Решение об устранении нарушений требований пожарной безопасности (вступило в силу 01.09.2011)



Дело №2-89\11

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации.

28 июля 2011 года

Пошехонский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Суховой О.И.,

с участием прокурора Стародубцева Д.М.,

представителя ответчика Блинова Е.Г.,

представителя третьего лица Карасева В.Ю.,

при секретаре Ганичевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г. "Пошехонье Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ермаковского сельского поселения об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ермаковского сельского поселения об обязании ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Пошехонского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности администрации Ермаковского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям от 18.06.2003 N 313, а именно: в нарушение п. 90 ППБ 01-03 отсутствуют указатели по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 не оборудованы площадки с твердым покрытием размером 12 х!2 м и не устроены подъезды для установки пожарных машин и забора воды в любое время года у естественных водоемов в <адрес> у пожарного водоема <адрес>, в <адрес> за домами , , , в начала и в конце поселка <адрес>, в <адрес> у реки <данные изъяты>; не оборудованы площадки с твердым покрытием: в <адрес> у пожарного водоема у амбулатории, в <адрес> у пожарного водоема на <адрес> напротив магазина, у пожарного водоема в <адрес>, в <адрес> на <адрес>, у домов и , не произведена очистка пожарного водоема для нужд пожаротушения в <адрес> за домами , , , в <адрес> по <адрес> у домов и , в нарушение п. 95 ППБ 01-03 в <адрес> водонапорная башня не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Кроме того, дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселения превышает нормы прибытия пожарных подразделений к месту вызова, чем нарушена ч. 1 ст. 76 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Выявленные нарушения создают реальную угрозу повреждения или уничтожения имущества, для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

С учетом уточненных требований прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Ермаковского сельского поселения по факту не устранения нарушений Правил пожарной безопасности, обязать администрацию Ермаковского сельского поселения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 90, 94, 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС № 313 от 18.06.2003: в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> по направлению движения к пожарным водоемам установить соответствующие указатели у противопожарных водоемов и указатели с нанесением цифры, указывающей расстояние до водоисточника, произвести очистку пожарных водоемов, расположенных в <адрес> по <адрес> у домов и , в <адрес> за домами ,,, в <адрес> водонапорную башню приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года, оборудовать площадками с твердым покрытием размером 12 х!2 метров у водоемов в <адрес> ручей <данные изъяты>, в <адрес> за Домом рыбака, в <адрес> у амбулатории, в <адрес> на пер. <адрес> напротив магазина, по <адрес>, у домов и , в <адрес>, в <адрес> за домами ,,, в начале и в конце <адрес>, в <адрес> у <адрес>, обустроить подъезды к пожарным водоемам: в <адрес> ручей <данные изъяты>, в <адрес> за Домом рыбака, в <адрес> за домами , ,. , в начале и в конце <адрес>, в <адрес> у реки <данные изъяты>; в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных ч. 1 ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» путем создания муниципальной пожарной охраны и дислокации подразделений данной муниципальной пожарной охраны на территории Ермаковского сельского поселения, обеспечивающей прибытие подразделений пожарной охраны к месту вызова в срок, установленный законодательством о пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Стародубцев Д.М. иск поддержал по указанным основаниям.

Глава администрации Ермаковского сельского поселения Блинов Е.Г. иск признал в части установки соответствующих указателей у водоемов в <адрес>, <адрес>, и по направлению движения к водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Он пояснил, что администрацией сельского поселения принимаются все зависящие от неё меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В бюджете поселения на ДД.ММ.ГГГГ год на эти цели первоначально была предусмотрена <данные изъяты>. Решением муниципального Совета сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ расходы бюджета на обеспечение пожарной безопасности увеличены на <данные изъяты> и составили <данные изъяты>, из которых остались не израсходованными <данные изъяты>. На эти средства планируется произвести очистку 4 прудов. В настоящее время установлены указатели по направлению движения к водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и два указателя в <адрес>, обустроены площадки с твердым покрытием в <адрес> за Домом рыбака и в <адрес>, в <адрес>, закуплены мотопомпы, огнетушители ранцевые, весной произведена опашка населенных пунктов, вычищены пруды в 15 населенных пунктах. На балансе муниципального образования водонапорных сетей и башни в <адрес> нет, данное имущество принадлежит водоканалу, поэтому производить переоборудование водонапорной башни администрация не вправе. В соответствии с законом создание муниципальной пожарной охраны не является обязательным для сельского поселения.

Считает, что требования к искусственным водоемам, их количеству в населенных пунктах действующим законодательством не установлены. Количество водоемом на селе решается органом местного самоуправления исходя из финансовых возможностей. Ко всем водоемам существует устойчивый грунтовый подъезд, берега водоемов не болотистые, забор воды можно осуществить беспрепятственно.

