Решение о предоставлении жилого помещения вне очереди (вступило в силу 01.08.2011)



Дело № 2-82\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием представителя истца пом. прокурора Пошехонского района Стародубцева Д.М.,

представителей ответчиков: Администрации городского поселения Пошехонье Солодовникова В.А. и Администрации Пошехонского муниципального района Комаровой С.Ю., действующих на основании доверенностей,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах ФИО к Правительству Ярославской области и Администрации Пошехонского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Пошехонского муниципального района и обязании выделить денежные средства на приобретение жилья и обеспечения вне очереди жилым помещением,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах ФИО, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с иском признать незаконным бездействие администрации Пошехонского муниципального района, выразившегося в неисполнении полномочий по предоставлению ребенку, оставшемуся без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилого помещения, жилья в связи с достижением ФИО 18-тилетнего возраста и окончания обучения в училище, и неисполнении предписания прокурора об устранении нарушений закона, и обязании ответчиков принять меры к обеспечению ФИО жилой площадью не ниже социальных норм, ссылаясь на следующее.

ФИО на основании постановления Главы Пошехонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была помещена в детский дом <адрес>, затем обучалась в <данные изъяты> школе-интернате, после окончания которой обучается в ПУ <адрес>, обучение в котором заканчивает в ДД.ММ.ГГГГ. Она состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации городского поселения Пошехонье как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и, как ребенок, выявленный на территории Пошехонского района, в силу положений статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статей 18, 20 Закона Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями», ст. 16 (1) Закона ЯО № 40-з от 11.07.2005 г. «Об условиях реализации права отдельных граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», за счет средств областного бюджета Администрацией Пошехонского муниципального района должна быть обеспечена жилым помещением. Так как на обращения директора ПУ , где обучается ФИО, администрация района направила ответ, что она не обязана выполнять полномочия по обеспечению данного ребенка жильем, прокурором района на основании ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес администрации района ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление с требованием устранить допущенные нарушения, однако, представление после его рассмотрения было отклонено, и меры по обеспечению ребенка жильем так и не были приняты, данное бездействие он и просит признать незаконным. Кроме того, учитывая, что ФИО имеет право на получение жилья после окончания обучения в ПУ , он просит обязать Правительство ЯО, как орган, отвечающий за финансирование приобретения жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, выделить соответствующие средства, а администрацию района приобрести жилье для ФИО не ниже социальных норм. Исполнение данного решения он просит обязать определить до ДД.ММ.ГГГГ, так как к указанному времени ФИО заканчивает обучение в училище и ей негде будет жить.

В судебном заседании прокурор подержал исковые требования по указанным выше доводам и основаниям.

ФИО и представитель ПУ в судебное заседание не явились, направив письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика – Администрации Пошехонского муниципального района Комарова С.Ю. иск не признала, пояснив, что ФИО приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в период, когда находилась в <данные изъяты> школе в <адрес>, там же имеет регистрацию по постоянному месту жительства, в связи с чем в силу норм Жилищного Кодекса РФ должна быть обеспечена жильем на территории <адрес>.

От Правительства ЯО поступил письменный отзыв, в котором оно иск не признает, со ссылкой на то, что согласно действующему порядку средства на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилья, выделяются Департаментом образования, который и должен быть привлечен в качестве надлежащего ответчика, полномочия по обеспечению жилья лицам указанной категории возлагаются на муниципальные районы, которые направляют соответствующие заявки с необходимым перечнем документов, и выделение средств непосредственно ФИО законодательством не предусмотрено, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, против чего участники дела не возражали.

Представитель третьего лица – Администрации городского поселения Пошехонье Солодовников В.А. поддержал иск прокурора, пояснив, что Администрация городского поселения, выполняя возложенные на неё полномочия, ведет учет лиц, нуждающихся в получении жилья, ФИО состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилья, о том, что подходит срок для приобретения ей жилья они в ДД.ММ.ГГГГ своевременно администрацию района предупредили; в связи с чем администрация района отказывается исполнять возложенные на неё полномочия, он пояснить не может.

Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО родилась ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> (л.д.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была вместе с родителями и иными детьми зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. На основании постановления Главы администрации Пошехонского района от ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в дошкольный детский дом в связи с тем, что родители детей бросили (л.д.), решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ её мать, ФИО, и решением Брейтовского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ её отец, ФИО, были лишены в отношении неё родительских прав. (л.д.).

Из сообщения ТП № 2 по Первомайскому району следует, что ФИО зарегистрирована по постоянному месту жительства в <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы администрации Пошехонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО поставлена на учет для получения жилой площади как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.), по сообщению администрации городского поселения Пошехонье, куда переданы полномочия по учету граждан, нуждающихся в получении жилья, ФИО учтена в качестве лиц, нуждающихся во внеочередном получении жилья по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 1.

