Решение о предоставлении жилого помещения вне очереди (изменено, вступило в силу 04.08.2011)



Дело № 2-24\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 июня 2011 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием истицы Теленочковой Н.В.,

её представителя Раздуваловой И.В., действующей на основании доверенности,

представителей ответчиков: Администрации городского поселения Пошехонье Солодовникова В.А. и Администрации Пошехонского муниципального района Панкрашова В.А., действующих на основании доверенностей,

представителя органа опеки и попечительства Давыдовой В.П., действующей на основании доверенности,

третьего лица Чернописко Е.В.,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теленочковой Натальи Валентиновны к Администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области и Администрации Пошехонского муниципального района о признании постановления о закреплении жилого помещения незаконным и обязании предоставить вне очереди жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Истица, имевшая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратилась в суд с исковыми требованиями (уточненными) признать постановление и.о. главы Администрации города Пошехонье от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать предоставить ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилья, жилое помещение вне очереди, ссылаясь на следующее. Отца у неё нет, решением Пошехонского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ её мать лишена родительских прав в отношении неё и старших сестры и брата, и в ДД.ММ.ГГГГ она была помещена в <адрес> детский дом. По окончании школы она поступила в училище, закончив которое в ДД.ММ.ГГГГ она не смогла вернуться в квартиру, в которой проживала ранее, так как мать, злоупотребляющая спиртными напитками, продолжает проживать там же, вместе с ней живет брат, вернувшийся из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ, и который также стал злоупотреблять спиртными напитками. Она поступила в другое училище, окончив которое осталась проживать в <адрес><адрес>, где в настоящее время работает и снимает жилье. Все её обращения в различные инстанции по вопросу обеспечения её жильем остались без удовлетворения, все инстанции отвечают, что предоставление ей жилья не предусмотрено, так как за ней закреплено жилье. Однако, фактически проживать там она не может в связи с тем, что квартира <адрес>, проживание в которой за ней закреплено, представляет собой однокомнатную квартиру, в которой в настоящее время проживают её мать и брат, злоупотребляющие спиртными напитками, жилье они не оплачивают, имеется большой долг по квартплате, квартиру они надлежащим образом не содержат. Полагает, что при лишении её матери родительских прав не было судебного решения о закреплении жилья, в нарушение части 3 статьи 71 СК РФ не решался и вопрос о возможности дальнейшего совместного проживания ребенка с родителем, лишенным родительских прав. Кроме того, полагает, что она, как лицо, выбывшее из жилого помещения, в силу положений статьи 98 ЖК РСФСР и части 3 статьи 83 ЖК РФ, утратила право на проживание в данной квартире и в настоящее время является лицом, оставшимся без попечения родителей, и не имеющее закрепленного жилья, в связи с чем, на основании абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должна быть обеспечена жильем не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании истица и её представитель поддержали исковые требования, повторив изложенные в нем обстоятельства, доводы и основания, представитель Раздувалова И.В. дополнила основания для признания постановления о закреплении за истицей жилого помещения незаконным, указав, что постановление издано ДД.ММ.ГГГГ, в то время как решение суда о лишении матери истицы родительских прав вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до принятия решения о лишении матери истицы родительских прав, когда отсутствовали основания для издания такого постановления.

Представитель Администрации городского поселения Солодовников В.А. иск не признал, пояснив, что Администрация городского поселения не является правопреемником Администрации города Пошехонье, так как в течение нескольких лет такой орган местного самоуправления как городская администрация вообще не существовал, поэтому они самостоятельно не могут принять решение об отмене постановления о закреплении за истицей жилого помещения, даже если оно принято в нарушение закона, кроме того, если суд признает право истицы на получение вне очереди жилья, полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения возложены на администрации районов, в связи с чем полагает Администрацию городского поселения ненадлежащим ответчиком.

