконструкции дома площадь его увеличилась не менее, чем на учетную норму, установленную в соответствии с жилищным законодательством.

Действительно, в пункте 10(1) Правил указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:

а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;

б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 10 (3) Правил для направления части средств материнского капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет: а) документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Однако, ГУ УПФ в соответствии со статьей 8 Закона о материнском капитале обязано рассмотреть в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого вынести решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении. Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания отказа в распоряжении средствами материнского капитала, в частности в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении, оснований же для отказа в принятии заявления законом не предусмотрено, в связи с чем требования истицы о признании отказа в приеме заявления о распоряжении материнским капиталом незаконным обоснованны и подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ № 937 от 27 ноября 2010 года в данные Правила внесены изменения, касающиеся возможности компенсации затрат на реконструкцию жилого дома, кроме того, пунктом 2 установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим утверждение формы документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; и Министерству регионального развития Российской Федерации поручено в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект нормативного правового акта, определяющего порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, однако, до настоящего времени указанное поручение не выполнено.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в частности, выдача разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, следовательно, исходя из положений пункта 10 (1) Правил, этот же орган должен выдать и документ, подтверждающий, что в результате проведенной реконструкции площадь жилого помещения увеличилась не менее, чем на учетную норму.

Как следует из решения Муниципального Совета городского поселения Пошехонье № 28 от 18 февраля 2010 года, учетная норма жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Администрацией городского поселения Пошехонье истице выдан Акт приемочной комиссии о завершении переустройства жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из данного Акта, а также представленных истицей свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что общая площадь жилого дома по указанному адресу составляет <данные изъяты> кв.м., и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом по этому же адресу от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что общая площадь жилого дома после реконструкции составляет <данные изъяты> кв.м., следует, что увеличение площади жилого дома после реконструкции явно превышает учетную норму в 11 кв.м.

Таким образом, суд считает установленным, что в результате реконструкции жилого дома площадь жилого дома истицы увеличилась более, чем на учетную норму, ею представлен документ органа местного самоуправления, имеющего право на выдачу разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, подтверждающего данный факт.

Факт того, что Министерство регионального развития не выполнило поручение Председателя Правительства РФ и не разработало ни форму такого документа, ни порядок его выдачи, не должно ущемлять права истицы на получение средств материнского капитала, так как Федеральным законом о материнском капитале предусмотрено её право на получение этих средств в случае улучшения жилищных условий путем реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, и фактически ею соблюдены условия, при которых эти средства должны быть ей выплачены, т.е. площадь жилого дома в результате реконструкции увеличилась более, чем на учетную норму.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истицей требований и наличии оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

Признать отказ Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пошехонском муниципальном районе в приеме заявления Румянцевой Галины Владимировны на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пошехонском муниципальном районе выплатить Румянцевой Галине Владимировне средства, предусмотренные государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал , выданный на имя Румянцевой Галины Владимировны.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья ________________________