В связи с обращениями директора <данные изъяты> специальной школы-интерната в администрацию Пошехонского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ за и ДД.ММ.ГГГГ за в школу направлялись ответы, что ФИО состоит на очереди на внеочередное получение жилья, и по окончанию срока обучения она будет обеспечена жильем в г. Пошехонье.

В период обучения ФИО в ПУ дирекция ПУ неоднократно направляла в администрацию Пошехонского муниципального района сообщения о времени окончания обучения ФИО в указанном ПУ, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Пошехонского муниципального района дала ответ, что администрация Пошехонского района не обязана обеспечивать ФИО жильем со ссылкой на то, что она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского поселения Пошехонье вновь напомнила Администрации Пошехонского муниципального района о том, что ФИО состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья под номером 1, и что она заканчивает обучение в ПУ и ей необходимо предоставить жилье, однако, и данное обращение оставлено без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Администрации Пошехонского муниципального района направлено представление об устранении нарушений прав ФИО, со ссылкой на то, что она впервые была выявлена на территории района как ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья именно в Пошехонском районе, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Пошехонского муниципального района отклонила представление ссылаясь на п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что лица указанной категории обеспечиваются жильем по месту жительства, а зарегистрирована она по месту жительства на территории <адрес>.

Разрешая спор, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Подпунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым, в частности, относятся меры социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Реализуя указанные полномочия, был принят Закон Ярославской области № 40-з от 11 июля 2007 года «Об условиях реализации права отдельных граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с подпунктом 6 статьи 15 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области. Далее статьей 16 (1) указанного Закона определено, что предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 6 статьи 15 настоящего Закона, осуществляется однократно вне очереди по месту их выявления и первичного устройства в семью (на воспитание в соответствующее учреждение) в случае:

1) прекращения опеки (попечительства), в том числе окончания пребывания в приемной семье;

2) окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания;

3) окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

4) возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, в соответствии с частью 2 данной статьи предоставление жилых помещений в соответствии с частью 1 указанной статьи осуществляется при наличии следующих условий:

1) местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение либо местом регистрации рождения ребенка является Ярославская область;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не имеют закрепленного жилого помещения;

3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановление Главы Пошехонского района от ДД.ММ.ГГГГ о направлении ФИО в дошкольный детский дом, а также постановка ФИО на учет нуждающихся в получении жилья вне очереди как ребенка, оставшегося без попечения родителей, постановлением Главы Администрации Пошехонского муниципального района ( от ДД.ММ.ГГГГ) свидетельствует о том, что она была выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей, именно на территории Пошехонского района, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в Администрации городского поселения Пошехонье, и в силу указанных норм подлежит однократному обеспечению жилым помещением на территории указанного района.

Тот факт, что статус ребенка-сироты в связи с лишением родителей родительских прав ФИО приобрела уже находясь в <данные изъяты> школе-интернате, на что ссылалась представитель Администрации Пошехонского муниципального района, не имеет правового значения, так как в детское дошкольное учреждение она была помещена именно в связи с утратой попечения родителей, на что имеется прямая ссылка в постановлении Главы Пошехонского района от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ребенок помещается в детский дом в связи с тем, что родители его бросили. Не имеют также правового значения и показания ФИО, специалиста по защите прав детей в Пошехонском районе, допрошенной в качестве свидетеля, о том, что фактически ребенка поместили в детский дом на основании заявления отца, так как в постановлении Главы района ссылки на заявление отца ребенка не имеется.

Не имеет также правового значения и тот факт, что данный ребенок в свое время не был поставлен на первичный учет как выявленный на территории района ребенок, оставшийся без попечения родителей, на что также ссылалась специалист по защите прав детей ФИО, так как реализация прав ребенка, оставшегося без попечения родителей не может быть поставлена в зависимость от надлежащего (или ненадлежащего) исполнения иными лицами своих обязанностей.

На учет нуждающихся в предоставлении жилья ФИО была поставлена в результате обращения директора <данные изъяты> школы-интерната в Администрацию Пошехонского района. Как следует из сообщения Администрации городского поселения города Пошехонье, орган опеки и попечительства Пошехонского района в ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию городского поселения, ведущего учет лиц, нуждающихся в жилье, с устным заявлением о снятии ФИО с учета, мотивируя свое обращение тем, что она не зарегистрирована на территории Пошехонского района по месту жительства, однако, жилищная комиссия на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ не нашла оснований для снятия ФИО с учета. Так как обращение было устное, то и письменного решения жилищная комиссия не принимала, просто оставив ФИО на очереди под номером 1.