Представитель Администрации Пошехонского муниципального района Панкрашов В.А. иск не признал, пояснив, что оснований для признания постановления и.о. Главы Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за истицей жилого помещения незаконным не имеется, истица, как ребенок, оставшийся без попечения родителей и имеющий закрепленное жилье, не имеет право на внеочередное получение жилого помещения, однако, если суд примет решение о наличии у истицы такого права, администрация района, как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями после получения средств из областного бюджета выполнит свои обязательства по приобретению для истицы жилья.

Указанная в исковом заявлении в качестве третьего лица мать истицы Чернописко Е.В. иск поддержала, подтвердив, что в настоящее время она проживает в квартире <адрес> с взрослым сыном, оба они не работают, подтвердила, что оба они склонны к употреблению спиртных напитков, что по настоянию органа местного самоуправления они сделали в квартире косметический ремонт, однако, квартира нуждается в капитальном ремонте: крыша протекает, крыльцо отваливается, пол прогнил.

Ответчик – Правительство Ярославской области – направил отзыв, в котором указал, что исковые требования он не признает, ссылаясь на то, что правом на внеочередное получение жилого помещения обладают дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилья, за истицей же жилое помещение закреплено, в связи с чем оснований для предоставления ей вне очереди жилого помещения не имеется, нет также оснований для признания решения о закреплении за ней жилого помещения незаконным, так как в силу положений статьи 60 ЖК РСФСР за временно отсутствующими гражданами, в частности, в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилого фонда детей в связи с утратой попечения родителей, за ними сохраняется право на проживание в течение всего времени пребывания в учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт проживания в данной квартире матери истицы и её старшего брата может являться основанием для постановки вопроса об улучшении жилищных условий в соответствии с установленным порядком. Правительство ЯО просило рассмотреть дело без участия его представителя, против чего участники дела не возражали.

Представитель органа опеки и попечительства Пошехонского района, привлеченного к участию в деле в порядке статьи 47 ГПК РФ, Давыдова В.П. иск не поддержала, ссылаясь на те же доводы, что изложены в отзыве Правительства ЯО.

Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Чернописко (в связи с зарегистрированной переменой фамилии – свидетельство о перемене имени на л.д. – в настоящее время Теленочкова) Наталья Валентиновна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована по месту жительства в <адрес>-2

(л.д.), фактически проживает в <адрес>1, работает <данные изъяты>

Решением Пошехонского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ Чернописко Е.В. лишена родительских прав в отношении троих детей: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети переданы на воспитание органу опеки и попечительства (л.д.).

Постановлением Главы администрации Пошехонского района от ДД.ММ.ГГГГ дети: ФИО ФИО и ФИО ФИО переданы в детский дом (л.д. ), как следует из пояснений участников дела, старший ребенок – ФИО ФИО была передана под опеку тете.

Постановлением и.о. Главы администрации города Пошехонье от ДД.ММ.ГГГГ (п.17) в связи с решением районного народного суда о лишении родительских прав Чернописко Е.В., за несовершеннолетними детьми ФИО ФИО, ФИО ФИО и ФИО ФИО закреплена квартира <адрес> на время нахождения их в детских учреждениях (архивная выписка на л.д. ), к данному постановлению приобщено обращение отдела народного образования с просьбой решить вопрос о закреплении жилплощади по адресу: <адрес>2 за несовершеннолетними ФИО ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. со ссылкой на то, что дети оформляются в детские учреждения в связи с лишением родителей родительских прав.

18-тилетнего возраста истица достигла ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ она закончила обучение в средней школе (копия аттестата на л.д. ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в <данные изъяты>, получила профессию <данные изъяты> (л.д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес>, получила профессию <данные изъяты> (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> детского дома направляла в Администрацию Пошехонского района запрос о состоянии закрепленной за несовершеннолетней жилой площади, как следует из пояснений истицы, детский дом ответ на этот запрос не получил, представители ответчика и органа опеки и попечительства копию ответа на этот запрос представить не смогли, из архива на запрос суда поступил отрицательный ответ о наличии ответа администрации района на указанный запрос (л.д.).