Обращает внимание на то, что 2\3 дорог в населенных пунктах грунтовые. Если по ним пожарные машины проезжают к месту тушения пожара, то и к пруду по аналогичной дороге они также могут подъехать. Все пруды расположены рядом с дорогой и препятствий для забора воды нет.

Обустройство пруда в <адрес> за домами , , , как требует прокурор, нецелесообразно. Данный пруд расположен очень далеко за домами, подъезд к нему не удобен, содержать и расчищать его для забора воды невозможно. Более того, проезд к нему идет мимо другого пруда за домом , расположенного рядом с грунтовой дорогой, пруд вычищен и забор воды возможен беспрепятственно. Только у водоемов в <адрес> за Домом рыбака и в <адрес> в конце деревни возможно выполнить площадку размером 12х 12 метров, что ими уже сделано, у других водоемов обустройство такой площадки невозможно, т.к. ширина полосы составляет 6-10 метров, рядом расположены строения, электроопоры.

Представитель третьего лица- начальник "отдела пожарного надзора по Пошехонскому району Карасев В.Ю. иск прокурора поддержал. Его позиция сводится к тому, что администрация Ермаковского сельского поселения обязана устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, поскольку заявленные прокурором мероприятия являются первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых возлагается на органы местного самоуправления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Пошехонского района в соответствии с заданием прокуратуры Ярославской области с привлечением главного государственного инспектора по пожарному надзору по Пошехонскому району Ярославской области Карасева В.Ю. в присутствии главы Ермаковского сельского поселения Блинова Е.Г. была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности администрации Ермаковского сельского поселения Ярославской области.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям от 18.06.2003 N 313, а именно: в нарушение п. 90 ППБ 01-03 отсутствуют указатели по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 не оборудованы площадки с твердым покрытием размером 12х12мине устроены подъезды для установки пожарных машин и забора воды в любое время года у естественных водоемов в <адрес> у пожарного водоема ручей <данные изъяты>, в <адрес> за домом рыбака, в <адрес> за домами , , , в начала и в конце поселка <адрес>, в <адрес> у реки <данные изъяты>; не оборудованы площадки с твердым покрытием: в <адрес> у пожарного водоема у амбулатории, в <адрес> у пожарного водоема на пер. <адрес> напротив магазина, у пожарного водоема в <адрес>, в <адрес> на <адрес>, у домов и , не произведена очистка пожарного водоема для нужд пожаротушения в <адрес> за домами , , , в <адрес> по <адрес> у домов и , в нарушение п. 95 ППБ 01-03 в <адрес> водонапорная башня не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Кроме того, дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселения превышает нормы прибытия пожарных подразделений к месту вызова, чем нарушена ч. 1 ст. 76 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Указанные факты нарушений зафиксированы в справке заместителя прокурора района о проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в силу ст. 55 ГПК РФ указанная справка не является доказательством по делу и не может быть положена в основу решения суда, поскольку исходит не от правомочного органа, осуществляющего контроль за соблюдением требований пожарной безопасности. Контролирующим органом является отделение надзорной деятельности по Пошехонскому району, сотрудник которого акт по результатам проверки не составлял.

На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).

Требования пожарной безопасности содержатся, в частности в ППБ 01-03, Законе N 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ст. 9 Устава Ермаковского сельского поселения Ярославской области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, обеспечение бесперебойного проезда пожарной техники к месту пожара, социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Как следует из пояснений Главы Ермаковского сельского поселения Блинова Е.Г., установлены указатели по направлению движения к водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес>. В подтверждение представлены фотоснимки, отчет о расходовании денежных средств по обеспечению пожарной безопасности, согласно которому по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ перечислены деньги за изготовление указателей.

Суд признает данные доказательства достбверными и допустимыми. Отчет оформлен надлежащим образом, подписан Главой поселения, главным бухгалтером, скреплен печатью.

Поскольку у самих водоемов соответствующие знаки не установлены, а также по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, <адрес>, то требование прокурора в этой части суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 68 вышеназванного закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушений (п. 2 ст. 68 закона).

В силу п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Как следует из объяснений Главы Ермаковского сельского поселения Блинова Е.Г., отчета о расходовании денежных средств по обеспечению пожарной безопасности, администрацией поселения оборудованы площадки с твердым покрытием размерами 12х 12 метров у водоемов в <адрес> за Домом рыбака, в конце <адрес>, имеется такая площадка у пруда в <адрес> у амбулатории. Данные доводы ничем не опровергнуты.

По утверждению Главы Ермаковского сельского поселения Блинова Е.Г. у других водоисточников обустройство площадки с твердым покрытием размером 12x12 метров технически невозможно ввиду отсутствия участка земли такого размера, наличия строений, электроопор. Ко всем водоемам имеется устойчивый грунтовый подъезд, дороги в населенных пунктах также грунтовые, водоемы расположены вблизи дорог, на расстоянии 6-8 метров от них, осуществить забор воды во всех водоемах можно беспрепятственно. Начальник отдела пожарного надзора по Пошехонскому району Карасев В.Ю. подтвердил, что у многих водоемов площадки 12х 12 метров не сделать, расстояние от дороги до водоема 5-6 метров. Площадка размером 12x12 метров предусмотрена для подъезда сразу нескольких пожарным машин. В нашем случае приедет только одна пожарная машина, поэтому нет необходимости делать площадку размером 12x12 метров.