Судом установлено, что в Администрации <адрес> (по месту регистрации ФИО по месту жительства) и в администрации <адрес> ФИО на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилья по социальному найму не состоит, сама же регистрация в школе-интернате по месту жительства была произведена в нарушение Закона Российской Федерации от 25июня1993года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 2 которого определено, что местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Так как помещение истицы в школу-интернат предполагает временное размещение (на период обучения) регистрация её в школе-интернате по месту жительства (а не месту пребывания) не соответствует фактическим обстоятельствам, что подтвердила и свидетель ФИО Более того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определения от 13 июля 2000 года № 185-О и от 6 октября 2008 года № 619-П-П), не может являться основанием для ограничения каких-либо прав гражданина, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что Администрация Пошехонского района не обязана предоставлять жилье истице в связи с тем, что она зарегистрирована по постоянному месту жительства в другом районе, являются несостоятельными.

В связи с тем, что статьей 2 Закона Ярославской области № 70-з о 16 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» определено, что государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области, если иное не установлено главой 2 настоящего Закона и в соответствии со статьей 4 указанного Закона ЯО органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций, объем которых определяется законом Ярославской области об областном бюджете в соответствии с методиками, утвержденными приложением к настоящему Закону, требования прокурора обязать Правительство ЯО выделить соответствующие средства для приобретения истице жилья, а Администрацию Пошехонского муниципального района приобрести на выделенные средства жилье не ниже социальных норм являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом доводы Правительства Ярославской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, так как согласно Постановлению Правительства ЯО от 22.09.2010 г. № 721-п, утвердившего Порядок предоставления и расходования субвенции органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно которому главным распорядителем бюджетных средств по выделению субвенции на обеспечение жилыми помещениями указанных выше категорий граждан выступает Департамент образования ЯО, суд считает несостоятельными. В соответствии со статьей 48 Устава Ярославской области Правительство Ярославской области обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Ярославской области для представления Губернатором Ярославской области в Ярославскую областную Думу, управляет и распоряжается собственностью Ярославской области в соответствии с законами Ярославской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ярославской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений статьи 2 Закона ЯО № 55-з от 24 ноября 2008 года «О системе органов исполнительной власти Ярославской области» Правительство ЯО является высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области, оно обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ярославской области, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ярославской области.

Именно Правительство Ярославской области в пределах своей компетенции принимает постановления, обязательные к исполнению в Ярославской области, что подтверждается тем, что именно на основании постановлений Правительства ЯО выделяются средства для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (в частности, постановление Правительства ЯО от 16 сентября 2010 года № 700-п и т.п.)

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Администрация Пошехонского муниципального района незаконно уклонилась от исполнения обязанностей по приобретению жилья ФИО и требование прокурора признать данное бездействие незаконным обоснованно и подлежит удовлетворению. Показания допрошенной в качестве свидетеля специалиста по защите прав детей ФИО о том, что она неоднократно обращалась за устной консультацией в Департамент образования ЯО с вопросом о выделении средств на приобретение жилья ФИО и ей каждый раз отказывали, не могут служить основанием для вывода о том, что Администрацией Пошехонского муниципального района предприняты все меры для полной и своевременной защиты ФИО как лица, нуждающегося в особой социальной защите, доказательств обращения администрацией Пошехонского муниципального района с необходимым пакетом документов в соответствии с установленным Порядком в Департамент образования ЯО суду не представлено.

Также подлежит удовлетворению и требование прокурора признать незаконным бездействие Администрации Пошехонского муниципального района по неисполнению представления прокурора Пошехонского района от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по указанным выше основаниям.

Вместе с тем у суда нет оснований для обращения решения к исполнению в указанный прокурором срок – до ДД.ММ.ГГГГ, так как исполнение данного решения связано с бюджетным процессом, занимающим определенное время, и вынесение решения с указанием на сроки его исполнения, которое заведомо не может быть исполнено в указанное время противоречит принципам Гражданско-процессуального законодательства, кроме того, прокурором не приведено оснований, позволяющих суду сделать вывод о необходимости обращения решения к немедленному исполнению. Как следует из пояснений представителя ПУ-, в котором обучается ФИО, принимавшей участие в предыдущем судебном заседании, до получения жилья ФИО будет проживать в общежитии училища.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Администрации Пошехонского муниципального района, выразившееся в неисполнении полномочий по обеспечению жилым помещением ФИО как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и неисполнении предписания прокурора Пошехонского района об устранении нарушений законодательства при обеспечении ФИО жилым помещением.

Обязать Правительство Ярославской области выделить средства на приобретение ФИО жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Обязать Администрацию Пошехонского муниципального района приобрести вне очереди на выделенные Правительством Ярославской области для ФИО жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с текстом которого стороны могут ознакомиться в помещении Пошехонского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья __________________________