В настоящее время в квартире <адрес> проживают Чернописко Е.В., лишенная родительских прав в отношении детей, и ФИО ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые имеют регистрацию по месту жительства по этому же адресу, там же зарегистрирована истица (л.д.). Решением Пошехонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Чернописко Е.В. в связи со злоупотреблением спиртными напитками была ограничена в дееспособности, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении её родительских прав было отменено решение об ограничении её дееспособности.

В соответствии со статьей 60 ЖК РСФСР, действовавшего в период принятия оспариваемого локального нормативного акта о закреплении жилья за несовершеннолетними (постановления и.о. Главы администрации города Пошехонье а от ДД.ММ.ГГГГ), жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами, в том числе в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.

Судом установлено, что в качестве основания закрепления жилого помещения за несовершеннолетними и в оспариваемом постановлении, и в письме отдела народного образования имеется ссылка на решение суда о лишении родительских прав. Судом изучены материалы гражданского дела за ДД.ММ.ГГГГ год, из которых следует, что исковое заявление о лишении Чернописко Е.В. родительских прав поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на день издания оспариваемого постановления в суд даже не было ещё направлено исковое заявление.

Кроме того, из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела дети фактически находились с матерью в квартире <адрес>, вместе с тем, как следует из приведенной выше нормы ЖК РСФСР, издание локального нормативного акта о закреплении жилья возможно только в случае выезда из занимаемого помещения лиц, однако, на момент вынесения постановления о закреплении жилого помещения за детьми, они в нем фактически проживали, решения о направлении детей в детский дом было принято только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), что также свидетельствует о необоснованности издания ДД.ММ.ГГГГ акта о закреплении за ними жилья.

Кроме того, суд приходит к выводу о формальном подходе к решению вопроса о закреплении за несовершеннолетними жилья и фактическом нарушении прав истицы как ребенка, оставшегося без попечения родителей, оспариваемым Постановлением Главы Администрации Пошехонского района, исходя из следующего.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий проживания детей, проведенного в рамках рассмотрения гражданского дела о лишении Чернописко Е.В. родительских прав, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ квартира представляла собой одну комнату <данные изъяты> кв.м., без удобств, квартира отапливалась электрической плиткой в связи с отсутствием дров; в деле имеется сообщение санэпидемнадзора, из которого следует, что из-за отсутствия дров квартира отапливалась электрической печью, в квартире антисанитария, дети спали на диване не раздеваясь, отсутствовало постельное белье, в доме не было даже воды, дети завшивлены, для истребления насекомых понабилась неоднократная обработка (гражданское дело от ДД.ММ.ГГГГ).

В техническом паспорте указано, что квартира <адрес> <адрес> состоит из двух комнат, площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., изменения внесены в ДД.ММ.ГГГГ. Как пояснили участники дела, после возвращения домой из детского дома брат истицы ФИО выгородил себе угол, в котором нет источника естественного освещения (окна), и который и указан в техпаспорте в качестве отдельной комнаты (л.д.).

Первоначально истицей были заявлены исковые требования о признании помещения непригодным для проживания, было проведено экспертное исследование жилья, и, хотя помещение не признано непригодным для проживания, экспертами отмечено следующее:

- захламленность помещений;

- значительные дефекты внутренней отделки (отслоение обоев, следы протечки с кровли здания, трещины на стеклах, облупившаяся краска);

- дефекты и деформации несущих и ограждающих конструкций, не являющиеся свидетельством исчерпания их несущей способности;

- частичные деформации кровли из асбоцементного листа, трещины в углах здания, перекосы дверных и оконных блоков, прогибы карнизных свесов, прогибы потолка со стороны помещения (л.д.32).