Поскольку п. 94 ПББ 01-03 предусматривает устройство к водоисточникам подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, именно таким размером по требованию прокурора они должны быть и выполнены, а доказательств, подтверждающих возможность их оборудования в предусмотренном законом размере, в порядке ст. 56 ГПК РФ истец не предоставил, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения данного требования прокурора.

Пункт 94 ПББ 01-03 предусматривает устройство подъездов с твердым покрытием к водоситочникам при их наличии на территории населенного пункта. Закон не содержит указаний на обязательное создание в населенном пункте водоемов в радиусе 200 метров. Ответчик считает наличие в <адрес> двух прудов достаточным, мотивируя это тем, что они расположены в начале и конце поселка, по направлению к ним установлены соответствующие указатели, пруды находятся в надлежащем состоянии, к одному из них в конце поселка сделана площадка с твердым покрытием размеров 12x12 метров, ко второму устроить её технически невозможно из-за близости строений, подъезды к прудам хорошие, из них беспрепятственно можно производить забор воды. Обустройство пруда за жилым кварталом, как просит прокурор, нецелесообразно ввиду его географического расположения, подъезд к нему не удобен, содержать и расчищать его для забора воды невозможно. Кроме того, проезд к нему идет мимо другого пруда за домом , расположенного в центре поселка, рядом с грунтовой дорогой, пруд вычищен и забор воды возможен беспрепятственно. Аналогичная позиция и у начальника пожарного надзора Карасева В.Ю. Суд соглашается с данными доводами, считая их обоснованными и соответствующими требованиям законодательства о пожарной безопасности.

Прокурор, напротив, не обосновал, почему при наличии в <адрес> пяти прудов необходимо произвести очистку пруда за домами ,,.

Прокурор просит обязать ответчика произвести очистку пожарных водоемов, которые должны располагаться в радиусе 200 метров. Однако в обоснование данного требования доказательств, подтверждающих протяженность ( площадь) каждого населенного пункта, не представил.

В соответствии с п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Из объяснений Главы администрации Блинова Е.Г., начальника отдела пожарного надзора Карасева В.Ю. следует, что водонапорная башня в <адрес> на балансе администрации Ермаковского сельского поселения не состоит, находится в ведении водоканала. Это же явствует из справки, выданной Ермаковским сельским поселением за от ДД.ММ.ГГГГ. Довод прокурора о том, что водонапорная башня на балансе ни у одного из юридических лиц не значится, является голословным и не подтвержден соответствующими доказательствами в порядке ст. 56 ГПК РФ.

В силу ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Коль скоро ответчик не является собственником водонапорной башни, то требование прокурора о возложении на ответчика обязанности приспособить водонапорную башню для отбора воды пожарной техникой в любое время года удовлетворению не подлежит. Такое требование прокурор вправе предъявить к владельцу водонапорной башни.

Часть 1 статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельских поселениях не должно превышать 20 минут.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, подтверждающих невозможность прибытия подразделения к месту пожара в установленное законом время, суду не представлено.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно решать вопросы о том, как на его территории будет обеспечена противопожарная безопасность.

Пункт 8.1. ст. 14.1 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( в редакции от 25.07.2011 г.) предусматривает право органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны. Не является обязательным для органов местного самоуправления её создание и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ « О пожарной безопасности».

С учетом изложенного, суд не вправе понудить администрацию Ермаковского сельского поселения создать муниципальную пожарную охрану.

Не подлежит удовлетворению и требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации Ермаковского сельского поселения по факту не устранения нарушений Правил пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, администрацией Ермаковского сельского поселения разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на ДД.ММ.ГГГГ. Запланированные мероприятия выполняются, что помимо объяснений ответчика, подтвердил и начальник пожарного надзора Карасев В.Ю. Выделенные на проведение мероприятий противопожарной безопасности денежные средства расходуются в полном объеме, установлено 10 указателей по направлению движения к водоемам, обустроены 2 площадки с твердым покрытием, закуплены мотопомпы, огнетушители ранцевые, весной произведена опашка населенных пунктов, вычищены пруды в 15 населенных пунктах.

Предписаний и представление об устранении нарушений правил пожарной безопасности администрации Ермаковского сельского поселения не выносилось.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Ермаковского сельского поселения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные пунктом 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС № 313 от 18.06.2003, а именно: установить соответствующие знаки у пожарных водоемов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также у пожарных водоемов и по направлению движения к ним в <адрес>, <адрес>, с нанесением цифры, указывающей расстояние до водоисточника.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме-ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200