В преамбуле ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1 «Конвенции о правах ребенка» указано, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, в соответствии со статьей 3 данной Конвенции предусмотрено, что государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статьей 20 Конвенции предусмотрено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В силу статьи 27 Конвенции, государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

24июля1998года был принят Федеральный закон Российской Федерации №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в преамбуле которого также указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В данном законе дано определение детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, к ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, которые нуждаются в социальной реабилитации ребенка, т.е. мероприятиях по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Закрепление же за ребенком жилья, в которое он должен будет возвратиться после окончания пребывания в образовательном учреждении, не соответствующее нормальным условиям жизнеобеспечения, возвращение его в социально опасную среду к злоупотребляющим спиртными напитками матери и брату, никоим образом не соответствует провозглашенным государством принципам защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Учитывая, что на момент вынесения постановления о закреплении за несовершеннолетними жилья в данной однокомнатной квартире без удобств были зарегистрированы и фактически проживали четверо (мать и трое разнополых детей), состояние этой квартиры и на момент закрепления жилья не соответствовало никаким требованиям, не улучшилось его состояние и спустя более 15 лет, закрепление этого жилья с целью предоставления выросшим детям возможности вернуться и проживать в нем, никоим образом не соответствовало требованиям минимальной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, и в настоящее время истица не имеет возможности реализовать свое право на проживание в данной квартире с учетом того, что в однокомнатной квартире продолжают проживать мать и взрослый брат, злоупотребляющие спиртными напитками.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 № 14) даны разъяснения, что в силу ст. 29 Основ жилищного законодательства за временно отсутствующим нанимателем или членами его семьи жилое помещение сохраняется в течение шести месяцев, если законом не предусмотрен более длительный срок. Судам надлежит иметь в виду, что дети, возвратившиеся из детских учреждений либо от родственников, опекунов, попечителей (п. 3 ст. 60 ЖК РСФСР и соответствующие статьи ЖК других союзных республик), должны обеспечиваться вне очереди жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, если жилое помещение, в котором они проживали, заселено другими гражданами или вселение в него стало невозможным по иным причинам. В случае отказа в предоставлении жилой площади может быть предъявлено соответствующее требование в суд.

Таким образом, и законодательство, действовавшее в период закрепления за истицей жилого помещения, предусматривало ситуации, что, когда возвращение и вселение ребенка, отсутствовавшего в жилом помещении вследствие того, что он остался без попечения родителей, стало невозможным, обязанность предоставления такого жилья возлагалось на органы местного самоуправления.

С учетом изложенного: вынесения постановления о закреплении жилья до принятия решения о лишении матери родительских прав и фактического изъятия детей, а также формального подхода к вопросу о возможности возвращения детей после пребывания в учреждении для детей-сирот в закрепленное за ними жилье, а также учитывая, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания пункта 17 постановления и.о. главы администрации города Пошехонье а от ДД.ММ.ГГГГ в части, закрепляющей жилое помещение квартиру <адрес> за Чернописко Натальей, незаконным.

Коль скоро судом признано незаконным и необоснованным закрепление за истицей жилого помещения по адресу <адрес>, она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и не имеющего закрепленного жилья. В силу положений статьи 8 Федерального Закона от 21декабря1996года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з (в ред. от 19.02.2010) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области" государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области, если иное не установлено главой 2 настоящего Закона.

С учетом изложенных норм обоснованными являются требования истицы обязать Правительство Ярославской области выделить соответствующие средства для приобретения ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, средств для приобретения жилья, и возложении на Администрацию Пошехонского муниципального района обязанности приобрести на указанные средства жилье не ниже социальных норм.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

Признать пункт 17 постановления и.о. главы Администрации города Пошехонье от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся закрепления жилого помещения по адресу: <адрес> за несовершеннолетней Чернописко Натальей незаконным.

Обязать Правительство Ярославской области выделить средства на приобретение Теленочковой Наталье Валентиновне жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Обязать Администрацию Пошехонского муниципального района приобрести вне очереди на выделенные Правительством Ярославской области для Теленочковой Натальи Валентиновны жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с текстом которого стороны могут ознакомиться в помещении Пошехонского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья __________________________